Федулов А.В. Прокурорский надзор Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора Надзор за исполнением законов судебными приставами
Особенности прокурорского надзора
По сути, прокурорский надзор является одним из специфических видов деятельности органов прокуратуры.
Особенности прокуратуры исходят из принципов ее организации, а так же принципов осуществления ее деятельности.
Определение 1
Под принципами организации и деятельности прокуратуры принято понимать основные положения, которые определяют главные черты и признаки деятельности прокуратуры, а так же главные требования, которые к ней предъявляются.
Поскольку принципы определяют самые общие признаки и требования, то они являются обязательными для осуществления деятельности любого работника прокуратуры в не зависимости от занимаемой должности или направления деятельности.
Организация и осуществление прокурорского надзора тесно связаны между собой, поэтому, как считают современные исследователи, их нельзя разделять и следует рассматривать в единстве.
Главные из этих принципов закреплены в основном законе государства и в ФЗ «О прокуратуре». Это определяет их правовую основу и обязательность соблюдения каждым работником прокуратуры.
Принципы прокурорского надзора
В научной литературе принято выделять несколько основных принципов, которые лежат в основе осуществления прокурорского надзора, а именно:
- Принцип централизации;
- Принцип единства прокурорского надзора;
- Принцип законности;
- Принцип гласности.
Рассмотрим первый из принципов более подробно.
Принцип централизации прокурорского надзора как одна из его особенностей
Замечание 1
Данный принцип является основой организации системы прокуратуры, при этом имеет принципиальное значение организации для надзорной деятельности прокурора как части единой системы.
Централизация прокурорского надзора предполагает, что нижестоящие органы прокуроры подчиняются вышестоящим. Помимо этого, следует учитывать, что все прокуроры подчиняются Генпрокурору, который возглавляет данную систему.
Централизация органов прокуратуры обусловлена необходимостью обеспечения единой понимания законности на всей территории государства. Это невозможно обеспечить без руководства прокуратурой из единого центра.
Исходя из данного принципа, вышестоящий прокурор несет ответственность за организацию работы всех подчиненных ему работников прокуратуры.
Посредством данного принципа обеспечивается единство прокурорской практики, которая направляется и координируется Генпрокуратурой страны. Согласно данному принципу происходит и назначение прокуроров. Их подчиненность идет строиться строго по вертикали.
Вышестоящий прокурор может, как взять на себя выполнение ряда полномочий нижестоящего прокурора, так и поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, за исключением случаев, которые определенны законом. Однако, любой прокурор сохраняет самостоятельность в своих действиях и несет ответственность за принятые решения.
Любой прокурор, занимающий вышестоящее положение, несет обязательства по осуществлению руководства, контроля за работой подчиненных ему сотрудников.
Выше обозначенный принцип находит выражение в единообразных формах организации и деятельности всех органов прокуратуры, а так же в единстве целей, задач осуществления надзора в рамках современного государства.
Замечание 2
Прокурорский надзор един по содержанию основных направлений деятельности. Его сутью является проверка исполнения требований законов, а так же устранение выявленных правонарушений.
Все приказы/указания прокурора подписываются им лично. Они являются обязательными для исполнения нижестоящими прокурорами. Вышестоящий прокурор может отменить акты, изданные нижестоящим прокурором, в случаях, установленных законодательным путем.
Страница 1 из 2
Отрасли прокурорского надзора
По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.
Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены:
- особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор;
- различием субъектов, исполняющих это законодательство;
- различием в полномочиях прокуроров.
Необходимость выделения и некоторого правового, организационного и методического обособления в едином прокурорском надзоре основных направлений (отраслей) прокурорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.
В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора :
- надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов
Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов. Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации».
Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:
- федеральные министерства;
- государственные комитеты;
- службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
- представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- органы военного управления;
- органы контроля;
- должностные лица вышеперечисленных структур;
- субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
- органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.
Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постановления, уставы и т.п.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.
В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на социальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.
Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.
Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступлений, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок управления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, своевременного и полного расследования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.
Важно отметить, что осуществление прокурорского надзора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.
Надзор за исполнением законов судебными приставами
Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.
Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:
- судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
- судебные приставы-исполнители.
Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.
Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:
- надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
- надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
- надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.
Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы.
Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение администрацией органов и учреждений, применяющих назначенное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности осуществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора - обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является частью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.
