Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Расследование уголовного дела. Порядок и правила расследования уголовного дела. Предварительное следствие. Сроки предварительного следствия порядок их продления Предварительное следствие производится следователями органов

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Согласно ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и

    1. до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо
    2. до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается

    • время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 части первой ст. 221 Кодекса, а также
    • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность , срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев .

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Срок дознания

Согласно ст. 223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток .

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев .

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев .

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

Одной из форм расследования является предварительное следствие. Это деятельность правоохранительных органов по раскрытию и изобличению преступных деяний. О содержании, правилах и сроках предварительного следствия по уголовному делу будет подробно рассказано в нашем материале.

Место следствия в уголовном процессе РФ

Совершение преступления влечет за собой возбуждение уголовного дела. Разбирается в произошедшем профессиональный следователь. В его обязанности входит доскональное изучение случившегося и последующая передача разработанных материалов в судебную инстанцию. Все время работы следователя как раз является предварительным следствием. Срок расследования, таким образом, может варьироваться. Он во многом зависит от профессиональной компетентности работника правоохранительных органов.

Полномочия судебной ветви власти довольно обширны, а потому ее представители не имеют возможности самостоятельно расследовать происшествия. Обязанности по изучению произошедшего злодеяния возлагаются на Следственный комитет (СК РФ). Это орган, ошибочно именуемый исполнительным. На самом деле, СК РФ работает при прокуратуре, а потому не относится ни к одной ветви власти.

Быстрое и полное раскрытие преступлений является основной целью работников предварительного следствия. Сроки играют немалую роль в деятельности следователей. Во-первых, дело должно быть как можно быстрее передано в суд. Во-вторых, законом установлен срок давности - максимальная продолжительность раскрытия преступных деяний.

Таким образом, следствие представляет собой высшую и наиболее сложную форму расследования. Процедура следствия применяется лишь при раскрытии крупных и серьезных преступлений.

Значение предварительного следствия

Сроки и правила работы следователей закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) - основном юридическом источнике для работников правоохранительной системы. Там регламентированы все действия и решения следователей.

Первостепенной задачей лиц, осуществляющих следствие, является обнаружение, проверка, оценивание и закрепление доказательств. От успеха работы следователя зависит все последующее разрешение дела. Так, судебная инстанция, оценивая собранные доказательства, сможет вынести нужный и справедливый вердикт.

О значении предварительного следствия можно говорить бесконечно. Каждый юрист знает, как много зависит от работы сыщиков и детективов. Эти специалисты выполняют всю самую сложную, а порой и по-настоящему грязную работу. Они допрашивают свидетелей, проводят медицинскую экспертизу, собирают материалы дела и т.д. Все это необходимо лишь для того, чтобы судья, рассмотрев сформировавшуюся материальную базу, не ошибся в вынесении решения.

Следователям предоставлены некоторые привилегии. Так, они имеют право на осмотр места преступления вне официальных сроков предварительного следствия. Иначе говоря, изучение соответствующего пространства разрешается до возбуждения уголовного дела.

История следствия в России

Для лучшего понимания того, что именно представляет собой работа отечественного следователя, следует обратиться к истории российского права. Весь период существования следствия можно поделить на четыре этапа:

  • дореформенный (до судебной реформы 1864 года);
  • пореформенный;
  • советский;
  • современный.

В дореформенной имперской России существовало понятие "предварительного исследования". Были следователи, но полностью зависимые от суда. Они реализовывали свои функции только по прямым Указам императора. Из-за жесткого контроля власти сыщики тех времен не обладали широкими полномочиями. Не существовало и единства мнений по поводу организации грамотного розыска.

Все изменилось лишь в 1864 году, когда в России состоялась крупнейшая в истории судебная реформа. Следователи были приравнены к членам окружных судов, а потому получили некоторую независимость. Юристы того времени впервые стали разрабатывать справочные материалы по розыску.

