Развернутый план по теме семейное право. Семья, как социальный институт
Ключевые слова: семья, брак, функции семьи, виды семьи, брак.
Семья - это малая социальная группа и одновременно социальный институт. В качестве малой социальной группы она удовлетворяет личные потребности людей (продолжение рода, воспитание и т.п.), а в качестве института - потребности общества (пополнение общества новыми членами, организация воспитания нового поколения и т.д.). Таким образом, семья - это основанная на кровном родстве и браке малая социальная группа и социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения и первичную социализацию детей. Семья - "ячейка" общества, важнейший элемент его социальной структуры.
Семья выполняет целый ряд функций:
Репродуктивная - обеспечивает воспроизводство населения, удовлетворяет потребность человека в продолжении рода;
Социализирующая - осуществляет первичную социализацию индивидов;
Хозяйственно-бытовая - организует совместный быт супругов, детей, ведение домашнего хозяйства и уход за детьми и престарелыми членами семьи;
Экономическая - осуществляет материальную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных своих членов;
Социально-статусная - предоставляет своим членам статусы, передаёт их по наследству (национальность, принадлежность к религии и т.п., а также помогает достичь новых статусов;
Эмоциональная - оказывает психологическую поддержку своим членам;
Защитная - физически, экономически, социально защищает своих членов;
Досуговая - организует рациональный досуг для каждого своего члена.
Функции семьи исторически изменчивы и зависят от типа общества. Так, в условиях древности семья выполняла в основном лишь репродуктивную функцию, в то время как остальные функции успешно реализовывались общиной, племенем. В это время преобладало общественное воспитание, прежде всего, воина. Быт и досуг организовывались чаще всего общиной. В современном мире можно отметить расширение функций семьи.
Семьи в современном мире многообразны. Можно выделить несколько классификаций семей. По критерию количества членов можно выделить типы семей:
Нуклеарная - супружеская пара с детьми или без них; в такой семье представлены под одной крышей максимум два поколения. Таковых семей сегодня большинство. Дети, которые создали свои семьи, стараются жить без родителей.
Расширенная - семья, включающая более двух поколений (бабушки, дедушки, внуки и т.д.), либо родственников, организующих совместный быт.
По типу супружеских отношений выделяют семьи:
Моногамные - супружеская пара: один муж и одна жена. В России допустимы только такие семьи;
Полигамные - многожёнство; один муж и много жён. Полигамные семьи распространены сегодня на Востоке.
Семьи также отличаются характером отношений между супругами, детьми. По этому критерию можно выделить семьи:
Патриархальные (традиционные) - семьи, безусловным главой которых является муж; женщина занимает подчинённое положение. Такая семья основана на авторитете мужчины. Он - "добытчик", женщина - "хранительница очага";
Демократические (партнёрские) - семьи, основанные на равноправии мужчины и женщины; решения в такой семье чаще всего принимаются совместно, возможно смешение обязанностей - так, муж может исполнять некоторые традиционно женские роли (например, приготовить пищу), а жена - мужские (например, строить карьеру и т.п.).
Брак - это исторически меняющаяся и в настоящее время урегулированная законом форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая их сексуальную жизнь, рождение детей и устанавливающая супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. В России брак урегулирован семейным правом, основа которого - Семейный кодекс. Брак строится на принципах добровольности союза мужчины и женщины, равноправия супругов и т.д.
Можно выделить виды брака:
Гражданский брак - союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном законом порядке. Именно такой брак порождает все юридические последствия, предусмотренные Семейным кодексом. Однако, его часто путают с сожительством - незарегистрированным длительным совместным проживанием мужчины и женщины;
Церковный брак - отношения мужчины и женщины, основанные на традициях религиозных норм, венчания и т.д. Такой брак в России не порождает юридических последствий.
СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыповой О.Ш.
Цели урока:
Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.
План урока:
Семья как социальный институт.
Социальный институт брака.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Бытовые отношения
Семья как социальный институт
Семья как малая гpyппa - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной oтветственностью.
