Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие права, его признаки и определение. Понятие права: многообразие определений и единство понятия Понятие и признаки права краткое содержание

Право – это один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Право не единственный социальный регулятор, в систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: 1) обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.); 2) религиозные нормы; 3) нормы общественных объединений (корпотивные нормы); 4) нормы морали и др.

В юридической литературе как отечественной, так и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то в настоящее время довольно широко используется как в научной, так и в учебной литературе следующее определение право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Право как регулятор общественных отношений отличается от других, не правовых регулятивных средств следующими признаками и чертами, которые вытекают из самого определения.

Во-первых, право – это, прежде всего, есть совокупность, а точнее, строго выверенная, упорядоченная система норм . Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таковыми являются нормы права или правила поведения. Возникающие между ее структурными элементами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей.

Во-вторых, право – это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. Право всегда выражает государственную волю, которая, в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

В-третьих, право всегда представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы пра­ва возникает вместе с ней. Вместе с ней развивается, изменяется и пре­кращается.

В-четвертых, право всегда сохраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. В настоящее время форма (источник) права чаще всего рассматривается в трех основных значениях.

Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права (Русская Правда, Законы XII таблиц, кодекс Наполеона и др.)

В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде способа выражения государственной воли или способа, которым правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. Это – юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными правоведами как тождественные понятия. В узком смысле понятие «источник права», то чем практика руководствуется в решении юридических дел. В широком смысле это формы закрепления (внешнего выражения) норм.

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Наиболее важными и широко известными источниками права являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства, правовые договоры, правовые прецеденты.

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права.

Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются государством, а в случае их нарушения государственным принуждением. Неправовые обычаи обеспечиваются лишь общественным мнением. На ранних стадиях развития общества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, постепенно вытеснялся законами и другими формами права, становясь второстепенным источником права.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, обычаи делового оборота и др.

Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом).

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

В России отношение к прецеденту неоднозначно. Одни теоретики права и практики признают его в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицают его как самостоятельный источник права.

Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. В отличие от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и др. он содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями, так, например, на основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, также, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ст. 66 (ч. 4), федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области – с другой.

Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.

Понятие и особенности нормативно-правовых актов.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты.

Это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характеров самих издаваемых актов.

В каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти. Вверху иерархии – нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным, актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

В юридической литературе существует много определений понятия "закон". Довольно типичным, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе является следующие определение.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов.

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифицированного большинства депутатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории.

3. Система права и нормы права

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений .

Система права – весьма сложный многоуровневый комплекс. Структурными элементами системы права являются отрасли, институты и нормы права.

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей – международного публичного права и международного частного права.

Каждая отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, по отношению к системе права в целом, подсистему. Каждая отрасль права в свою очередь выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

Таким образом, в рамках системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование – система права.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Институты права функционируют в пределах отраслей права.

Например, гражданское право России включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозок, страхования, хранения товаров, дарения и пр.

В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию и др.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

Нормы права или правовые нормы – это общее правило поведения, установленное или санкционированное государством направленное на регулирование общественных отношений. Норме права присущи такие признаки и черты как: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

Структура нормы права

Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов. Норма права состоит из трех составных элементов гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения тогo или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Санкция представляет собой такую, часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. Санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

В действующем законодательстве России (и других стран), полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты-комбинации. Например, в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм. Для конституционного права характерно, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение. Например, в ст. 26 (ч. 1) КРФ, гласящей, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» содержатся две гипотезы и две диспозиции. Что же касается санкции за нарушение данного конституционного положения, то она предусмотрена другими нормативно-правовыми актами.

Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространен способ изложения правового материала, при котором одни составные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же – лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содержат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Нормы права классифицируются в соответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права.

В зависимости от характера регулируемых ими отношений нормы права делятся на материальные нормы права и процессуальные нормы права.

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные отношения; определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право и др.

Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В зависимости от характера содержащихся в них предписаний нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм права, заключатся в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы права подразделяются на нормы, распространяющиеся на всю территорию страны, и нормы, действующие на части территории (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, например, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

4. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В любом обществе существуют самые разнообразные отношения между отдельными людьми, между людьми и различными органами и организациями. Все они в той или иной степени упорядочены, организованы и опосредованы с помощью этических, религиозных и других социальных норм. Значительная часть из них регулируется нормами права. Такие отношения существуют во всех сферах жизни общества, они создают в нем правопорядок, придают ему стабильный и целенаправленный характер. Их именуют правовыми отношениями, или, кратко, правоотношениями.

Правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Субъективное юридическое право это предоставляемая и охраняемая государством мера возможного (дозволенного ) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

Юридическая обязанность представляет собой предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица – субъекта правоотношения в интересах другого, управомоченного лица.

Юридическая обязанность выступает как особый, требуемый законом вид поведения обязанного лица по отношению к другому, обладающему соответствующими субъективными правами управомоченному лицу. Человек вынуждается сообразовать свое поведение с предъявленными к нему извне требованиями. Юридически обязанным следует признать того, к кому обращено веление норм права. Человек действует нe так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможном фактическом осуществлении интересов из-за интересов других.

Итак, сравнивая между собой субъективные права и субъективные юридические обязанности, подчеркнем: если содержанием первых является мера допустимого, дозволенного поведения, то содержанием вторых – мера должного, обязательного поведения.

Субъективные юридические обязанности, как и субъективные права строго персонифицируются, они адресуются не абстрактному лицу или лицам, а возлагаются на конкретного участника или участников вполне определенных, конкретных правоотношений.

Существуют разные критерии классификации правоотношений.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д.

В зависимости от количества участвующих в правоотношениях сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности, например, договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т.п.), а у другой – только обязанность (передать подарок).