В 1922 году был принят советский УПК. Следователи стали "народными" и получили место в советских судах и трибуналах. Спустя 10 лет они перешли в ведение прокуратуры. Надо сказать, что положение работников сыска значительно ужесточилось. Закон гласил, что предварительное следствие должно было заканчиваться в срок, установленный судом. Сам сыщик стал тесно сотрудничать с милицией.

Следствие в том виде, в каком оно существует сегодня, появилось лишь в 2002 году. Тогда был принят УПК РФ - закон, регламентирующий процедуру уголовного расследования.

Субъекты предварительного следствия

Срок производства сыска составляет два месяца. За это время представители правоохранительной системы должны выполнить большую часть своей работы. Как организуется процедура сыска, если закон устанавливает столь небольшие сроки работы? Здесь следует обратиться к основным субъектам следствия.

Основным субъектом процедуры сыска является Следственный комитет. Этот орган является зависимым от Прокуратуры Российской Федерации. Следующие два субъекта - Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Эти инстанции занимаются предварительным следствием лишь в рамках своих узконаправленных полномочий. На следственный же комитет возлагается большая часть всех разбирательств.

Следователь несет полную ответственность за полноту своих функций, а также за их ход и результат. Он может требовать содействия от разных инстанций при производстве отдельных действий. Законные постановления следователя обязательны для исполнения.

Законодательство не запрещает работу группы следователей. Так, одно дело могут изучать сразу несколько специалистов. В соответствующем постановлении будет указан состав следственной группы. Руководитель группы принимает решения о выделении дел в отдельное производство, о привлечении лиц в статусе обвиняемых, а также о частичном прекращении или приостановлении дела. Руководитель может запрашивать продление предварительного следствия. Делает он это при помощи подачи специального ходатайства. При этом следователь не имеет возможности влиять на правила и сроки предварительного следствия по уголовному делу.

Как организуется предварительное следствие по уголовному делу? Сроки, требования и нормы можно найти в главе 22 УПК РФ. Закон гласит, что любая процедура сыска может быть запущена лишь после возбуждения уголовного дела (исключения - осмотр места происшествия и судебная экспертиза). По сути, следователь получает разрешение судебной инстанции на реализацию профессиональных полномочий в той или иной сфере.

Само следствие состоит из ряда процессуальных решений и действий. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечение отдельных лиц в качестве обвиняемых, проведение опросов свидетелей, ознакомление участников процесса с материалами дела и многое другое.

Нередко следователи обращаются за помощью к органам дознания. Это инстанции, занимающиеся расследованием несложных уголовных дел. В организацию дознания входит фото- или видеосъемка, использование научной аппаратуры, проведение простых оперативно-розыскных мероприятий и т. д. Взаимодействие двух инстанций придает эффективности процедуре сыска. При этом важно учитывать, что сроки предварительного следствия и дознания должны соответствовать разрешению дела.

Продолжительность следствия

Минимальный срок предварительного следствия составляет два месяца. Однако прокурор может вынести решение о продлении процедуры сыска до 3 месяцев. Если же уголовное дело имеет характер особой сложности, то расследование может быть законно продлено до 1 года. В дальнейшем постановление о продлении срока предварительного следствия может принять только вышестоящая инстанция. Это федеральный орган исполнительной власти (Правительство) или непосредственно Следственный комитет РФ.

Иногда прокурор может забирать накопленный следователем материал для его изучения и оценивания. Такая процедура называется исполнением прокурорских указаний. При возвращении дела у работника сыска есть всего один месяц на исполнение поступивших указаний. Этот же срок устанавливается для исправления дела, поступившего от руководителя следственного органа.

В случае работы следственной группы для анализа отдельного дела используются все те же сроки, что и для единоличной работы следователя. Завершается процедура сыска подачей обвинительного заключения в соответствующую судебную инстанцию. Но прежде чем подать такое заключение, следователь обязан уведомить об этом обвиняемого и его защитника, а также ознакомить их с материалами уголовного дела. Составление заключения не является причиной для продления срока предварительного следствия.