Семья как социальный
институт – это объединение,
которое характеризуется
совокупностью
социальных норм, санкций и
образцов поведения,
регламентирующих
взаимоотношения между
супругами, родителями,
детьми и другими родственниками.
Функции семьи
Наименование функции
Репродуктивная
Ее сущность
Социальная
Воспроизводство новых членов общества.
Экономическая
Формирование индивида как личности.
Защитная
Общее хозяйство, помощь, поддержка.
Статусная
Физическая, экономическая, психологическая защита.
Эмоциональная
Принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т. д.
Досуговая
Доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь
Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи
Вида брака
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности
Наименование видов
Юридический брак
Характеристика брака
Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов
Вида брака
Гражданский брак
Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители не могут наследовать имущество друг друга.
Церковный брак.
Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права
Вида брака
В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, создание таких союзов.
Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны, в том числе и Россия,запрещают однополые браки
Виды семей
По числу детей семьи делятся на малодетные, многодетные, бездетные
По характеру распределения
домашних обязанностей:
традиционная домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом несет
мужчина, ему же принадлежит основная власть;
коллективистская: обязанности выполняются совместно или по очереди
Виды семей
По родственной структуре:
полигамная:
жена с мужьями или муж с женами;
расширенная:
нуклеарная:
супружеская пара с детьми;
супружеская пара с детьми и кто- то из родственников, проживающих с ними
Виды семей
По типу воспитания:
либеральная строится на
самоопределении личности
независимо от традиций,
привычек;
демократическая постепенно
прививает ребенку такие черты, как, например, сопричастность к судьбам других людей
Жизненный цикл семьи:
Начало деторожде
ние в брак
ния - рождение первого ребенка
Окончание деторождения - рождение последне
«Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родитель
го ребенка;
ской семьи последнего ребенка;
Прекращение существо
вания семьи - смерть одного из супругов.
Прекращение существования семьи
Рождение семьи
Принципы регулирования семейных отношений в РФ
Правовое регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Добровольность брачного союза;
Равенство прав в семье;
членов семьи
Разрешение внутри
семейных вопросов
по взаимному согласию;
Приоритет семейного воспитания детей;
Защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных
Преобладание нуклеарных семей
Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена
Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы,нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания
Тенденции развития и проблемы семьи
Уменьшается число законных браков, растет число свободных
Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений
Усиливается девиантное поведение в семье злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие
Проблема неполной семьи
Рост социальных сирот
Тенденции развития и проблемы семьи
Альтернативы семье
Детоцентристская семья
Разделение институтов семьи и брака
Супружеская семья
Частичная утрата некоторых функций семьи
Бытовые отношения в семье
В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это
устойчивая система
повседневных
непроизводственных
связей между людьми по
поводу удовлетворения их
первоочередных нужд
(в пище, одежде, жилье,
поддержании здоровья,
уходе за детьми, а также
общении, отдыхе,
развлечении, физическом
и культурном развитии).
Бытовые отношения в семье
Бытовые отношения в семье следует воспринимать в двух аспектах – в зависимости от времени, которое каждый член семьи тратит на совместный быт, а также в зависимости от отношениях.
того, каким образом обязанности разделены между супругами и детьми.
Согласие в бытовых отношениях –важная составляющая счастливой семьи. Причиной подавляющего большинства разводов являются разногласия супругов в бытовых отношениях.
Семья является самым древним социальным институтом. Она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Непреходящая социальная ценность семьи обусловлена тем, что она связана с производством и воспроизводством, воспитанием детей, передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и общественного сознания.
Сегодня семья как социальный институт переживает сложные времена. В семье находят отражение противоречия общественной жизни. Условия существования семьи зависят от ситуации в стране, состояния экономики, уровня развития социальной сферы, нравственной атмосферы общества. Но и семья существенно влияет на жизнь общества. Ей принадлежит решающая роль в воспроизводстве самого человека, продолжения человеческого рода, воспитания детей, физического и духовного развития личности.
Что такое семья с точки зрения социологии? «Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .
Семья – это родительские и супружеские отношения, которые имеют не только моральную , но и правовую основу. Семья как социальный институт имеет общественную и государственную поддержку. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизни, семья изменяется и развивается под воздействием экономических отношений, морали и быта.
Главным фактором институциализации семьи является брак . Исторические формы брака менялись, и сейчас они различаются. Первой исторической формой отношений между мужчиной и женщиной был промискуитет, или неупорядоченные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, то есть отношения между несколькими мужчинами и женщинами; существует также полигамный брак – брак между одним или несколькими индивидами (многоженство называется полигамией, а многомужество – полиандрией). Наконец, цивилизованная форма брака – это моногамия.
Исследования антропологов в середине XX века показали, что в мире моногамия преобладает в 40 культурах, полигамия – в 145, в двух культурах (Тибет и одно из племен Южной Индии) сохранилась полиандрия .
Современный брак – это достаточно сложный социальный институт, представляющий «совокупность социальных норм, санкционирующих отношения мужчин и женщин, а также систему их взаимных обязательств и прав, существенных для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы» . К юридически закрепленным нормам относят вопросы владения имуществом, проблемы, связанные с расторжением брака, минимальным возрастом вступления в брак, вопросы материальной ответственности за несовершеннолетних детей и т.д. Остальные брачно-семейные отношения регулируются принятыми в данном обществе нормами морали. Это – добрачное поведение, возраст начала половой жизни, внебрачные половые отношения, отношения супругов и детей после развода и др.
Социологические опросы показывают, что 85% населения уверены в том, что человек обязательно должен вступить в брак, 12% считают это необязательным. Что же касается моральной стороны вопроса, то сожительство без брака считают недопустимым 22%, вполне допустимым – 34%, иногда допустимым – 34% .
Семья как социальный институт характеризуется и рядом важнейших социальных функций , которые она выполняет.
1. Репродуктивная . Биологическое воспроизводство населения.
2. Воспитательная . Первичная социализация личности, передача всего культурного наследия общества.
3. Экономическая . Экономическая поддержка членов семьи, распределение семейного бюджета, «семейная экономика»; вся деятельность по поддержанию уровня жизни семьи.
4. Хозяйственно-бытовая . Поддержка жилища и уход за ним, уход за членами семьи, соблюдение гигиены питания, отдыха.
5. Регулятивная . Осуществление первичного социального контроля за поведением членов семьи, взаимная моральная ответственность.
6. Духовная . Интеллектуальное и культурное развитие членов семьи, их духовное взаимообогащение.
7. Статусная . Передача социального статуса, воспроизводство социальной структуры.
8. Досуговая . Совместная организация и проведение досуга, общение, реализация интересов членов семьи.
9. Эмоциональная . Эмоциональная стабилизация индивидов, семейная психотерапия.
10. Сексуальная . Удовлетворение сексуальных потребностей человека.
В любом обществе семья выполняет эти функции. Как уже отмечалось, главная функция семьи – репродуктивная. Сегодня в мире происходит демографический взрыв. На Земле проживает более 5,5 млрд. человек. Ежегодный прирост населения в мире – 100 млн человек. С 1800 по 2000 год население земного шара выросло в 5 раз. В то же время, в развитых странах идет резкое сокращение рождаемости. Как известно, это касается и России, в которой действуют две противоречивые тенденции – огромное количество беременностей и абортов (130-140 абортов на 100 рождений) и резкое сокращение рождаемости.
В 1990-е – начале 2000-х гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) для всего населения России опустился до самого низкого за послевоенный период уровня. В этот период страна теряла до миллиона человек ежегодно. Так, в 2004 г. число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза . Лишь с 2009 г. наметилась тенденция к стабилизации демографической ситуации.
В современной экономической и социокультурной ситуации существенно изменилось отношение к детям. В шкале ценностей молодой семьи дети занимают далеко не первое место (после хорошей работы, зарплаты, жилья и др.). Хотели бы иметь детей сразу же после женитьбы только 3-5% молодых пар.
