Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Система учебной дисциплины муниципального права. Муниципальное право российской федерации. Муниципальное право как учебная дисциплина

6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право как наука представляет собой систематизированное знание о природе и принципах организации местного самоуправления. Наука муниципального права входит в число юридических наук. Наиболее близки ее связи с теорией государства и права, которая дает объясняет природу и связи между правовыми субстанциями. Заимствуются не только дефиниции, например, нормы отрасли муниципального права, муниципальных правовых отношений, но и классификации и типологии. В муниципальном праве самостоятельно не осваивается, а заимствуется из техники работы в праве, например, принципы способы разрешения коллизий.

Наиболее тесные связи у науки муниципального права с доктринальным учением конституционного права. Обосновывают не только происхождение отрасли муниципального права путем «отпочкования» от конституционного права, но и выделение науки муниципального права из состава учений о конституционных (государственных) отношениях.

В то же время муниципальное право обогащает и знание других юридических дисциплин, предоставляя выясненные закономерности для сравнительного анализа с правовыми явлениями на уровне государства. Формы и способы деятельности государственных органов и органов местного самоуправления совпадают по многим моментам. Предложения по актуальным для науки конституционного (государственного) права, административного, земельного, экологического, гражданского, финансового используются для решения проблем этих наук. Имеются родственные связи у науки муниципального права с другими неюридическими дисциплинами, такими как муниципальный менеджмент, управление экономикой города, наукой о местных финансах.

Разделы науки муниципального права частично совпадают с институтами муниципального права. Тем не менее, появляются и отличия, связанные с тем, что наука имеет и прогностическую функцию. С ее помощью подготавливаются изменения в муниципальное законодательство и начинают потом функционировать новые нормы, институты в праве. Так, достаточно долго подготавливалась «почва» для введение в федеральное законодательство положений о муниципальной ответственности, «банкротстве» муниципальных образований. И если основания ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления, описываемые в доктрине, закреплены в законе с 2000 года, то, несмотря на предложение еще в 1995 году к проекту федерального закона норм о временном осуществлении органами государственной власти полномочий местного уровня, этот институт введен в действие только в 2008 году.

Отличается наука муниципального права, соответственно от отрасли своими методами. Методы, используемые наукой муниципального права традиционны для юридических наук. Это и общефилософские и юридические научные методы. Активно российская муниципальная наука решает свои задачи сравнительно-правовым методом. Муниципальное законодательство трехслойно и потому обширен материла для компаративистики обычной (с законодательством зарубежных стран) и специальный, характерный для муниципального права. Муниципальные правовые акты, которые являются источниками муниципального права, как и отрасли и как науки, принимаются особые, с учетом региональной специфики в каждом субъекте РФ. Более того, «изюминка» имеется и в каждом акте местного уровня.

Источники муниципального права как науки дополняются, кроме того, обширным материалом правоприменительной и судебной практики. Ее изучение позволяет определить эффективность действия норм, пробельность, скрытые коллизии.

Цель научных исследований состоит в совершенствовании муниципального законодательства и корректировки практики реализации норм, регулирующих организацию местного самоуправления.

Муниципальное право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное и упрощенное изложение содержания науки муниципального права. Дисциплина муниципального права, хотя и является, как и наука, знанием, но, тем не менее, имеет свои специфические цели и методы. Последние заимствуются из психологическо-педагогической сферы, в том числе. Структура дисциплины муниципального права как учебной дисциплины направлена на облегчение понимание и усвоение обширного теоретического материала.

Предыдущая

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право является системной отраслью права, имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующих однородные муниципально-правовые отношения. Место муниципального права в системе российского права определяется его комплексным характером. Это означает, что данная отрасль является вторичной, так как формируется и развивается во многом «за счёт» других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право-комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Термин «муниципальное право РФ » используется для названия отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Предмет муниципального права-общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления и регулируемые нормами муниципального права. Виды муниципальных (самоуправленческих) отношений:

    Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путём непосредственного выражения гражданами своей воли;

    Отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования;

    Отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством;

    Отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приёмов (способов): предписания, дозволения, запрета. Сочетание правовых приёмов и определяет характер правового регулирования. Особенности муниципально-правовых норм:

    Одновременно являются нормами других отраслей права;

    Закреплены в актах местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы классифицируются по:

    Объекту правового регулирования;

    Территории действия;

    Характеру правовых предписаний;

    Методу правового регулирования.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

    Муниципальное образование;

    Население муниципального образования;

    Органы и должностные лица муниципального образования.

Муниципальное право содержит нормы:

    Материально-правовые;

а) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

б) права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

    Процессуальные;

а) порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления;

б) порядок принятия решений непосредственно населением;

в) процедура реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Наиболее тесно муниципальное право взаимодействует с конституционным правом РФ. Конституционное право:

    Закладывает основы для институтов муниципального права;

    Определяет основные принципы и цели муниципального права;

    Закрепляет основные права граждан, без которых невозможно осуществление местного самоуправления.

