Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Понятие и виды субъектов международного права – первичные и производные Субъект международного права и субъект международного правоотношения

Субъект международного права – это образование, способное выступать участником правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, которое обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

Субъект международного права: а) может вместе с другими субъектами создавать нормы международного права путем заключения международных договоров и участия в них; б) в состоянии добровольно и добросовестно выполнять принятые на себя обязательства – нормы международного права, и добиваться от других субъектов их выполнения, распоряжаясь средствами международного принуждения; в) обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях.

Субъекты международного права также являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и так далее. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени.

Это юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-правовых норм. Международная правосубъектность в отличие от правосубъектности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международного права участвуют в процессе создания этих норм.

Виды субъектов международного права .

К субъектам международного права, как правило, относят:

Государство,

Международные межправительственные организации,

Нации и народы, борющиеся за независимость,

Государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Ими могут быть международные межправительственные организации или государственно подобные образования. Например, Ватикан является производным субъектом международного права, поскольку его авторитетный международный статус установлен Италией по конкордату от 18 февраля 1984 года. Ватикан вправе заключать международные договоры, вступать в дипломатические отношения с государствами. Он представлен постоянным наблюдателем в ООН. Западный Берлин с 1971 по 1990 города. имел статус производного субъекта международного права, определенного по соглашению между СССР, США, Великобританией и Францией. К этой категории субъектов следует отнести и ушедшие в историю «вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920-19З9), Свободную территорию Триест (1947–1954) и другие. К государствоподобным образованием относится Мальтийский орден (рыцарский религиозный орден римско-католической церкви), который поддерживает дипломатические отношения с государствами, имеет статус наблюдателя в некоторых международных организациях.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет (подробнее в ответе на вопрос 10).

Наций и народы, борющиеся за самоопределение обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения(подробнее в ответе на вопрос 15).

Международные межправительственные организации - производные субъекты международного права, которые приобретают правосубъектность в объеме, делегированном им государствами-учредителями, предусмотренном их учредительными актами. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями(подробнее в ответе на вопрос 14).

Спорные субъекты международного права .

К ним относятся: физические и юридические лица транснациональные корпорации и международные неправительственные организации.

Международная правосубъектность транснациональных корпораций широко обсуждается в отечественной юридической литературе. Транснациональные корпорации вступают в отношения между собой и создают для урегулирования своих отношений правила взаимного общения. Наиболее мощные из корпораций активно вторгаются в международную политику, экономику и другие области. Учредители наделяют корпорации правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Однако их правоспособность ограничена и определяется международными договорами, заключенными с участием государств, и в конечном счете является производной. Примеры ТНК: Тойота, Кока-Кола, Найк.

Международная правосубъектность физических лиц не признается российской доктриной международного права по следующим основаниям: действительно, в международном праве имеется ряд соглашений, которые непосредственно распространяются на физических лиц (царствующих особ, дипломатов, военнопленных, международных военных преступников, лиц, ищущих убежища, и др.). Однако эти соглашения предоставляют права индивидам исключительно посредством установления прав и обязанностей для государств. Любой индивид проявляет себя в пределах юрисдикции определенного государства постольку, поскольку это государство предоставило ему такую возможность, исходя из национального законодательства. Международное право производно от воли государств, а не от желаний индивидов.

Тот факт, что физические лица предстают как участники судебных процессов и привлекаются к ответственности за нарушение норм международного права (о геноциде, апартеиде, работорговле и др.), не делает их субъектами международного права, так как ответственность физических лиц наступает только потому, что на это согласились государства, заключив соответствующие международные договоры.

Устав ООН непосредственно обязывает только государства и никоим образом не порождает персональной правосубъектности физических лиц, имея в виду необходимость уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии (статья 1, пункт З). Кроме того, признание международной правосубъектности физических лиц опасно тем, что оно открывает безграничные возможности для произвольного и непредсказуемого вмешательства индивидов во внутренние дела государств по мотивам правоспособности субъекта международного права.

Неправительственные организации представляют собой общественные организации создаваемые на основе прежде всего внутригосударственного права. Многие из них вступают в отношения с международными организациями и правительствами различных государств. Примеры таких организаций: Красный крест, Врачи без границ, Гринпис.