Что касается воспитательной функции семьи, то она в современных условиях также не выполняется в полной мере. Сокращается не только количество детей, но и уменьшается роль родителей в их воспитании. Наиболее остро проблема воспитания стоит в неполных семьях. Так, по данным социологов, после развода часто видятся с отцом только 34% мальчиков и 19% девочек, а 23% не видятся совсем, остальные видятся редко. Среди тех детей, кто рожден вне брака, никто не видится со своим отцом.
Но и в полных семьях из-за загруженности, занятости родителей детям уделяется очень мало внимания. Современные дети растут в условиях депривации (недостаток родительской любви и заботы). По данным пермских социологов, удовлетворены своими взаимоотношениями с родителями только половина из опрошенных детей, причем с возрастом удовлетворенность отношениями с родителями падает. Удовлетворены своими отношениями с папой и мамой только 61% детей до 13 лет, 50% 15-летних, 49% шестнадцатилетних подростков. В возрасте 16 лет каждый третий подросток отметил, что его отношения с родителями «так себе» .
Семья является главным фактором первичной социализации личности . Именно в семье дети должны усваивать основные знания для исполнения ролей взрослых. Но сегодня только 34% детей хотели бы походить на своих родителей.
В любом обществе семья играет экономическую роль. В крестьянских семьях члены семьи являются одновременно и членами трудового коллектива, объединения. Сегодня мы это можем наблюдать в фермерских семьях. В городских семьях экономическая функция тоже сохраняется – это зарабатывание и трата денег, работа в саду, на даче, приработки – в том числе и несовершеннолетних членов семьи. Одним словом, пока семья будет принимать участие в производстве и распределении материальных благ, она будет выполнять экономическую функцию. Сегодня это особенно сложно, так как реальные доходы людей за последние годы сократились в 2-3 раза, а более 30% россиян живут за чертой бедности.
Экономическая функция очень тесно связана с хозяйственной и бытовой. Сегодня в России уже нет очередей, ликвидирована талонная система распределения, полки магазинов заставлены великолепной бытовой техникой, но далеко не каждая семья может ее приобрести. Сохраняется высокая степень занятости женщин в домашнем хозяйстве.
Семья выполняет эмоциональную и сексуальную функции. Это пространство личной жизни человека, эти роли в семье очень велики. Так, по данным ВЦИОМ, основными мотивами вступления в брак сегодня являются:
Желание в перспективе иметь детей – 56%
Желание иметь рядом человека, который поймет тебя – 37%
Чувствовать себя кому-то нужным – 37%
Чтобы не быть одиноким – 26%
Семья – это нравственный долг человека – 26%
Желание иметь уютный дом, благоустроенный быт – 24%
Не расставаться с любимым – 19%
Иметь постоянного сексуального партнера – 7%
Так поступают все – 7%.
Многие исследователи отмечают отсутствие четкой системы оценок применительно к такой области, как правильное сексуальное воспитание. Сегодня носителями этих норм являются уже не государство, религия, культура, а отдельные социальные группы. В сфере сексуальной морали давно уже подверглись переоценке такие понятия, как долг, честь, верность, женское и мужское достоинство.
Сегодня вопрос о половом воспитании стоит острее, чем когда-либо. Во-первых, сексуальная распущенность – это болезни. Каждый четвертый подросток является носителем инфекционной болезни, передающейся половым путем – от трихомоноза до сифилиса. Так, если в 1980 году сифилисом болело 10-11 человек на 10 тыс. населения, то в 1995 г. – 2 тыс. на 100 тыс. За 2009 г. в Перми выявлено 2358 случаев заболеваний сифилисом с впервые установленным диагнозом . Заболеваемость у подростков сифилисом выросла за последние годы в 3 раза, другими заболеваниями – в 6,3 раза.
Деформации в половом воспитании приводят к антисоциальному поведению, к половой распущенности, росту насилия. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, невозможно запретить внебрачные сексуальные отношения, но вполне возможно не допускать, чтобы они приобретали антисоциальный характер.