В конституционном праве определены основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления. Муниципальное право тесно взаимосвязано с финансовым, бюджетным, налоговым правом. С административным правом тесная связь проявляется по большому количеству вопросов: муниципальная служба, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальное право взаимодействует с земельным правом. ЗК РФ закрепляет основные полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права.

Система муниципального права в РФ-объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Она основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. Как её элементы выделяются группы норм:

    Закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия;

    Определяющие роль местного самоуправления в развитии демократических начал в управлении обществом и государством;

б) закрепляющие принципы и функции местного самоуправления.

    Закрепляющие основы деятельности местного самоуправления;

а) территориальные;

б) организационные;

в) финансово-экономические.

    Закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    Устанавливающие гарантии местного самоуправления;

    Устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

а) перед населением муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами.

Структурные части системы муниципального права:

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

Метод муниципального права-совокупность приёмов и способов, которые осуществляют регулирование общественных отношений. В данной отрасли используются основные, стандартные методы правового регулирования, выработанные теорией государства и права. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приёма различают следующие основные методы правового регулирования:

    Императивный (властный приказ)-установление категорических предписаний и требований относительно поведения участников муниципально-правовых отношений (формы непосредственной демократии; обязательность принятия решений органами местного самоуправления; отношения соподчинённости субъектов правоотношений);

    Диспозитивный-предоставление участникам муниципально-правовых отношений права выбора поведения по своему усмотрению (как основа диспозитивного регулирования–дозволение, признающее равноправие сторон).

В муниципальном праве используются также методы гарантий, рекомендаций, которые широко применяются на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Государство приняло на себя обязанность обеспечить судебную защиту прав местного самоуправления и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Таким образом, в муниципальном праве не используется ни один из методов правового регулирования в качестве основного, а имеет место их синтез, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Всё это создаёт особый режим муниципально-правового регулирования.

Наука муниципального права-совокупность знаний, идей о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Задачи научной дисциплины муниципального права:

    Рассмотрение местного самоуправления не только как формы гражданской самостоятельности и активности, но и как формы осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с её государственной формой реализации;

    Раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы власти народа;

    Анализ полномочий органов местного самоуправления и практики реализации.

Понятие науки муниципального права и её основные характеристики должны раскрываться с позиций взаимосвязей и зависимостей между понятиями «наука муниципального права» и «отрасль муниципального права». Вместе с тем между ними имеются существенные различия:

    Как наука-оно имеет значительно более глубокие исторические корни, которые связаны со становлением и развитием научных идей, теоретических концепций местного самоуправления в России и зарубежных странах на протяжении нескольких веков;

    Как отрасль-оно является новым, формирующим правовым образованием в единой системе права.

Предмет изучения науки муниципального права:

    Нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в настоящее время;

    Практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности;

    Зарубежный муниципальный опыт.

Первые основные теории местного самоуправления начали разрабатываться в начале XIX в. во Франции на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII-XIX вв.

    Теория свободной общины-она впервые возникла в сер. XIX в. во Франции и Бельгии и её создателями являются Турэ, Токвиль, Гербер, Арене; главная идея-община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления; основные принципы:

а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

б) разделение дел, которыми ведает община, на собственные и те, что передаются ей государством (это является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека);

в) самостоятельность и независимость общины от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создаёт общину, а лишь признаёт её;

г) органы местного самоуправления–органы общин, а не государства.

    Общественно-хозяйственная теория самоуправления-она возникает во 2-й пол. XIX в. и её основателями являются Ресслер, Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков; главная идея-самоуправление есть заведование делами местного хозяйства; основные принципы:

а) не совпадение общественных и политических интересов, поэтому за государством и обществом следует признать право ведать только собственными делами;

б) государство и самоуправление имеют принципиально разное содержание: с одной стороны-общенациональные интересы, с другой-местные;

в) отстаивание права местных учреждений заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства.

    Государственная теория самоуправления-она была распространена в дореволюционной России во 2-й пол. XIX в. и у её истоков стояли В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский (Россия), Гнейст (политическая концепция), Штейн (юридическая концепция) (Европа); главная идея-все полномочия в области местного самоуправления даны государством и имеют источником государственную власть; основные принципы:

а) местное самоуправление-одна из форм организации государственного управления на местах и часть общей государственной системы;

б) взаимодействие государства и местного самоуправления;

в) всякое управление публичного характера есть дело государственное.

