Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие международного права, его основные черты и особенности. Международное право: понятие система, функции Главной особенностью международного права является

Функции международного права

Понятие международного права и его особенности

Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право являет особой систему права, отличной от внутригосударственной. Специфика системы международного права объясняется прежде всего особенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм.

Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право" не впол­не адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jusgentium" ("право народов").

Реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главными принципами реализации его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преиму­щественно межгосударственные отношения. Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Явля­ясь творцами международных прав и обязанностей, государст­ва выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации вла­сти, - государственным суверенитетом. Суверенитет госу­дарства осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении друго­го государства (parinparemnonhabetimperium - равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в не­подчинении одного государства законодательству другого: дей­ствия государства определяются собственными законами и нор­мами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

Юридическая обязательная сила норм международного права

Юр. обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву.

Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права.

Сфера действия международного права

Под сферой действия международного права понимается область применения международно-правовых средств воздействия на объект регулирования.

Эта сфера имеет три основных аспекта - субъектный, объектный и пространственный. Соответственно, теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного права.

Субъекты и объекты сферы международного права

Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Пространственная сфера действия международного права

Пространственная (или, менее точно, территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право. Поскольку основным критерием для определения сферы действия международного права является его объект, то можно смело утверждать, что оно действует всюду, где есть межгосударственные отношения.

В договорной практике удобства ради речь обычно идет о территориальной сфере действия или применения. Очевидно, исходя из этого, некоторые юристы отождествляют пространственную и субъектную сферы. Совпадение двух сфер имеет место в тех случаях, когда речь идет о нормах, обязывающих государство к их осуществлению в пределах его территории. В других случаях они могут существенно расходиться. Так, действие универсальной нормы, обязательной для всех государств, может ограничиваться космическим пространством или Антарктикой и не иметь отношения к территории участников. С другой стороны, двусторонний договор может запретить участникам испытание ядерного оружия не только на их территории, но и где бы то ни было, т.е. может иметь глобальную сферу действия. Наконец, у такого субъекта, как международная организация, вообще нет своей территории.

Этот вопрос не смогла удовлетворительно решить и Комиссия международного права ООН. В представленном ею проекте статей о праве международных договоров содержалась статья "Применение договоров к территории", при прочтении которой создавалось впечатление, что национальное и международное право действуют на государственной территории на равных основаниях. Учитывая это, автор от имени советской делегации на Венской конференции по праву международных договоров предложил новую формулировку, которая и была принята без изменения: "Статья 89. Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории". Следовательно, была признана правильной формулировка, согласно которой нормы международного права обязывают государство, и уже оно обеспечивает осуществление норм на своей территории.

Понятие "вся территория участника" включает не только государственную территорию, но и выходящие за ее пределы пространства, на которые в той или иной мере распространяется юрисдикция государства в соответствии с международным правом.

Таким образом, наблюдается явная тенденция к расширению сферы действия международного права на все новые межгосударственные отношения. Объясняется это как появлением новых видов взаимодействия государств, так и растущей потребностью в правовом регулировании.

Возникновение международного права и периодизация его истории

Периодизация истории межд права:

Предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

Классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

Современное межд право - право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.). Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право. Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде "О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование "права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что "известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены "всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г.Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

Современное международного права и его признаки

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.

Функции международного права

Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Международное право - это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

  1. Соотношение международного и внутригосударственного права.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право есть система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Участники последних могут быть таковыми:

    Государство-государство

    Государство-международная организация

    Международная организация-международная организация

Негосударственные отношения включают в себя отношения между физическими и юридическими лицами(однако, к нашей епархии это отношения не имеет). Вообще же, международное право есть то же самое, что и международное публичное право. Основным принципом м.п. является принцип суверенного равенства государств.

Особенности м.п.:

    Регулирует только межгосударственные отношения

    Нет единого законодателя (сиречь субъекта, сиречь единого источника права). Субъекты м.п. сами создают и регулируют нормы м.п. В международном праве нет правоохранительной системы, сиречь аппарата принуждения к соблюдению норм. Посему государства сами поддерживают международный правопорядок.

Сущность же международного права заключается в согласительном его характере: итак, каждое положение м.п. есть результат согласования интересов и всегда являет собой компромисс.