Процессуальные акты

Все действия следователей должны быть облечены в письменную форму. По эксгумации, освидетельствованию, обыску, выемке и прочих операциях должны быть составлены процессуальные акты. При этом работникам сыска допускается выполнение далеко не всех функций. Так, осмотр жилья или обыск проживающих в нем лиц возможен только по разрешению суда. То же касается выемки документации, наложения ареста на корреспонденцию или финансы, контроля за телефонными переговорами и т. д. На рассмотрение ходатайства о проведении того или иного следственного действия суд имеет всего 24 часа. В течение этого времени инстанция обязана ответить работнику сыска. При этом время ответа суда не является сроком приостановления предварительного следствия.

Все операции, включаемые в процедуру предварительного следствия, можно выполнять на определенных условиях. Первое условие - это самостоятельный выбор необходимой операции в рамках одного дела. В зависимости от обстоятельств следователь сам решает, какое именно действие ему следует производить. Следующим условием является использование лишь самых оптимальных функций. Так, работник сыска не обязан реализовывать все установленные законом следственные действия. Важно лишь уложиться в сроки предварительного следствия по УПК. Наконец, третьим условием является направленность на защиту прав и свобод граждан и служба во имя четкой цели. Любое действие следователя являет собой вторжение в сферу интересов лица. Понимая это, работник сыска должен грамотно использовать свои ресурсы.

Работа следователя представляет собой применение государственного принуждения. Это заметно расширяет ответственность работника. Большую роль в деятельности по сыску играет нравственность. Следователь должен почитать закон, но еще больше он должен уделять внимание понятиям чести и достоинства.

Обвиняемые лица в процедуре следствия

Привлечь человека в качестве обвиняемого можно лишь при наличии достаточных условий. Необходимо определенное количество доказательств, свидетельств или любых других материалов, указывающих на виновность отдельного лица. Следователь самостоятельно, без разрешения и указания судебной инстанции выносит постановление о признании человека обвиняемым. При этом не стоит путать понятия "виновности" и "обвинения". В первом случае суд признает человека причастным к совершению преступного деяния. Обвинение же только указывает на возможную вину человека.

Вкупе с формированием обвинительного акта следователь составляет ряд документов с указаниями времени, места и обстоятельств совершения преступления. Лицо, вероятно причастное к злоключению, привлекается к уголовной ответственности.

После вынесения обвинительного акта начинает работу прокурор. Он тщательно изучает материалы дела, собранные следователем, после чего утверждает заключение и направляет его в суд. При этом срок предварительного следствия может быть продлен, если прокурор или суд сочтут недостаточным собранное количество доказательств. В этом случае обвиняемое лицо останется под стражей, а работник сыска примется искать новые детали, указывающие на причастность человека к совершению преступного деяния.

Контроль за предварительным следствием

Основным контролирующим органом является суд. Именно эта инстанция следит за деятельностью следователя. Суд правомочен реализовывать следующие функции:

  • принимать решение о продлении срока содержания под стражей;
  • давать разрешение на личный обыск или выемку в жилище;
  • накладывать арест на корреспонденцию или разрешать выемку в системах средств связи;
  • принимать решение о помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар;
  • избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашний арест и т. д.

В течение всей процедуры следствия судебная инстанция рассматривает жалобы на действия или бездействия прокурора или работников сыска. Может быть принято решение о неполноте расследования или о неправильной квалификации действий обвиняемого.

Прокурор также осуществляет надзор за деятельностью следователя. Он выносит мотивированные решения о направлении соответствующих материалов в следственный орган. Затем прокурор осуществляет проверку всех действий работника сыска на законность. Прокуратура способна требовать от следственных органов устранения допущенных нарушений. Если требования не будут выполнены, то процедура сыска будет прекращена.

Приостановление и прекращение предварительного следствия

Приостановлением процедуры сыска называют временный перерыв в расследовании. Такое решение может быть принято из-за невозможности обвиняемого лица участвовать в производстве по делу. Приостановление расследования не является показателем некачественной работы следователя. Как правило, оно вызвано объективными причинами, которые не зависят от работника сыска.