    Теория дуализма муниципального управления-признание двойственного характера полномочий органов местного самоуправления; муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и соответственно действуют как инструмент государственной администрации;

    Теория социального обслуживания-основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Муниципальное право как учебная дисциплина-совокупность первичных знаний об основах науки муниципального права, о местном самоуправлении и его правовом регулировании, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки. Система учебной дисциплины–логически обоснованное расположение в определённой последовательности теоретических положений, знаний, составляющих её содержание. Структура системы учебной дисциплины муниципального права:

    Введение в муниципальное право;

    Местное самоуправление в системе народовластия;

    Основы местного самоуправления;

    Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    Гарантии местного самоуправления;

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Основой для изучения всех тем учебного курса являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также иные правовые акты, в которых содержатся нормы муниципального права. Прежде всего, это федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».

Студентам, изучающим данную учебную дисциплину, важно быть в курсе последних изменений в законодательстве о местном самоуправлении. Поэтому им следует регулярно просматривать «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российскую газету».

При изучении учебного курса следует также обращаться к законодательству субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, к судебной практике по вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Дисциплина «Муниципальное право России» направлена на формировании у выпускников юридических учебных заведений прочных знаний, развития у них умений и навыков, необходимых для будущей профессии юриста.

Диспозитивный метод характеризуется тем, что предоставляет субъекту правоотношения право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.

Например; “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”, “муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности”.

В процессе правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления должно быть найдено разумное сочетание этих методов. Только в этом случае будут достигнуты цели регулирования, и оно будет эффективным.

7. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина

Различают муниципальное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

В основе этого деления – качественное различие между этими явлениями. Они различаются по форме выражения, источникам, целям и функциям.

Отрасль права – это организационно обособленная группа правовых институтов, направленная на регулирование совокупности однородных общественных отношений.

Наука – это система взглядов и представлений относительно какого-либо явления.

Муниципальное право относится к общественным наукам, предметом которых выступает какое-либо общественное явление. Муниципальное право – юридическая наука.

Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ.

Наука изучает отрасль права, ее институты, их закрепление, взаимодействие.

Система науки муниципального права включает:

– предмет и метод муниципального права;

– систему муниципального права;

– принципы территориальной организации местного самоуправления;

– вопросы местного значения;

– наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

– формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

– органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

– муниципальные правовые акты;

– экономическую основу местного самоуправления;

– межмуниципальное сотрудничество;

– ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью;

– историю муниципального права РФ;

– муниципальное право зарубежных стран.

Система науки муниципального права строится на основе системы отрасли муниципального права, но значительно отличается от нее и содержит оригинальные элементы, касающиеся истории муниципального права как России, так и зарубежных стран, теоретических аспектов муниципального права.

Наука муниципального права в последнее время активно развивается.

Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной.

Достижения науки муниципального права используются в законотворческом процессе.

Одним из крупнейших ученых, отдавших дань муниципальному праву, является Ю. А. Тихомиров.

В соответствии с системой науки муниципального права строится курс учебной дисциплины муниципального права. В настоящее время эта дисциплина входит в программу высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся по юридической специальности, по специальности “государственное и муниципальное управление” и др.

Целью отрасли муниципального права является правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

Целью науки муниципального права является изучение муниципального права и определение его основных категорий, системы, места в системе российского права, разработки, способствующие совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления в РФ, анализ с этой целью норм закона, выявление общих закономерностей развития муниципального права, прогнозирование и т. д.

Наука носит теоретический характер , результаты научной деятельности опробуются уже на уровне отрасли права.

Научная деятельность носит творческий характер .

Учебная дисциплина не предполагает в отличие от науки муниципального права фундаментальных научных разработок. Целью учебной дисциплины муниципального права является обучение студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

8. Муниципально-правовые нормы

Отрасль права – это не что иное, как совокупность правовых норм. Нормы права данной отрасли группируются в более крупные образования – институты. Правовые институты – это образования внутри отрасли, включающие только однородные нормы права. В некоторых случаях они могут быть межотраслевыми, например институт гарантий при проведении выборов характерен для муниципального права и избирательного права РФ, институт муниципальной собственности характерен как для муниципального права, так и для гражданского права РФ, институт должностных лиц характерен как для муниципального, так и для административного права РФ и т. д.

Наличие межотраслевых институтов свойственно всем отраслям права, но особое значение они имеют в структуре комплексных отраслей права.

Норма права – юридически закрепленное общеобязательное и формально определенное правило поведения.

Норма права является исходной единицей правового регулирования.

Признаки нормы права:

1) закрепление в нормативно-правовом акте означает, что норма права записана в тексте нормативно-правового акта либо является юридическим обычаем и соответствующим образом выражена;

2) общеобязательность правовой нормы означает обязательное для всех предписание по соблюдению нормы права под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя, в случае нарушения правовой нормы в действие вступает аппарат государственного принуждения;

3) формальная определенность правовой нормы означает ее конкретное выражение, соответствие этого выражения требованиям, предъявленным к ее форме;

4) норма является правилом поведения, т. е. предусматривает возможность влиять на поведение субъекта правоотношения, устанавливает образец такого поведения.