Вопрос 2. Функции и система международного права.

Функции м.п. можно выделить следующие:

    Социальная (упрочение существующей международной системы путём поддержания междунар. правопорядка)

    Правовая (правовое регулирование межгос. отношений)

    Функция интернационализации (расширение и укрепление взаимодействия между государствами)

Система же международного права есть совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Вопрос 3. Основные этапы становления международного права

Периодизация истории межд права:

1. предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

2. классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

3. переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги

Наций до Устава ООН);

4. современное межд право - право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их

властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили

осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире,

явл главным образом результатом перенесения современных представлений в

совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на

жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение

для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность

нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы

нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем

отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.).

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее

одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы

внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу

исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для

создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд

права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало

губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был

накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений,

причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на

рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист,

богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые

детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между

народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств

существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге,

морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу

взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина

межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд

норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация

использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан

Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были

провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с

целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить.

С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав

регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового

союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории

участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г.

заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений.

Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились

сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии

иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г.

державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ

Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная

обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав

регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих

третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со

Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый

постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г.

Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято

решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на

принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций

в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен

Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу

межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от

доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее

концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл

утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд

права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм

право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно

изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд

организаций привело к институционализации процесса правотворчества и

правоосуществления.

Понятие международного права и его особенности. Источники международного права. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 2

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие международного права и его особенности………………………....4

2. Источники международного права……………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Введение.

Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество гос у дарств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества. Это связано с тем, что лишь на основе согласованных усилий различных государств во з можно достижение таких целей как обеспечение мирного сосуществования различных государств и народов, освоение космического пространства и м и рового океана, борьба с глобальными проблемами современности и т.д. Но р мы международного права получают закрепление в системе его источников. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение понятия межд у народного права, его особенностей и источников.

Объектом рассмотрения в данной работе является понятие междун а родного права, его особенности и источники.

Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения отеч е ственных ученых относительно понятия международного права и его особе н ностей.

Целью данной работы является изучение понятия международного пр а ва, его особенностей и источников.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач: 1) рассмотреть понятие международного права и его особенности; 2) охарактеризовать источники международного права.

Методологию данной работы составляют такие методы как общенау ч ный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод и т.д.

В теоретическую базу данного исследования входят работы К.А. Бек я шева, Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова и других ученых.

Структуру данной работы составляют два параграфа, а также введение, заключение и список использованной литературы.

1. Понятие международного права и его особенности.

Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права 1 .

В научной литературе справедливо отмечается, что термин «международное право» является не совсем корректным. Более правильным явилось бы использование термина «межгосударственное право», поскольку его нормы создаются не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими образованиями посредством взаимосогласованных решений, предназначены для регламентации межгосударственных взаимосвязей, реализуются и обеспечиваются действиями самих государств и межгосударственных механизмов 2 . Однако в связи с тем, что в отечественной юридической науке преимущественно используется термин «международное право», именно он будет применяться при написании данной работы.

Относительно функций международного права в научной литературе имеет место дискуссия. Согласно одной точке зрения, основной функцией международного права является управление деятельностью субъектов в соответствующих сферах международных отношений. Иными словами, согласно данной точке зрения, международное право должно управлять международной деятельностью государств. Согласно другой точке зрения, международное право выполняет лишь координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах. Однако наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой международное право реализует обе указанные функции 3 .

В научной литературе отмечается, что с окончанием Второй мировой войны и принятием в 1945 году Устава ООН произошло изменение сущности международного права. Если ранее так называемое классическое международное право представляло собой право войны и мира, то современное, или новое, международное право называется правом мира, безопасности и сотрудничества 4 .

Международному и внутреннему праву присущи некоторые общие признаки (государственно-волевой характер, использование правовых норм в целях регулирования общественных отношений, возможность принудительного обеспечения соблюдения норм права и т.д.). В то же время между этими двумя системами отмечают различия: между их субъектами, предметами регулирования, способами образования норм и их осуществления, в том числе в необходимых случаях в использовании государственного принуждения для обеспечения соблюдения этих норм 5 .