Международные юридические лица (Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», EUROFIMA). С одной стороны - это юридические лица, но с другой стороны они учреждены государствами.

Следует учитывать, что рассмотренные выше образования и лица относятся к спорным субъектам международного права, поскольку они не обладают элементами международной правосубъектности.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются: государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования , причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права.

Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.

Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. В структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность нации. В международной организации существуют постоянно действующие органы. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Предыдущая
526 09.10.2019 4 мин.

Субъекты межнационального права – это действующие субъекты, которые по причине действия юридических норм способны выступать в роли носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Кроме этого, субъекты межнационального несут международно-правовую ответственность.

Что оно из себя представляет

Как национальное, так и внутринациональное обладает своими категориями субъектов. К главным субъектам стоит отнести страны, нации, которые находится в борьбе за государственный суверенитет, а также межнациональные учреждения. Для главных субъектов характерно наличие элемента межнациональной правосубъективности. Она включает в себя важные права о том, как заключаются договора, кто может быть членом международных учреждений.

Помимо главных субъектов выделяют прочие. Некоторые из них представлен в виде государственно-подобных образований. Сюда можно отнести города в прошлом или в новое время. Например, особым статусом был наделен после Второй мировой войны Западный Берлин.

На видео – понятие и виды субъектов международного права:

Разновидности

Субъекты международного публичного права (традиционные) могут быть двух видов: постоянные и временные. К первому виду стоит отнести само государство. Нация, которая находиться в борьбе за свое освобождение, служит в качестве временного субъекта только на время борьбы и формировании независимого государства. И государство, и нация – это первичные субъекты международного права. К вторичным (или производным) субъектам относят международные организации и государственно-подобные образования. А вот в данной статье можно для себя подчеркнуть про

Субъекты (М-Н П) – это участники межнациональных взаимоотношений, которые могут выступать в качестве носителя субъективных прав и обязанностей юридической направленности.

В этом случае они должны быть наделены конкретными свойствами:

  1. Популярная внешняя обособленность.
  2. Персонификация.
  3. Возможность производить выработку и осуществлять автономною волю.
  4. Принимать участие в принятии норм.

Каждый субъект (М-Н П) должен облагать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Итак, правоспособность – это возможность субъекта межнационального права обладать субъективными правами обязанности юридического типа. Такой возможностью обладают страны на момент формирования, нации, которые борются за суверенитет. Что из себя представляет , подробно указано в данной статье.

Дееспособность – это выполнение своих прав и обязанностей непосредственными субъектами (М-Н П). Что касается деликтоспособности, то это термин, который характеризует способность нести юридическую ответственность за выполненные правонарушения. Например, если придерживаться , то страна флага будут нести ответственность за любой ущерб или убыток, который был причине приграничной стране по причине невыполнения военным кораблем законов и правил приграничного государства.

На видео – классификация субъектов МП:

Нации и народы

Суть самоопределения народов – это один из основных принципов межнационального права. Особенно ярко (М- П) стало развиваться после Октябрьской революции 1918 г в России.

Как только был принят Устав ООН право нации на самоопределение подошло к логическому завершению в плане юридического оформления, как главный принцип (М-Н П). Конкретизация и развитие содержания данного принципа произошла после принятия декларации о предоставлении суверенности колониальным государствам и народам. Самое полное его содержание было выдвинуто в декларации о принципах межнационального права в 1970 г.

Современное межнациональное право обладает нормами, которые подтверждают правосубъективность наций, которые борются за свою независимость. Такие нации обретают защиту от межнационального права, они способны на объективном плане использовать меры принуждения относительно тех сил, которые не дают нации приобрести полную межнациональную правосубъективность народа. Субъектом межнационального права может быть признана та нация, которая обладает своей политической организацией, отдельно выполняет квазигосударственные функции. Другими словами, нация должна обладать догосударственной формой организации, народным фронтом, зачатками органов власти и управления.

Стоит принимать во внимание, что межнациональной правосубъективностью могут обладать не все, а только ограниченное число наций (это народ, который не оформлен в государство, но который стремится к его созданию согласно с межнациональным правом).