Муниципальное право содержит материальные и процедурные нормы .

Материальные нормы устанавливают правовые основы муниципального права, его общие принципы, в основу которых положен материальный критерий: “Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации”.

Процедурные нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления каких-либо действий: “Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования”.

Процедурные нормы столь же важны, как материальные.

Их нарушение сводит на нет материальные нормы и влечет нарушение принципов муниципального права.

Нормы муниципального права содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, подзаконных актах федерального уровня, конституциях, уставах субъектов РФ, законах субъектов РФ, прочих нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ, уставах муниципальных образований, других нормативно-правовых актах муниципальных образований.

Нормы муниципального права содержатся также в международных договорах РФ и других международных документах.

Особый источник норм муниципального права – общепризнанные международные принципы, являющиеся частью системы российского права.

Нормы муниципального права бывают императивные и диспозитивные .

Императивные нормы носят обязательный характер, содержат безапелляционное требование совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Диспозитивные позволяют выбрать модель поведения.

9. Место муниципального права в системе российского права

Место муниципального права в системе российского права определяется, во-первых, публичностью данной отрасли и, во-вторых, его комплексным характером.

Муниципальное право – публичная отрасль права.

В соответствии с общепринятой классификацией все право можно разделить на публичное и частное. Это деление в значительной степени условно.

Публичное право регулирует общественные отношения, представляющие первостепенное значение для государства . Для отраслей этой группы характерно в большей степени императивное регулирование.

Частное право регулирует вопросы, представляющие интерес главным образом для граждан.

Муниципальное право в силу целого ряда особенностей соотносится как с публичными, так и с частными отраслями права.

Наиболее тесно взаимодействие муниципального и конституционного права РФ . Конституционное право РФ служит отправной точкой для муниципального права, закладывает правовые основы институтов муниципального права, определяет его цели и принципы. Конституционное право наделяет граждан правом на местное самоуправление, закрепляет прочие права граждан, без которых осуществление местного самоуправления было бы невозможным.

Конституционное право определяет основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Подотрасль конституционного права – избирательное право РФ – также весьма тесно связана с муниципальным правом в части регулирования местных выборов и референдума. Избирательные права граждан, установленные избирательным правом, всецело распространяются на граждан при реализации ими избирательных прав в области местного самоуправления.

Муниципальное право тесно связано с такими отраслями российского права, как финансовое, налоговое, бюджетное право .

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” регулирует местные финансы, в том числе режим местных налогов и сборов наряду с Налоговым кодексом РФ. При этом он не должен противоречить Налоговому кодексу РФ.

Этот же Закон регулирует бюджетный процесс на местном уровне как самостоятельное направление деятельности органов местного самоуправления.

В настоящее время также действует Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Муниципальное право связано также с административным правом РФ по целому ряду вопросов. К этим вопросам относятся вопросы муниципальной службы, административной ответственности муниципальных служащих, а также вопросы культуры, образования и др.

Смежные нормы содержатся в таких актах, как Основы законодательства о культуре, Федеральный закон “Об образовании” и др.

Международное публичное право является частью системы российского права. Ряд принципов муниципального права закреплен на международном уровне.

Природно-ресурсное право предусматривает режим пользования природными ресурсами, вопросы приобретения права собственности на них как на объекты, ограниченные в гражданском обороте, что, естественно, не может миновать сферы заинтересованности соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделены компетенцией в сфере экологического права .

Соотносятся в вопросах регулирования муниципальной собственности, регулирования деятельности муниципальных предприятий муниципальное и гражданское право .

По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права .

Муниципальное и уголовное право РФ взаимодействуют, например, при уголовной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

10. Субъекты муниципального права РФ

Круг субъектов муниципального права очень широк, в связи с тем что весьма широк круг общественных отношений, находящихся в пределах правового поля муниципального права РФ.

Субъект права – это лицо или группа лиц, способная вступать в общественные отношения определенного вида, наделенная совокупностью прав и обязанностей. Субъектами муниципального права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Классифицировать субъекты муниципального права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти РФ и др. К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам муниципального права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ;

3) Президент РФ;

4) Правительство РФ;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

6) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

7) суды представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией;

10) органы местного самоуправления;

11) муниципальные образования;

12) население муниципального образования;

13) общественные объединения;

14) муниципальные должностные лица;

15) иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования;

16) советы муниципальных образований и другие объединения.

Степень участия и плотность взаимодействия между субъектами муниципального права различны.

Каждый субъект муниципального права наделен соответствующими его статусу полномочиями.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

11. Система муниципального права в РФ

Необходимым свойством любой отрасли права является его целостность. Система права – это его внутреннее строение, организация норм муниципального права в соответствии с их иерархией.

Целостность муниципального права – следствие его самостоятельности как отрасли права.