Сокрытие обвиняемого от следствия или суда, психическая болезнь подозреваемого, болезнь следователя, чрезвычайные происшествия в мире - это неполный список причин, которые могут привести к приостановлению расследования. Срок приостановления дела устанавливается прокурором. При этом он не может превышать один месяц.

Прекращение предварительного следствия может быть вызвано полным завершением расследования. В этом случае работник сыска передает все собранные материалы суду, после чего дожидается результатов работы. Итогом может стать отсутствие события или состава преступления, истечения сроков давности, смерть подозреваемого, примирение сторон или деятельное раскаяние. Существуют реабилитационные и не реабилитационные основания прекращения уголовного дела. Реабилитация предполагает возмещение вреда лицу, незаконно и необоснованно привлеченного к уголовной ответственности. Не реабилитационное основание представляет собой вынесение приговора обвиняемому.

Следователь не является стороной обвинения. Это непредвзятый и объективный представитель судебной власти, обладающий моральными и нравственными качествами. Он должен понимать, сколь важна его работа, а потому предварительное следствие должно быть закончено в срок, установленный судом. Работник сыска должен быть заинтересован только в скорейшем и справедливом разбирательстве дела.

В ходе производства предварительного следствия по уголовному делу действуют все те же общие условия, которые распространяются и на производство дознания. Но при производстве предварительного следствия существуют и свои характерные правила, которые действуют на всем протяжении предварительного следствия по уголовному делу, они касаются: срока предварительного следствия (ст. 162 УПК), производства предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), а также привлечения в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК).

Под правилами предварительного следствия понимают предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством общие процессуальные нормы и особенности, которые характерны для данной формы предварительного расследования и действуют на всем протяжении предварительного следствия.

Срок предварительного следствия

Срок предварительного следствия - это промежуток времени, в течение которого следователь (руководитель следственного органа) производит определенные процессуальные (следственные) действия по конкретному уголовному делу для установления обстоятельств совершенного преступления, обнаружения и закрепления следов преступления, раскрытия и изобличения виновных и привлечения их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Общий срок предварительного следствия по уголовному делу не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела независимо от каких-либо обстоятельств, возникших при его производстве. В данный срок не включается период времени, когда производство по уголовному делу было приостановлено в порядке, предусмотренном ст. 208 УПК. Кроме того, срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа или его заместителем. В случае когда уголовное дело представляет особую сложность, то срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.

Как уже отмечалось, началом истечения срока предварительного следствия считается день возбуждения уголовного дела, т.е. день вынесения постановления о возбуждении уголовного дела независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия уголовного дела к производству следователем. Окончанием срока предварительного следствия считается день:

  • - составления обвинительного заключения и направления его вместе с уголовным делом прокурору. В данном случае период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия;
  • - вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера и направления его прокурору;
  • - вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу или уголовному преследованию.

Во всех случаях дата, которая стоит в перечисленных процессуальных документах, является одновременно и датой окончания предварительного следствия по уголовному делу.

В случае если уголовное дело было возращено прокурором следователю в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК для исполнения его указаний либо обжалования его решения, срок предварительного следствия в данном случае устанавливается руководителем следственного органа, но он не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Исчисление срока начинается с момента принятия дела к производству следователем. Если закончить предварительное следствие в отведенное время не представляется возможным, то срок предварительного следствия может быть продлен на общих основаниях и с учетом указанного месячного срока (ч. 6. ст. 162 УПК). Положения данной нормы в связи с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство приобрело правовую определенность в случаях, когда уголовное дело возвращается для производства дополнительного расследования".

В основном, данная правовая неопределенность была связана с определением руководителя следственного органа, из тех, что перечислены в ст. 39 УПК, обладающего правом на продление предварительного следствия сроком на один месяц после возращения уголовного дела от прокурора, а также имеющего право продлевать срок неоднократно. Кроме того, неопределенность существует и в случаях, когда имеются различные основания возобновления производства предварительного следствия и т.д. Несоответствие в данном вопросе установил и Конституционный Суд РФ, который в своем Определении от 11 июля 2006 г. № 352-0 "По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" сформулировал позицию, в соответствии с которой прокурор (в настоящее время руководитель следственного органа) не может неоднократно по одному и тому же основанию продлевать срок предварительного следствия более чем на один месяц превышающий срок, установление которого в соответствии с ч. 4, 5 ст. 162 УПК относится к компетенции этого прокурора (руководителя следственного органа).