На основании этого можно сказать, что практически каждая нация может вполне стать субъектом правоотношений самоопределения. Причем право нации на самоопределения отмечалось для борьбы с колониализмом и его осложнениями. Если рассматривать ее как норму антиколониальной направленности, то в этом случае она полностью выполнила свою задачу.

На сегодняшний день большую роль стал приобретать другой аспект права наций на независимость. Сейчас стали активно говорить про развитие нации, но уже как о той, которая определили свой политический статус. В современном мире принцип права народа на независимость должен быть гармонизирован и согласовываться с прочими принципами межнационального права, а точнее, с принципом уважения государственной независимости и невмешательства во внутренние дела остальных стран. Таким образом, стоит рассуждать не о праве всех народов на межнациональную правосубъективность, а о праве нации, которая приобрела свою государственность, а также развивается без внешних вмешательств.

Нация, которая вступает в борьбу за право сотрудничества с государство, контролирующим данную местность, другими нациями и странами, межнациональными учреждениями. При участии в определенных межнациональных правоотношений она может получить дополнительные права и защиту.

На основании полученной информации становится понятным, что каждая борющая нация имеет все пава и обязанности претендовать за свое самоопределение. В данном случае ее гарантом выступает межнациональное право, субъектами которого они в данном случае и выступают. Таким образом, нация способна добиться выполнение ее требований, а также сформировать свое государство с определенными правами и обязанностями.

3.1.1 Основные понятия

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо, поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (НБН), – это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Нации, борющиеся за независимость, также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Государствоподобные образования создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (ММПО) – традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. Международные межправительственные организации – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММВО – типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементами международной правосубъектности являются:

· участие в процессе создания и применения норм международного права;

· участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;

· право на коллективную и индивидуальную самооборону;

· право защищать свои права в международных органах.

3.1.2 Государства – основные субъекты международного публичного права

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3.1.3 Международная правосубъектность народов (наций)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.


Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом. Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности оно свою задачу выполнило.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:

· право на самостоятельное волеизъявление;

· право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

· право на участие в международных организациях и конференциях;

· право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств. Права борющейся нации охраняются международным правом. Нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

3.1.4 Правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами

лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основными правами международных организаций являются:

· право участвовать в создании международно-правовых норм;

· право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

· право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

· право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе-ром системы международных отношений и уровнем развития международного права .

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра-вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:

- основные (первичные) — государства, нации и на-родности, борющиеся за свое национальное освобожде-ние и создание собственного национального государства.

В силу присущего им государственного или национального су-веренитета они признаются носителями международ-ных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъек-тов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятель-ного участия в международных отношениях.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель-ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но-сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож-ным создание международного правопорядка и существование само-го международного права.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна-родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.

Госу-дарства — наиболее могущественные и организованные субъек-ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей-ствия на международную жизнь;

Государства — главные субъ-екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж-дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос-кольку ни одно общество не может существовать вне государ-ства, которое необходимо для организации внутренней и меж-дународной жизни.

Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ-ства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак-тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на-ции, движения, поставить их под покровительство междуна-родного права. В общих международных организациях и созывае-мых ими конференциях национально-освободительные движе-ния имеют статус наблюдателя.


- производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения пер-вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.

Все они действуют в международных отношени-ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН . Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия.

Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества госу-дарств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст-ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи-заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город самоуправляющееся политическое образование, кото-рому на основании договора предоставлен международно-пра-вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между-народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международ-но-правовой договор, которым определяется и особая между-народно-правовая субъектность вольного города.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ-ектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро-ванию правоотношений между правительствами государств и их фи-зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе-чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос-ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират-ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо-щи только национального права задача не может быть решена.

Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных докумен-тов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами между-народного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают толь-ко общепризнанные субъекты международного права.

С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международ-ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри-дические лица субъектами международного права не являются.

Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна-родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они явля-ются активными участниками развития публичного междуна-родного права.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъ-ектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление фи-нансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиа-лами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с от-дельными странами, так и с международными финансово-эконо-мическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-тех-нического, валютно-финансового характера, а также в области энер-гетики, связи, транспорта, новых технологий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году