Нормы муниципального права не рассыпаются на множество автономных элементов, несмотря на то что они регулируют порой довольно далеко отстоящие друг от друга правоотношения. Это связано с тем, что их объединяют общие предмет, метод, функции, цели.

Муниципальное право – это не аморфная масса правовых предписаний, а единая система муниципальных норм. Муниципальное право внутренне организовано, нормы муниципального права взаимосвязаны и взаимозависимы.

В жизни права система играет особую роль, поскольку отражает одно из насущных его свойств – формализированность.

Логически полная и связанная система норм муниципального права возникает, в силу того что нормы муниципального права объединены в субинституты, институты.

Нормы муниципального права не одинаковы по своей юридической силе: они иерархизованы в зависимости от уровня, на котором они приняты, и компетенции органа, их издавшего, отношений, которые они регулируют. Как и в любой другой отрасли права, в муниципальном праве принята так называемая субординация норм.

Система муниципального права упрощает пользование законодательством, помогает осмыслить роль и правовую природу норм муниципального права.

Следует различать систему муниципального права как отрасли российского права и систему муниципального права РФ как науки. В отличие от системы отрасли система науки включает такие разделы, как история муниципального права России, зарубежное муниципальное право, предмет и метод муниципального права РФ и др.

Муниципальное право РФ имеет следующую систему.

1. Общие положения (раздел включает общие понятия и термины, характерные для всей отрасли муниципального права, такое включение в систему права основных категорий является юридической традицией и способствует более системному восприятию).

2. Принципы территориальной организации местного самоуправления.

3. Вопросы местного значения.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

7. Муниципальные правовые акты.

8. Экономическая основа местного самоуправления.

9. Межмуниципальное сотрудничество.

10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

11. Особенности организации местного самоуправления.

Эта система строится по аналогии с наиболее крупными группами муниципальных норм – институтами муниципального права.

Система муниципального права строится в соответствии с положениями Закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”. Подобные законы как рамочные имеют особую важность в плане организации системы права.

Система муниципального права РФ состоит из двух основных частей:

общая часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают муниципальные отношения в целом, например нормы-принципы);

особенная часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают отдельные вопросы правового регулирования, например, ответственность органов местного самоуправления).

Систему муниципального права составляют международные и внутренние нормы муниципального права.

Среди муниципальных норм большое значение имеют нормы-принципы.

Вся система муниципального права строится в соответствии с этими принципами.

12. Основные теории местного самоуправления

Политическая и правовая мысль издревле интересовалась вопросами организации власти на местах.

В отношении этих вопросов зачастую складывались совершенно противоположные мнения. Например, относительно того, как соотносятся между собой муниципальная и государственная власти (а значит, и органы государственного управления и муниципальные органы), существуют следующие точки зрения:

1) местное самоуправление – самостоятельная деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач местного значения, в которую государственные органы вмешиваться не вправе, а муниципальная власть отделена от государственной власти;

2) местное самоуправление осуществляется государством в лице государственных органов на местах, которые подотчетны и подконтрольны центральным органам государственной власти, муниципальная власть как самостоятельная власть органов местного самоуправления не существует, а является формой государственной власти.

Эти теории главным образом дифференцированы в зависимости от того, что признается источником власти в муниципальном образовании , кем наделяются властью в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления. В первом случае эту власть они получают непосредственно от местных жителей, в решении вопросов местного значения они представляют их и ответственны именно перед ними. Эта модель местного самоуправления наиболее полно соответствует идеалам демократии и современным представлениям о теории местного самоуправления.

Во втором случае свою власть и все полномочия по решению вопросов местного значения местные органы получают сверху. Они представляют государственную власть на местном уровне. За результаты своей деятельности они ответственны перед вышестоящими государственными органами, подотчетны и подконтрольны им. Данная модель организации местной власти характерна для государств с авторитарным или тоталитарным режимом правления. Местная власть лишь профанирует идею местного самоуправления, никакой реальной самостоятельности по отношению к центру у местных органов нет.


Термин "муниципальное право" используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Научная дисциплина "муниципальное право" - это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Муниципальное право как наука - более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований учеными, помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления, изучается также и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также отмечается обращение к зарубежному муниципальному опыту.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Возникновение науки муниципального права датируется началом 90-х г. XX века. Вместе с тем проблемы организации органов местного управления изучались еще задолго до этого. Поэтому при исследовании проблем местного самоуправления часто происходит обращение к дореволюционному опыту организации земской власти в Российской империи, а также опыту организации местных советов в СССР.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Опыт организации земского и городского самоуправления был предметом изучения многих видных дореволюционных ученых-юристов. В первую очередь можно отметить такие фундаментальные работы, как "Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть" В.П. Безобразова (1882), "О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений" А.И. Васильчикова (1869 - 1877), "История местного самоуправления в России" А.Д. Градовского (1899), "Самоуправление" Н.И. Лазаревского (1902). Изучением проблем местного самоуправления занимались также Л.А. Велихов, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и др.