Безусловно, в случае возвращения уголовного дела от прокурора продление срока предварительного следствия на один месяц для производства дополнительного следствия (и в случаях неоднократного продления предварительного следствия), даже если срок предварительного следствия превышает общий срок предварительного следствия, установленный для продления соответствующим руководителем следственного органа, должен продлеваться только тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело, т.е. руководителем следственного органа, который обладает правом непосредственного осуществления процессуального контроля по уголовному делу. Данное положение связано с понятием разумного срока производства по уголовному делу, которое в настоящее время стало принципом уголовного процесса (ст. 6.1 УПК), а также оперативностью осуществления данного процессуального действия. Кроме того, буквальное толкование процессуальной нормы, предусмотренной ч. 7 ст. 162 УПК, характеризующей процедуру продления срока следствия, также ориентирует на то, чтобы срок следствия мог продлеваться тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 и п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

При необходимости продления срока следствия следователь возбуждает перед руководителем следственного органа ходатайство посредством вынесения соответствующего постановления. Данное постановление представляется руководителю следственного органа не позднее пяти суток до истечения срока предварительного следствия. Во всех случаях о продлении срока предварительного следствия следователь письменно извещает обвиняемого и его защитника. Продление срока следствия может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Производство предварительного следствия следственной группой

При наличии материальных (фактических) и процессуальных оснований предварительное следствие может осуществляться следователем не единолично, а несколькими следователями, т.е. следственной группой.

Материальные (фактические) основания производства предварительного следствия следственной группой обусловлены необходимостью эффективного проведения расследования по уголовным делам, представляющим особую сложность, или наличием большого объема следственной работы, подлежащего выполнению. Категории таких дел определяются наличием оценочных критериев, таких как: уголовные дела, имеющие повышенный общественный интерес, многоэпизодность, дела с большим числом обвиняемых или потерпевших, дела о преступлениях, совершенных на значительной территории, и т.п.

Процессуальным основанием производства предварительного следствия следственной группой является вынесение отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой либо указание на это в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении перечисляются все члены следственной группы (в ее состав может включаться и сотрудник, выполняющий по делу ОРМ) и указывается ее руководитель.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, а также об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.

Подозреваемому, обвиняемому объявляется состав группы и разъясняется право отвода. Они вправе заявить отвод как всему составу следственной группы, так и отдельным ее членам.

Сам же руководитель следственной группы становится таковым с момента, когда он вынес постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Руководитель следственной группы самостоятельно имеет право осуществлять следующие процессуальные (следственные) действия:

  • o организовать работу следственной группы;
  • o руководить действиями других следователей;
  • o составлять обвинительное заключение либо выносить постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направлять данное постановление вместе с уголовным делом прокурору;
  • o участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями;
  • o лично производить следственные действия;
  • o принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.

Кроме того, он в соответствии с ч. 4 ст. 163 УПК принимает решения:

  • o о выделении уголовного дела в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153-155 УПК;
  • o прекращении уголовного дела полностью или частично;
  • o приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
  • o привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
  • o направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК;
  • o возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
  • o возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

В российском уголовном процессе следующая за стадия называется предварительным расследованием.

Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318 – 319 УПК РФ).

Предварительное расследование является стадией уголовного процесса, предназначенной для установления обстоятельств преступления, формирования доказательственной базы. Формы предварительного расследования и целесообразность их использования определяются законодателем в основном в зависимости от категории расследуемых преступлений.

Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть ; б) изобличить в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения ; г) обеспечить личное участие в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

Таким образом, предварительное расследование можно определить как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением.

Подследственность — это свойства уголовного дела, по которым следствие или дознание по делу отнесено к ведению следователей или дознавателей того или иного органа (ст. 151 УПК РФ).