В настоящее время международное право характеризуется следующими чертами:

1) Запрет норм права войны, отсутствие права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, права завоевания. Нарушение этих норм признается агрессией;

2) Антиколониальный характер. Современное международное право основано на принципе равноправия и самоопределения народов 6 ;

3) Общедемократический характер. Современное международное право регулирует отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. Таким образом, международное право постепенно преодолело характерный для него ранее дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны 7 ;

4) Существование универсальных норм международного права, т.е. общепризнанных принципов и норм, имеющих обязательную силу для всех государств (jus cogens – «неоспоримое право»);

5) Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Конституции многих государств современного мира провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы данных государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора;

6) Направленность на обеспечение безопасности и применение мирных средств при разрешении международных споров. Современное международное право содержит нормы о неприменении силы, о разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир;

7) Закрепление в международном праве нормы «общего наследия и достояния человечества» (например, в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды);

8) Приоритетная направленность норм международного права на защиту прав и свобод человека;

9) Расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права: право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса и т.д. Кроме того, помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например, нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.;

10) Появление норм о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то современное международное право предусматривает возможность применения принудительных мер к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения;

11) Трансграничный характер: происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства самоограничивают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов 8 .

Таким образом, современное международное право с одной стороны аккумулирует достижения философской, правовой и политической мысли различных народов, и с другой стороны способствует их трансляции по всему миру. Значение международного права в современном мире и в международных отношениях заключается в том, что оно способствует обеспечению мира и безопасности, признанию, реализации и защите прав и свобод человека.

2. Источники международного права.

Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы. Источники международного права – это конечный результат (или способ) процесса нормообразования 9 . Этот процесс включает в себя согласование воль, позиций, интересов государств и иных субъектов международного права. Согласование означает взаимообусловленность воль, т.е. согласие государства дается под условием аналогичного согласия другого государства. Процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласование норм государств относительно содержания правил поведения и согласование воль относительно признания их в качестве юридически обязательных. Иногда эти стадии могут не совпадать. Так, например, в процессе разработки Конвенции по морскому праву 10 на III Конференции по морскому праву государства согласовывали многие новые правила. В 1982 году Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания и ратификации. Однако не все государства сразу дали согласие на юридическую обязательность ее норм. Указанная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года, а РФ ратифицировала ее 26 февраля 1997 года. Таким образом, прошло 15 лет до дачи согласия на обязательность Конвенции. На международное правотворчество, итогом которого является создание источников права, влияют многие факторы: внешняя политика и международно-правовая позиция государств, их национальные интересы и законодательство; соотношение сил между государствами и их фактическое, реальное влияние на международное правотворчество; мировое общественное движение и мнение 11 .

При характеристике источников международного права целесообразно обратиться к ст. 38 Статута Международного суда ООН 12 , предусматривающей решение судом переданных ему споров на основании международных конвенций, международного обычая, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, а также судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательных средств для определения правовых норм. Рассмотрим указанные источники международного права подробнее.

В Венской Конвенции о праве международных договоров 13 1969 года подчеркнуто все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. Указанная конвенция определяет международный договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В научной литературе отмечается, что договор является основным средством создания норм современного международного права. При этом источником международного права являются только правообразующие договоры, т.е. договоры, предусматривающие новые общие нормы будущего международного поведения, или подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера 14 .

Международно-правовой обычай понимается как молчаливое или подразумеваемое соглашение. Самое главное для понимания процесса формирования международно-правового обычая: практика государств и признание ими юридической силы обычая, или, иначе, должна быть юридическая убежденность, понимание того, что возникшее правило является нормой международного права. Не случайно в п. "b" ст. 38 Статута Международного суда ООН закреплено, что Суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Практика должна быть определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. И если другие государства молчат, не протестуют, не возражают, то это означает, что сформировалась норма, признанная государствами как источник международного права 15 .