Сегодня на половое воспитание деформирующее влияние оказывают средства массовой информации (пресса, видео, кино, Интернет, огромное количество порнографических и полупорнографических изданий). Ситуация усугубляется и тем, что далеко не все родители могут найти нужный тон, необходимую информацию, достаточный уровень культуры, чтобы подготовить своих детей к этим сложным вопросам. Поэтому основным источником информации о сексуальной жизни для девушек, например, являются подруги – 56%, для 22-23% – это видеофильмы, родители и взрослые – для 8%, медики – для 4%, учителя – для 1%.
В семье на сексуальное воспитание влияет, прежде всего, закрытость этой темы, боязнь непонимания, наказания, отсутствие культуры общения, как у родителей, так и у подростков. Родители часто насаждают у детей стереотипы вместо реального отношения к жизни:
1) негативные установки – воспитание в духе неприязни к противоположному полу, попытка любой ценой удержать от этих отношений, но запретный плод, как известно, сладок;
2) воспитание в духе стереотипов – все юноши – обманщики, пьяницы и наркоманы; а все девушки развратницы и вешаются на шею, хотят, во что бы то ни стало на себе женить;
3) воспитание в духе полного аскетизма – однозначное отрицание половой жизни до какого-то времени, представления о сексуальной жизни молодежи как о чем-то «грязном», что кончается сифилисом, СПИДом, абортом и другими несчастьями;
4) потребительское воспитание – интуитивно используются внешние данные или другие достоинства своих детей для приобретения «выгодного» жениха или невесты, иногда прямо провоцируются ситуации, приводящие впоследствии к браку;
5) собственнические настроения – стремление во всех жизненных ситуациях принять решение за своего ребенка;
Главной же трудностью сексуального воспитания является процесс акселерации, несоответствие умственного, морального и физического созревания современных молодых людей. Если раньше переходный возраст определялся ювенологами в 14-15 лет, то сегодня девушки созревают к 12-13 годам, а юноши – к 13-14. Это необходимо учитывать как в педагогике, так и в медицине. Но совершенно недопустимо, чтобы в обществе усиливалась терпимость к добрачным половым связям, к более раннему началу половой жизни. Недопустимо и снижение границ дозволенного, запрещенного общечеловеческой моралью, так как все это приводит, в конечном счете, к нарушению репродуктивной функции уже в подростковом возрасте. По данным выборочных исследований, около 30-40% девушек 15-18-летнего возраста страдают заболеваниями, которые приводят к нарушению репродуктивной функции, а в возрасте 18-23 года таких уже 23%.
Но, в то же время, необходимо оценивать ситуацию реалистически, нельзя впадать в две крайности – от «свободы секса» до утверждения о половой распущенности молодежи. Социологические данные показывают, что более половины молодых людей, вступающих в ранние сексуальные отношения, делают это, по их мнению, с любимым человеком, чтобы избежать одиночества, иметь близкого друга и т.д., а не просто из разврата. Следовательно, определенная роль отводится чувствам. Поэтому необходимо правильно воспитывать сами чувства.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Административная юрисдикция в Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
3. Субъекты административной ответственности:
а) граждане с 16 лет;
б) должностные лица (руководители организаций);
в) юридические лица.
4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:
а) нарушитель;
б) потерпевший;
в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
5. Виды административных наказаний:
а) предупреждение;
в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;
г) лишение специального права;
д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);
е) выдворение за пределы России и др.
6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие права.
2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3) Отличия права от других видов социальных норм.
4)Структура системы права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права
5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Юридическая ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие юридической ответственности.
2) Цели юридической ответственности:
а) восстановление нарушенного права;
б) наказание правонарушителя;
в) предотвращение противоправного поведения и др.
3) Виды юридической ответственности:
а) гражданско-правовая;
б) административная;
в) уголовная;
г)дисциплинарная.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права.
2.Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:
а) события (происходят помимо воли и желания людей).
б) действия зависят от воли и желания людей).
3. Классификация юридических фактов по правовым последствиям:
а) правообразующие;
б) правоизменяющие;
в) правопрекращающие
4. Субъекты правоотношений:
а) физические лица (граждане)
б) юридические лица (предприятия, организации);
в) социальные общности (народы);
г) государство.
5. Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.
6. Виды правоотношений по отраслям права:
а) гражданские;
б) конституционные;
в) административные;
г) трудовые;
д) уголовные;
е) процессуальные.
7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовой договор». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Трудовой договор соглашение между работодателем и работником.
2. Условия трудового договора:
а) обязательные
б) дополнительные
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок
б) на определенный срок не более пяти лет
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт
б) трудовая книжка
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
г) документы воинского учета
5. Расторжение трудового договора:
а) по инициативе работодателя
б) по инициативе работника
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Предпринимательское право и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Предпринимательское право.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности
в) свобода конкуренции и монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности
д) законность в предпринимательской деятельности
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности
3. Важнейшие институты предпринимательской деятельности
а) институты банкротства
б) институт разгосударствления и приватизации;
г) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;
4. Специфика предпринимательских правоотношений
а) субъекты предпринимательского права
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданский процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие гражданского процесса / гражданский процесс - урегулирование нормами гражданского процессуальная деятельность, возникающие при рассмотрении гражданских дел в суде.
2. Принципы гражданского процесса:
а) осуществление правосудия только судом;
б) равенство перед законом и судом
в) независимость судей
г) гласность судебного разбирательства
д) состязательность и равноправие строн
е) обязательность судебных постановлений
3. Участники гражданского процесса
в) ответчик
г) лица, способствующие осуществлению правосудия
4. Этапы гражданского процесса
а) возбуждение дела
б) подготовка к судебному разбирательству
в) судебное разбирательство
г) пересмотр судебных постановлений
5. Основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством
а) исковые дела по спорам
б) дела, по которым судьи выдают судебные приказы
в) дела, возникающие из публичных правоотношений
г) дела особого производства
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Уголовный процесс - деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел.
2. Основные принципы уголовного судопроизводства
а) законность
б) правосудие осуществляется только судом
в) уважение чести и достоинства
г) неприкосновенность личности
д) неприкосновенность жилища
е) презумпция невиновности
ж) состязательность сторон
3. Субъекты уголовного процесса
б) участники со стороны обвинения
в) участники со стороны защиты
4. Меры процессуального принуждения
5. Досудебное разбирательство
6. Прохождение дела в суде
а) подготовительный этап
б) судебное заседание
в) порядок обжалования
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие прав и свобод гражданина.
2.Классификация прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
3. Политические права граждан:
а) права на участие в управлении делами государства;
б) права, обеспечивающие свободу выражения мнений;
в) права, обеспечивающие свободу объединений.
4. Гарантии политических прав в демократическом обществе.
5. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Международное гуманитарное право». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.
2. Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:
а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;
б) направление военных действий только против сражающихся армий;
в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;
г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;
д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.
3. Основные источники международного гуманитарного права:
а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.
4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:
а) принцип равноправия и самоопределения народов;
б) принцип уважения прав человека;
в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);
г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.
5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.
Отсутствие 1-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 11.03.2013 вариант ОБ1501.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Предпринимательское право и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Предпринимательское право - совокупность институтов и норм права, регулирующих предпринимательскую деятельность. ИЛИ Предпринимательские правовые отношения как часть имущественных отношений на основе принципов, закреплённых ст. 1 Гражданского кодекса РФ.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности;
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
в) свобода конкуренции и монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
д) законность в предпринимательской деятельности;
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности.
3. Важнейшие институты предпринимательского права:
а) институт банкротства;
б) институт разгосударствления и приватизации;
в) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.
4. Специфика предпринимательских правоотношений:
а) субъекты предпринимательского права;
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки.
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики.
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 11.03.2013 вариант ОБ1502.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Правосознание и правовая культура». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Правосознание и правовая культура в системе духовных ценностей личности и общества.
2. Структура правосознания:
а) правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, научно обоснованные представления о праве);
б) правовая психология (совокупность переживаний, эмоций, чувств, связанных с восприятием права).