Однако в дореволюционной России не произошло выделение муниципального права в качестве отрасли права или научной дисциплины. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление в нашей стране было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Не следует, однако, полностью отбрасывать опыт изучения этой системы, который получил отражение в юридической науке советского строительства. Среди видных теоретиков данной науки можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

Многие из них в настоящее время являются видными представителями науки муниципального права. Помимо них проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации в последние годы активно изучаются такими учеными, как Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, И.И. Овчинников, Н.А. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, В.С. Четвериков и многие другие.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом как общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

Термин "муниципальное право" понимается также в качестве учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами специальностей 021100 "Юриспруденция", 061000 "Государственное и муниципальное управление", а также некоторых других. Задачи данной учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях;

2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;

3) наука всегда обладает свойством пробельности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может;

4) источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

В рамках данной учебной дисциплины изучаются как наиболее значительные нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой.

5. Источники муниципального права

1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции РФ посвящена отдельная гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры пространства местного самоуправления:

население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;

система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Специальной 8-й главой Конституции РФ конституционные нормы о местном самоуправлении не исчерпываются. Согласно ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления; в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности; в ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности; согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления; согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в ст. 41 указывается о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения; ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд; согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Федеральное законодательство.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Указанный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";

"О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации";

"О связи"; "О почтовой связи";

"Об образовании"; "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";

"О ветеранах"; "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "О беженцах"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

"О полиции"; "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России, - о Совете по местному самоуправлению, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образованиях и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считался источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

Особое значение среди актов местного самоуправления имеет устав муниципального образования. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;

осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии средств;

предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;

при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;

необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся;

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;

местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;

статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;

любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом;

органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;

органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

В Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения о местном самоуправлении, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

Понятие «муниципальное право» используется не только для наименования отрасли российского права, но и для обозначения соответствующей научной дисциплины, а также соответствующей учебной дисциплины.

1. Муниципальное право как научная дисциплина является самостоятельной отраслью юридической науки.

«Научная дисциплина муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования», утверждает проф. В.И. Фадеев.

Несколько иное определение даёт проф. С.А. Авакьян: наука муниципального права - это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Последнее определение расширяет границы муниципального права как сугубо правовой научной дисциплины: идеи и теории местного самоуправления зачастую находятся за пределами права как отрасли теоретического знания. Они лежат в сфере философии, социологии, других наук, занимающихся проблемами общественного развития. Тем самым муниципальное право смыкается с достаточно широким кругом иных гуманитарных научных дисциплин.

Предметом науки муниципального права является новая, находящаяся в стадии развития комплексная отрасль российского права – муниципальное право, а также исторический опыт развития местного самоуправления и его правовых основ.

Муниципальное право как наука обязана ответить на вопрос о происхождении и природе муниципального (местного) самоуправления, истории развития муниципального права. Мировая наука сформулировала на сей счёт ряд теорий, среди которых общепризнанными являются:

Теория свободной общины (естественных прав общины);

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления;

Государственная теория самоуправления;

Теория дуализма муниципального управления;

Теория муниципального социализма.

Желающих ознакомиться с основами этих теорий отсылаем к учебнику «Муниципальное право России» под редакцией профессора С.А. Авакьяна.

Задача науки муниципального права состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения местного самоуправления с учётом его нынешнего состояния и перспектив развития. Для этого наука муниципального права должна активно взаимодействовать с другими научными направлениями – социологией местного самоуправления, политологией, футурологией и др.

Наука российского муниципального права ещё моложе, чем само муниципальное право, ибо наука следует за своим предметом после его появления на свет. Однако свойство науки таково, что она не удовлетворяется созерцанием своего предмета; исследуя предмет, динамику и тенденции его развития, наука выискивает в нём изъяны и пороки, пытается прописать «лекарства» – способы устранения изъянов и пороков, прогнозирует, а порой и предлагает пути его совершенствования.



Эти способы устранения изъянов и пороков отечественная наука пытается либо найти в опыте соответствующего правового регулирования иных стран, успевших ранее и дальше нас продвинуться в этой области – и тогда этот опыт становится составной частью предмета отечественной науки муниципального права, либо изобретает их сама – и тогда это наши «ноу-хау».

Справедливости ради следует отметить, что отечественная наука муниципального права дала стране и миру немало интересных находок. Эти находки связаны с именами учёных и видных деятелей дореволюционной России В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова, М.И. Свешникова, а также наших современников – видных исследователей муниципального права современной России С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, Д.Н. Бахраха, А.А. Безуглова, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Е.В. .Гриценко, М.А. Краснова, Е.М. Ковешникова, А.Н. Кокотова, А.Н. Костюкова, В.А. Крекова, О.Е. Кутафина, В.А. Пертцика, Н.В. Постового, В.В. Пылина, А.Я. Сливы, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной и других.