Как уже упоминалось, Статут Международного суда ООН относит к числу источников международного права «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права имеет место дискуссия, что относится к общим принципам права. Сторонники одной точки зрения отмечают, что под общими принципами права следует понимать прежде всего основные принципы международного права. Согласно второй концепции под общими принципами права понимаются принципы внутригосударственного права различных государств 16 . Более верной представляется первая из приведенных точек зрения. В научной литературе отмечается, что к рассматриваемым принципам относятся, например, законность, равенство, справедливость, добросовестность. Кроме того, к таким общим принципам относятся и юридические постулаты, правила юридической логики и юридической техники, в том числе пришедшие из римского классического права. Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и т.д. 17

Правовая доктрина может быть определена как система идей о праве, признаваемых в качестве обязательных официально государством или юридической практикой в силу их авторитета и общепринятости, выражающих определенные социальные интересы, определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права. В научной литературе отмечается, что правовая доктрина используется в мнениях судей и выступлениях представителей сторон, но не в судебных решениях. В связи с этим значение доктрины состоит прежде всего в том, что она может быть основой для создания впоследствии норм обычного права и международного договора 18 .

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. В связи с этим в научной литературе отмечается, что судебные решения выступают лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, косвенного источника международного права. В число источником международного права помимо решений Международного суда ООН входят решения иных судов, например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека и т.д. 19

В научной литературе в число источников международного права также включаются:

1) Акты международных конференций. Международные конференции принимают акты как источники права и как рекомендации и политические договоренности. В качестве примера актов международных конференций как источников права могут быть названы Венские Конвенции о дипломатических сношениях 20 и о консульских сношениях 21 . Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 22 1990 года;

2) Акты международных организаций. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций – нетрадиционным. Правовая природа таких актов является неоднозначной. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении Резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН (к ним, например, относится Всеобщая декларация прав человека 23 1948 года). Остальные Резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права 24 ;

3) Односторонние акты государств. Не все односторонние акты государств содержат правила поведения. К источникам международного права могут быть отнесены, например, заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и т.д. По этим актам государство берет на себя определенные обязательства 25 .

Заключение.

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

1) Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права;

2) Международное право реализует функцию управления деятельностью субъектов международных отношений и координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах;

3) Современное международное право характеризуется следующими чертами: запрет норм права войны; антиколониальный и общедемократический характер; направленность на обеспечение безопасности; приоритетная направленность на защиту прав и свобод человека; расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности; появление норм о международной правовой ответственности государств и т.д.;

4) Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы. Источники международного права – это конечный результат (или способ) процесса нормообразования;

5) К источникам международного права относятся: международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрина. Кроме того, к источникам международного права относятся акты международных конференций, акты международных организаций, односторонние акты государств.

Список использованной литературы.

1) Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 47-63.

2) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

3) Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.

4) Венская конвенция о консульских сношениях (Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

5) Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

6) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23 июля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.

7) Парижская хартия для новой Европы (Принята в г. Париже 21 ноября 1990 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 42-54.

8) Бекяшев К.А. О понятии международного публичного права // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 4. С. 987-1000.

9) Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 5-19.

10) Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. (СПС КонсультантПлюс).

11) Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

12) Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.

13) Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С.

14) Сивцов А.С. Доктрина в системе источников публичного права (на примере международного права) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 126-147.

1 Бекяшев К.А. О понятии международного публичного права // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 4. С. 988, 996.

2 Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М., 2007. С. 43.

3 Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2009. С. 18.

5 Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 6.

6 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

7 Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М., 2007. С. 47.

8 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

9 Сивцов А.С. Доктрина в системе источников публичного права (на примере международного права) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 126.

10 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23 июля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.

11 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

12 Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 47-63.

13 Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

14 Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2009. С. 26.

15 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

16 Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 12.

17 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

18 Сивцов А.С. Указ. соч. С. 126.

19 Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2009. С. 30-31.

20 Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.

21 Венская конвенция о консульских сношениях (Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

22 Парижская хартия для новой Европы (Принята в г. Париже 21 ноября 1990 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 42-54.

23 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

24 Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011. (СПС КонсультантПлюс).