3. Функции правосознания:
а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права;
б) влияет на процесс правоприменения;
в) способствует соблюдению и исполнению права.
4. Классификация правосознания:
а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное);
б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее);
в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное).
5. Современная правовая культура и её черты:
а) осознание определяющего значения прав и свобод гражданина;
б) утверждение в массовом сознании уважения к закону и правопорядку;
в) правовая активность граждан в осуществлении своих прав.
6. Опасность правового нигилизма для общества и государства.
7. Правовое воспитание и его роль в формировании правосознания и правовой культуры.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 26.04.2013 вариант ОБ1601.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Правовые основы избирательного права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Избирательное право - подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти.
2. Понятие и принципы избирательного права по Конституции РФ
а) Понятие и правовые основы избирательного права в РФ
б) Содержание активного и пассивного избирательного права граждан по Конституции РФ
в) Политические и институционные задачи государства по обеспечению свободного волеизъявления граждан на выборах
3. Конституционные основы проведения выборов и референдума в РФ
а) Конституционные основы проведения выборов Президента РФ
б) Закрепление в Конституции выборов депутатов Государственной Думы РФ
в) Конституционные основы проведения референдума
4.Пути обеспечения реализации избирательного права в условиях формирования гражданского общества в России.
а) Основные направления активизации избирателей в период проведения избирательной кампании.
б) Правонарушения на выборах: основные формы проявления, методы борьбы и профилактики.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
а) обязательные
б) дополнительные
а) на неопределенный срок
а) паспорт
б) трудовая книжка
г) документы воинского учета
5. Расторжение трудового договора:
а) по инициативе работодателя
б) по инициативе работника
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Трудовой договор в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Трудовой договор соглашение между работодателем и работником.
2. Условия трудового договора:
а) обязательные
б) дополнительные
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок
б) на определенный срок не более пяти лет
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт
б) трудовая книжка
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
Пояснение.
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
2 Иерархия права
2.1 Федеральный уровень
2.1.1 Конституция
2.1.4 Федеральные законы
2.1.5 Акты президента РФ
2.2 Региональный уровень
2.2.2 Законы субъектов РФ
3 Международные договоры и соглашения РФ
4 Отрасли права
4.1 Конституционное право России
4.2 Административное право
4.3 Гражданское право
4.4 Уголовное право
4.5 Гражданское процессуальное право
4.6 Арбитражное процессуальное право
4.7 Уголовно-процессуальное право
4.8 Уголовно-исполнительное право
4.9 Финансовое право
4.10 Трудовое право
4.11 Земельное право
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1 Историческая справка современной правовой системы
2 Иерархия права
2.1 Федеральный уровень
2.1.1 Конституция
2.1.1.1 Порядок изменения Конституции России
2.1.2 Законы РФ о поправках к Конституции
2.1.3 Федеральные конституционные законы
2.1.3.1 Порядок издания ФКЗ
2.1.4 Федеральные законы
2.1.4.1 Порядок принятия федеральных законов
2.1.5 Акты президента РФ
2.1.5.1 Порядок принятия актов президента
2.1.6 Акты Правительства РФ
2.1.7 Ведомственные нормативные акты
2.1.7.1 Особенности принятия ведомственных актов
2.2 Региональный уровень
2.2.1 Конституции и уставы субъектов РФ
2.2.2 Законы субъектов РФ
2.2.3 Региональные подзаконные акты
2.2.4 Акты органов местного самоуправления
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовное судопроизводство в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Задачи уголовного судопроизводства
а) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;
б) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод
2. Функции уголовного судопроизводства - это наиболее общие направления процессуальной деятельности отдельных участников уголовного производства.
а) разрешение дела - принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом;
б) обвинение - уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
в) защита - уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.
3. Группы участников уголовного судопроизводства:
а) суд - функция отправления правосудия;
б) обвинение;
в) защита;
г) иные участники (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).
4. Стадии уголовного судопроизводства
4.1 Стадии уголовного судопроизводства в РФ
4.2 Стадии уголовного судопроизводства в США
5. Уголовно-процессуальное законодательство России
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.