Основаниями для таких открытий являются:

Огромное географическое, природно-климатическое, этническое, культурное и религиозное и иное многообразие территорий Российской Федерации, требующее выработки соответствующих подходов к организации местного самоуправления, недопущения малейшей его дискриминации по любому признаку;

Связанная с этим многообразием необходимость его учёта в нормах муниципального права на федеральном, региональном и местном уровне;

Огромный простор для нормотворчества на местном уровне, предоставляемый Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Анализ научной литературы показывает, что если в первые годы возрождения местного самоуправления в России предметом интереса исследователей были нормы федерального и регионального законодательства, взаимодействие федеральных и региональных властей в решении проблем местного самоуправления, то в последние годы интерес исследователей всё более смещается в сферу изучения, сопоставления и обобщения опыта конкретных муниципальных образований, их достижений и ошибок. Именно это дало основание Е.С. Шугриной определить в качестве предмета научной дисциплины «муниципальное право» организацию и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Наконец, напомним: муниципальное право не существует изолированно, само по себе, оно энергично взаимодействует с конституционным правом, другими смежными отраслями права (см. схему 2).

Муниципальное право как наука не может обойти своим вниманием и эту особенность муниципального права как отрасли права. И сама наука муниципального права не существует изолированно от других, смежных научно-правовых дисциплин. Как отмечает Д.А. Керимов, «взаимодействие наук вообще является необходимой и актуальной потребностью развития самой науки, повышения качества, эффективности и результативности научных исследований».

Современная практика местного самоуправления ставит перед юридической наукой в целом такие комплексные задачи, которые не в состоянии решать порознь ни конституционное право, ни административное право, ни другая отраслевая наука. Взаимодействуя с науками конституционного права, гражданского, административного, финансового, земельного, экологического права, других отраслей, муниципальное право интегрирует теоретические знания этих наук в целостную систему научных знаний о его предмете.

Для муниципального права как научной дисциплины характерно использование общепринятых методов исследования общенаучных (исторический, диалектический, системный, социологический) и специальных (сравнительно-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический).

Муниципальное право как наука констатирует: в настоящее время Россия реализует в своих нормах все основные установки Европейской хартии местного самоуправления:

Основополагающие общепризнанные принципы организации местного самоуправления включены в Конституцию Российской Федерации и подробно развиты в федеральном и региональном законодательстве;

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;

В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, с ними проводятся консультации;

Местные органы власти имеют возможность сами определять свои внутренние административные структуры;

Сформирована системы муниципальной службы, способная обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров;

Административный контроль за органами местного самоуправления осуществляется только в порядке и в случаях, предусмотренных законом.

Россия пошла дальше: её законодательство предусматривает более широкий спектр форм реализации народовластия, чем это предусмотрено законодательством большинства европейских стран. Полномасштабная реализация этих форм способствует утверждению демократии в нашей стране как одной из основ её конституционного строя.

Одним из индикаторов «живучести» любой научной дисциплины является количество научных публикаций по соответствующей проблематике – в них проявляется интерес к ней (дисциплине и её проблематике) со стороны учёных-исследователей. Следует отметить растущий интерес к отечественному муниципальному праву не только российских, но и зарубежных исследователей. Ежегодный выпуск научных статей, обзоров, монографий по данной тематике насчитывает сотни наименований. В России издаются специальные журналы: «Местное право», «Муниципальный мир», «Городское управление», «Земский вестник», «Местное право - Всероссийский журнал местного самоуправления», «Малые города: Деловой вестник местного самоуправления», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», издаётся серия «Библиотека местного самоуправления» и др. В Белгородской области по инициативе мэра г. Белгорода С.А. Боженова выходят журналы «Государственное и муниципальное управление: теория и практика», «Управление городом: теория и практика».

По теоретическим и прикладным проблемам местного самоуправления проводятся слушания и «круглые столы» в Федеральном Собрании Российской Федерации, научные конференции во многих вузах России.

2. Муниципальное право как учебная дисциплина синтезирует в себе муниципальное право как отрасль современного российской права и муниципальное право как науку .

Мы должны знать соответствующее законодательство, хорошо в нём ориентироваться для того чтобы извлекать из этого знания практическую пользу в тех или иных жизненных ситуациях. Однако мы обязаны уметь возвыситься до анализа и обобщения норм права, воспринимать их как систему, то есть отрасль права, знать и понимать её структуру (состав институтов), характер взаимодействия данной отрасли со смежными отраслями, иметь представление об истории формирования муниципального права в нашей стране и за рубежом, видеть особенности нашего, отечественного пути становления и развития местного самоуправления.

Всему этому нас учит муниципальное право как учебная дисциплина.