25 Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2009. С. 32.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10424. Понятие, сущность и особенности международного маркетинга 6.79 KB
Понятие сущность и особенности международного маркетинга Свременное понимание концепции маркетинга основано на философии согласно которой маркетинговая деятельность воспринимается не только как попытки компании по формированию и удержанию рынка для предприятия.Котлеру концепция маркетинга утверждает что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и более продуктивным способом. При этом учитывается необходимость адаптации производимой...
4874. Анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права 54.81 KB
Основные черты терроризма. Причины возникновения и современное состояние терроризма. Классификация современных форм терроризма. Особенности современного терроризма в России.
15874. Новые слова в системе терминов дипломатии и международного права узбекского языка 16.91 KB
УМЭиД дипломатии и международного права узбекского языка на материале текстов сферы международных отношений конца ХХ-начала XX1 века История терминов относящихся к сфере международных отношений далее в статье - СМО связана с такими важными областями человеческой деятельности как история юриспруденция политика экономика дипломатия культура. Лингвистический анализ документов СМО учебников толковых и терминологических словарей по международному праву и дипломатии советского периода и периода...
18285. Нормы международного и внутригосударственного права, регулирующие правовое положение беженцев в некоторых странах 110.73 KB
Понятие беженцев в современном международном праве. Практика межгосударственного сотрудничества по проблемам беженцев в рамках международных организаций. Историко-правовые аспекты развития прав беженцев. Критерии определения статуса беженцев.
4331. 5.17 KB
Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...
6325. 24.39 KB
От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов содержащих нормы гражданского права. Предмет гражданского права – это те общественные отношения которые регулируются нормами гражданского права а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения характеризующиеся равенством автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.
9861. Понятие семейного права, его место в системе российского права 23.99 KB
Определение отраслевой принадлежности семейного права - одна из важных теоретических проблем. На этот счет существует две полярные точки зрения: семейное право есть составная часть, отрасль права гражданского; семейное право самостоятельно и независимо. В наше время ответ на вопрос о самостоятельности семейного права имеет принципиальный, можно сказать
6884. Понятие конституционного права как отрасли права 7.56 KB
Понятие конституционного права как отрасли права. Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Предметом конституционного права являются те отношения которые являются базовыми основными в каждой из областей жизни. Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения.
10899. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы и функции гражданского права 28.68 KB
Принципы и функции гражданского права. Понятие частного права. Гражданское право как отрасль права как наука как учебная дисциплина.
18897. 78.53 KB
Керимова который выдвигает три основания понимании и определении права: Во-первых правом является не только то что установлено или санкционировано официальными органами государства но и то что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности общества; право существует не только в форме официально-институциализированной нормативности но и во многих иных видах в том числе и в ненормативных формах.; право нельзя сводить лишь к статической совокупности его нормативных и ненормативных установлений поскольку смысл права – в его...

Особенности:

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права.Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

а) преступление геноцида.

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступление агрессии.

Договор о запрещении ядерных испытаний в 3 средах 1963

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. Договор вступил в силу 10 октября 1963 года и был открыт для подписания другими странами с 8 августа 1963 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Депозитариями Договора являются СССР (Российская Федерация), США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.

Ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый данным Договором, был расширен до безусловных рамок Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, который, однако, не подписали или не ратифицировали некоторые ядерные державы и другие страны.

Соотношение международного и внутригосударственного права.

Сущность МП раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственного правом.

Обе правовые системы имеют много общих черт и отличий.

Сходство:

1) Представляют собой совокупность юр. норм и принципов, обязательных для субъектов МП

2) Обладают сходной структурой (принципы, отрасли)

3) Используют одни и те же юр. конструкции и определения

Различия:

1. Две правовые системы различаются по объекту регулирования:

МП – общественные отношения, исключительно с участием публичного иностранного элемента.

Внутригосударственное право – регулирует с участием международных аспектов только в том числе.

2. Субъектами МП – государства, нации и народы, борющиеся за государственную независимость, международные организации, государственно-подобные образования

Внутригосударственного права - физ. и юр. лица

3. По доминирующим источникам:

МП – обычай, договоры

Внутригосударственное право – НПА в виде закона

4. По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

5. По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства.

В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накоплении и применения химического оружия и его уничтожения 1993 г.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия. К августу 2010 года 188 государств являются участниками этой конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её

Ключевые пункты Конвенции

· Запрещение производства и применения химического оружия

· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

Субъекты современного международного права. Содержание и их правосубъектности.

Субъекты МП – участники международных отношений, установленных нормой права, обладающие международными правами и обязанностями.