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст.152 УПК РФ. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ст. 152 УПК РФ).

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

Соединение и выделение уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 153 — 155 УПК РФ). Как правило, по каждому уголовному делу (совершенному преступлению) проводится отдельное расследование. Однако для успешного расследования уголовного дела и выявления всех участников преступления и роли их в преступлении закон допускает возможность соединения в одном производстве уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, одного лица, совершившего несколько преступлений, а также лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, расследуемых по этим делам (ст. 153 УПК РФ). Соединение уголовных дел возможно в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или одно или несколько преступлений совершены несколькими лицами. Основанием для такого вывода можно считать сходность способа совершения преступления, совпадающий объект, общие характерные данные о личности и др.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. Если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

  1. отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 208 УПК РФ;
  2. несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  3. иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
  4. подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 УПК РФ.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.

Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ: следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору.

Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Стадия предварительного расследования начинается с момента вынесения постановления о возбуждении дела, на котором, согласно требованиям ч. 2 ст. 146 УПК РФ, кроме даты, должно быть указано время его вынесения. Однако сам этот момент в законе четко не определен, так как возбуждение дела может быть процессом, растянутым во времени. Так, для совершения большинства процессуальных действий моментом является не вынесение постановления о возбуждении дела, а получение на это согласия прокурора. Однако в неотложных ситуациях, по смыслу ч. 4 ст. 146 УПК РФ, предварительное расследование начинается уже с момента вынесения постановления о возбуждении дела, еще до его утверждения прокурором. Для фиксации этого обстоятельства на постановлении о возбуждении дела требуется указать не только дату его вынесения, но и конкретное время — с точностью до минут.

Срок предварительного расследования является важным его условием. Он обеспечивает: а) контроль за ходом следствия (в том числе со стороны и обвиняемого); б) международно-правовой принцип на доступ к правосудию без неоправданной задержки (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах); в) максимальное сокращение времени между наказанием и преступлением как условие эффективности ; г) время действия мер процессуального принуждения. Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223 УПК РФ), для предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).

По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением — ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной — п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПК РФ). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия — время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

(1 оценок, среднее:

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Уголовно-процессуальное право

Тема: «Предварительное следствие как форма предварительного расследования»

Выполнил: Щербина Павел Михайлович, 4 курс, 43 учебный взвод

Научный руководитель: Осколков Александр Валерьевич

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

1.1 Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия……………………………………………..5

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания……………………8

Глава 2. Условия предварительного расследования

2.1 Подследственность……………………………………………..……….11

2.2 Начало и окончание предварительного расследования………….……13

Заключение ..……………………………………………………………….…...19

Список литературы …………………………………………………………….21

Введение

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного производства и выражающаяся в деятельности органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выявления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в целях обеспечения правильного применения закона и определения наиболее справедливой меры наказания при условии установления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальном законом.

Органы расследования обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем. Предварительное расследование направлено так же на своевременное принятие мер обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование по каждому делу должно отвечать таким требованиям, как всесторонность, полнота, объективность и быстрота исследования обстоятельств дела.



Поэтому предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса.

В уголовном процессе признаются две формы предварительного расследования:

1) дознание

2) предварительное следствие.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – одна из основных форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия. Таких как, следователи органов внутренних дел, следователями органом федеральной службы безопасности, (ст. 151 УПК РФ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.

Рассматриваемое мною предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.

Задачами предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный, не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Задачами исследования состоят в разборке теоретических основ уголовно процессуальной деятельности по обеспечению общих условий предварительного следствия и изучению общих основ предварительного расследования в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.

Предметом исследования является развитие и современное состояние правового статуса предварительного следствия.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия.

Существуют две формы предварительного расследования:

1. дознание

2. предварительное следствие

Предварительное следствие - это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участие в расследовании дела. При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль, за деятельностью следователя. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ­ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп­ления следов преступления, незамедлительного собирания до­казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так­же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем - обвиняемого. В зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе - в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку­рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари­тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году