Rating: (0 Rating)
Прокурорский надзор это осуществляемая от имени РФ в уст. Порядке правоохранительная деятельность прокуроров за исполнением законов действующих на территории государства. То есть проверка законности действий решений или бездействия со стороны различных поднадзорных субъектов.
Особенности:
1. Особый самостоятельный вид государственной деятельности осуществляемый только органами прокуратуры и специальным субъектом, занимающимся надзорной деятельностью является прокурор. (ст. 54 ФЗ «О прокуратуре» разъясняет значение этого термина, указывая кого считать прокурором. Ген. Прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники, заместители, все нижестоящие прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры управлений, отделов и т.д.)
2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ, распространяясь на всю территорию государства.
3. Прокурорский надзор имеет универсальный характер, так как в его сферу входят все отношения урегулированные законами, и подзаконными актами принятыми в их развитие, а так же распространяется на большинство государственных органов и должностных лиц, иных органов и организаций, за исключением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Судов, и правительства РФ.
4. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, и как правило, Прокурор самостоятельно не может исправлять выявленные нарушения.
5. При осуществлении надзора прокуратура не выполняет функций вышестоящего административного органа в отношении поднадзорных субъектов и не заменяет деятельность различных контролирующих органов и должностных лиц.
6. Прокурорский надзор осуществляется в определенных формах предусмотренных законодательством, (по отраслям прокурорского надзора см. табл.) путем проведения прокурорских проверок при этом не обязательно наличие жалобы пострадавшей стороны так как проверка может осуществляться на основании любой информации о фактах нарушения законности поступивших в прокуратуру требующих принятия мер прокурорского реагирования.
7. Средства реагирования на выявленные нарушения закона зависят от характера правонарушения и отрасли прокурорского надзора(протест, представление, предостережение).
8. Надзор отличается оперативностью, так как проведение прокурорских проверок не вязаны какой либо жесткой процедурой в отличие от судебного процесса, проходящего по правилам установленным процессуальным законодательством.
9. Прокурорский надзор выполняет 2 функции - законоохранительную, борьба с нарушениями законодательства, И правоохранительную – преследуют охрану субъективных прав и законных интересов граждан, а так же интересов общества и государства.
1. Прокурорский надзор осуществляют прокуроры. Термин «прокурор» является собирательным и включает в себя: Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров, действующих в пределах своей компетенции.
2. Прокурорский надзор реализуется в административных и процессуальных формах, закрепленных в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.
3. Прокурорский надзор в отличие от конституционного контроля не обладает возможностью по блокированию не соответствующих Конституции РФ законов.
4. Прокурор не обладает полномочиями осуществлять распорядительную деятельность и отменять нормативные правовые акты. Он также не имеет права возложить на кого-либо обязанности произвести какое-либо действие, не может наложить взыскание и т.п.
Прокурорский надзор осуществляется исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Полномочия прокуроров по осуществлению им своих функций закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, КоАП и в других федеральных законах, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора.
Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации и правил применения на территории России в случаях, указанных в законе, норм международного прав. Прокурорский надзор невозможен в сфере исполнения ведомственных нормативных правовых актов, которые принимаются в развитие федерального законодательства.
Российская прокуратура создана и действует в целях поддержания и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.
Виды (отрасли) прокурорского надзора. Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.
Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры., обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.
В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени.
Лекция 1. Понятие и сущность прокурорского надзора
1.1. Понятие, предмет и система прокурорского надзора
Прокурорский надзор - понятие, характеризующее:
Основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности;
Отрасль юридической науки;
Учебную дисциплину.
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения законности всеми субъектами права.
Признаки прокурорского надзора:
Самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Данную деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица кроме прокуратуры;
Осуществляется от имени государства.
Прокуратура как федеральный государственный орган, осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, или любого из них в каждом конкретном случае.
Осуществление надзора за исполнением законов - особый вид деятельности. Его осуществляет прокуратура как особый вид государственных органов.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т. д. Прокурорский надзор носит комплексный характер, поскольку его регулирование осуществляется на стыке нескольких самостоятельных дисциплин.
Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика, и рядом других.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.
Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура - это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.
Пределы прокурорского надзора:
Не распространяется на прокуратуру РФ и суды;
Не распространяется на оперативно-хозяйственную деятельность органов;
Дополнительные пределы в каждой отрасли надзора.
Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:
Закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;
Средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;