Субъекты МП:

a) Государства

b) Нации и народы, ведущие международную вооруженную борьбу в порядке на самоопределение и осуществляющие полномочия

c) Международные межправительственные организации

d) Государственно-подобные образования

Они характеризуются признаками атрибутивного характера:

1. Международной правосубъектностью (международная правоспособность и международная дееспособность)

международная правоспособность – это способность субъекта МП иметь субъективные права, и нести юридические обязанности. Все субъекты МП обладают договорной правоспособностью.

международная дееспособность – осуществление субъектом МП самостоятельно своих прав и обязанностей.

Правосубъектность:

1) Общая – способность участников быть субъектом МП в целом

2) Отраслевая – способность быть стороной международного правоотношения в определенной области межгосударственных отношений

3) Специальная – способность быть участниками определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли международного права

Международная правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других участников международных отношений. Сам факт появления государства порождает его международную правосубъектность. В отличие от других субъектов МП государства обладают универсальной правоспособностью, то есть способность иметь права, нести обязанности во всех сферах международной жизни.

2. Суверенностью

Под суверенностью субъекта МП понимают его определенную независимость от других субъектов МП в принятии и реализации того или иного решения по вопросам международной жизни.

3. Международными субъективными правами и юридическими обязанностями

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и не суверенными.

42. Преступления, влекущие выдачу преступников. Правовые основания (правила) выдачи преступников (экстрадиция).

В международном праве выделяют две разновидности выдачи преступника: выдача для осуществления уголовного преследования и выдача для исполнения наказания.

Под выдачей преступников (экстрадицией) понимается передача лиц, совершивших преступления (преступников), одним государством (запрашиваемым), на территории которого они находятся, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является преступник. Нормативным основанием для выдачи преступников служат:

1) многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений. В таких случаях Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами»;

2) многосторонние конвенции об оказании правовой помощи по уголовным делам. «Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение»;

3) двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам либо о выдаче преступников.

4) национальное законодательство.

Юридическим основанием для выдачи преступника служит факт совершения им преступления. Международные договоры (как многосторонние, так и двусторонние) четко определяют категории преступлений, влекущих выдачу преступников.

Выдача для исполнения наказания имеет те же нормативные основания, что и выдача преступников для осуществления уголовного преследования. В частности, таковыми являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - членов СНГ, а также Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., подписанная бывшими социалистическими государствами, в том числе СССР.

Юридическим основанием для выдачи служит приговор, вынесенный судом запрашиваемого государства в отношении гражданина запрашивающего государства. Причем выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые, во-первых, в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и, во-вторых, за совершение которых лицо было приговорено к лишению свободы.

Передача осужденного для отбывания наказания может иметь место только после вступления приговора в законную силу. Наказание отбывается на основании приговора иностранного суда. Причем в отношении лица, переданного для отбывания наказания в государство, гражданином которого оно является, наступают те же правовые последствия осуждения, что и для всех других лиц, осужденных в данном государстве за совершение такого деяния.

Правопреемство и его виды.

Правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому. При этом правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство Различают универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство.

В случае универсального правопреемства правопреемник занимает место своего предшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается законом. Типичными примерами универсального правопреемства являются наследование (право) и правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Например, при присоединении одного юридического лица к другому, присоединяемое лицо считается реорганизованным (статья 57 Гражданского кодекса РФ), а все его права и обязанности в полном объёме переходят к лицу, к которому оно присоединено.

При принятии наследства к наследнику (наследникам) в полном объёме переходят права и обязанности наследодателя. Наследство не может быть принято частично.

В случае сингулярного правопреемства правопреемник встает на место правопредшественника лишь в части тех правоотношений, на которые распространяется правопреемство. Например, в случае уступки права (требования), права и обязанности кредитора вытекающие из соответствующего обязательства, переходят к другому лицу.

Примерами сингулярного правопреемства являются, также, перевод долга, завещательный отказ и др.

Понятие международного права как правовой системы и его особенности.

МП - особая правовая система, регулирующая международные отношения посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливого выражения (обычай) согласия между ними и обеспечиваемых принуждением, форма, характер и пределы, которого определяются в международных соглашениях.

МП – особая правовая система, совокупность договорных и обычных норм, применяемых субъектами международного права для международного общения.

Особенности:

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами.

Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат - par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН).

Международное право имеет согласительную природу - в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году