В качестве отдельной задачи курса «Муниципальное право», изучаемого в образовательных учреждениях МВД России, мы видим увязку представлений о функционировании местного самоуправления и связанных с этим задачах полиции в современной России. Мы убеждены: понимание этой связи необходимо офицеру полиции для более глубокого осознания своей роли и своей ответственности в отношении тех муниципальных образований и проживающих в них граждан, на которые распространяется зона действия соответствующего подразделения органов внутренних дел России.

Синтез муниципального права (отрасли) и научных представлений о муниципальном праве определяет выделение в учебном курсе общей и особенной части.

Общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничению их компетенции, осуществлению экономической, финансовой, кадровой политики на местах, обеспечению гарантий местного самоуправления, установлению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением. В общей части рассматриваются различные концепции, модели местного самоуправления, учтён опыт функционирования муниципальных органов зарубежных стран.

Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований – всего того, что 131-й закон объединяет понятием «вопросы местного значения».

Метод муниципального права как учебной дисциплины – дидактика. Дидактика – это раздел педагогической науки, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика лежит в основе преподавания любых дисциплин, в равной степени она приложима и к дисциплине «Муниципальное право России».

Помимо усвоения знаний, умений и навыков задача курса состоит также в формировании у курсантов убеждения в профессиональной полезности и необходимости для них этого курса. Это связано с тем, что, хотя органы полиции и относятся к федеральным органам исполнительной власти, работают-то они в муниципальной среде, на территории муниципальных образований и дело имеют с гражданами, составляющими население муниципальных образований, а также плотно взаимодействуют с органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Ключевым вопросом при этом становится то, что пока ещё не урегулировано законом, да и вряд ли вообще может быть им урегулировано. Речь идёт о качестве взаимодействия органов государственной власти, включая правоохранительные органы, органов местного самоуправления и населения, жителей соответствующей территории. О степени взаимного доверия и желании объединить усилия в решении общих проблем.

Белгородская область, осознавая эту проблему одной из первых в России, ставит перед собой задачу формирования солидарного общества как формы активизации участия граждан в созидательном процессе в интересах области. Это будет, безусловно, новое слово в развитии демократии в нашей стране.

Задачи, которые ставит перед собой область в сфере совершенствования общественных отношений, предопределяют необходимость адекватного отношения к их реализации и со стороны органов внутренних дел, каждого полицейского и офицера полиции. Дух этих отношений, их высокая нравственность должны стать нормой во взаимоотношениях полиции и граждан – естественно, при скрупулёзном соблюдении законности. Это в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О полиции».

Муниципальное право как учебная дисциплина столь же молода, как и современное местное самоуправление. Только в последние годы в стране стали появляться учебники и учебные пособия по муниципальному праву. Их авторами являются видные учёные и педагоги: академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.Е. Кутафин, доктора юридических наук, профессора А.С. Авакьян, В.В. Бородин, И.В. Выдрин, В.В. Еремян, М.С. Матейкович, В.И. Фадеев, Г.Н. Чеботарёв и др. Это обеспечивает высокий теоретический уровень и надлежащую глубину изложения учебного материала, и, в свою очередь, создаёт необходимые предпосылки и условия для надлежащего усвоения теоретического материала студентами.

Заключение

Мы получили начальные представления о муниципальном праве как самостоятельной отрасли современного российского права: определили предмет и метод муниципального права, разобрались с его системой и источниками, выявили различия между муниципальным правом как отраслью, наукой и учебной дисциплиной.

Выполненный анализ позволяет сделать общий вывод о том, что сформировавшаяся к настоящему времени система муниципального права уже в достаточной степени способна обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем исследователи отмечают разрыв, «ножницы» между писаным (формальным) и фактическим муниципальным правом: в жизни, в практике права местного самоуправления и граждан нередко ущемляются, а их оговоренная законом защита является недостаточной.

Такое положение требует продолжения работы по совершенствованию муниципального законодательства и практики его применения. Для решения этой задачи требуется объединение усилий государства и самих муниципальных образований. Немалую роль здесь может сыграть общественность: региональные и общероссийские объединения муниципальных образований, учёные, практики-юристы.

Возникает вопрос: а зачем нужна эта дисциплина курсантам высших учебных заведений МВД России? – Ответ на этот вопрос даёт статья Федерального закона «О полиции»: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Из этого следует, что офицер полиции должен знать не только конституционное право России, устанавливающее правовой статус личности, но и российское муниципальное право, в котором прописан правовой статус граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – чтобы в нужный момент всем им прийти на помощь в защите их прав.

Как решать подобные задачи? – Ответ на этот вопрос лежит за пределами курса «Муниципальное право». Но каждый офицер полиции должен знать ответ на этот вопрос, чтобы применять это знание в своей практической повседневной профессиональной деятельности.

Тем самым наша полиция сможет внести свой вклад в упрочение позиций местного самоуправления как одной из основ конституционного строя нашей страны.

Контрольные вопросы



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году