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. В качестве примера могут служить договор подряда, найма, купли-продажи.

Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона – посредник.

Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Так, например, подразделение правоотношений на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению и др.

Понятие субъекта права, участника правоотношений.

Под субъектом права понимаются физическое или юридическое лицо за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом права.

К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе – подданные), иностранные граждане и лица без гражданства.

В юридическим лицам – государственные и общественные организации и учреждения.

Для того чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность означает установленную законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность – это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения.

Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

Специальная правоспособность – способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип, распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.

Дееспособность представляет собой установленную законом способность лица – участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью. Вместе с ней она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений.

Наличие ее является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей.

У государственных и общественных органов и организаций – субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. Что же касается граждан, то здесь существует значительный разрыв, т.к. правоспособность возникает и признается государством за человеком с момента его рождения, а полная дееспособность – с момента достижения им совершеннолетия.

Российское законодательство не признает добровольного – полного или частичного – отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограничение правоспособности или дееспособности. Признание лица полностью или частично недееспособным допускается лишь в том случае, когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством.

Объекты правоотношений: понятие, виды.

Под объектом правоотношения иногда понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. Можно выделить следующие их виды объектов правоотношения: а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллектуального творчества (художественные или документальные фильмы, научные и художественные книги и т.п.);

в) поведение людей – их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения;

г) личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права.

Для возникновения, изменения или прекращения правоотношения требуется не только заинтересованность в этом субъектов права, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Они могут быть самыми разнообразными. Не все из них оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно-правовых актах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей.

В нормах права определяется вид тех жизненных условий, обстоятельств и фактов, которые признаются значимыми в юридическом отношении и которые в обязательном порядке влекут за собой юридические последствия. Такие жизненные обстоятельства, условия и факты в правовой теории и практике называют юридическими фактами.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты классифицируются по самым различным основаниям.

Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные .

Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать или не вызывать своими действиями наступление юридических последствий правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия, судебные решения и др. Юридические акты которые не имеют властного характера называют сделками. Например, гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др.

Юридические поступки – действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

Неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности, причиненного данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего вред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гра­жданские правонарушения (деликты).

Совершение неправомерных действий влечет за собой появление уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административно-процессуальных и иных охранительных правоотношений.

События как юридические факты не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридическими фактами – событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и все другие, не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные юридические факты, а их совокупность, система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных юридических фактах, а о сложном фактическом составе.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность государством.

Схема 1.2 Признаки права

Признаки права:

1) социальность;

2) общий характер;

3) универсальность;

4) нормативность;

5) связь с государством;

6) властно-волевой характер;

7) общеобязательность;

8) формальная определенность;

9) системность;

10) обеспеченность силой государственного принуждения (см. схему 1.2).

Социальность права (позитивного права) заключается в том, что в современном обществе оно выступает важнейшим социальным регулятором. При этом следует иметь в виду, что право может регулировать не все общественные отношения, а лишь те которые поддаются внешнему воздействию и контролю.

Общий характер права означает его неперсонифицированность (обезличенность, адресованность неопределенному кругу лиц) и многократность регулирующего воздействия (рассчитанность не на конкретные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев).

Универсальность права выражается в том, что будучи социальным регулятором, право устанавливает равно единые правила поведения для всех без исключения членов общества.

Нормативность права (позитивного права) выражается в том, что право состоит из норм, т.е. правил, определяющих типичные модели поведения людей в типичных ситуациях. Эти правила определяют нормативы (границы, пределы) нормального (правильного) с точки зрения общества и государства поведения.

Связь с государством и властно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным субъектам (например, органам местного самоуправления). Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена согласованная воля всех социальных групп.

Общеобязательность как свойство права, означает безусловную необходимость соблюдения и исполнения его требований для всех без исключения лиц, которым оно адресовано.

Формальная определенность. Этот признак довольно часто выделяют среди признаков права, поскольку нормы позитивного права в основной своей массе обладают формальной определенностью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (например, в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность.

Обеспеченность силой государственного принуждения выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.

Системность права проявляется во-первых, в том, что нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Право (особенно это относится к современному праву) – не простая совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система.

Во-вторых, свойство системности предполагает неразрывную взаимосвязь естественного, позитивного и субъективного права. Объективное и субъективное право связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Это единство выражается хотя бы в том, что субъективные права закрепляются прежде всего в нормах позитивного права, т.е. в объективном праве как определенные возможности, возможности того или иного поведения участников общественных отношений, выражающие меру их свободы. В то же время субъективное право производно от объективного.


Похожая информация:

  1. III. Методика измерений и расчетные формулы. I. Цели работы: определение ускорения свободного падения по периоду колебаний математического и оборотного физического маятников

1. Понятие права употребляется в двух значениях:

    в субъективном смысле право - это возможность определенных действий.

    в объективном смысле право - система правил поведения обладающих определенными признаками.

Право - система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, являющихся регулятором общественных отношений.

Признаки права:

    Право состоит из норм, то есть правил поведения общего характера.

    Право - это система норм.

    Право - это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность - необходимость выполнения предписаний нормы любым субъектам, оказавшимся в условиях действия нормы.

    Право является совокупностью формально-определенных правил, то есть они содержатся в законах, подзаконных актах и других источниках права.

    Право устанавливается и гарантируется государством.

    Право является регулятором общественных отношений.

Регулировать - означает упорядочивать, устранять произвол из общественной жизни.

Социальная ценность права состоит в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития, разграничивая интересы отдельных лиц;

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств;

3. Рационально с учетом различных интересов решать глобальные международные проблемы.

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Их называли мононормы (например, не убей члена своего клана).

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. Определение в нормах права того, что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.

2.Реализация норм права связана с государственной властью и возможностью использования государственного принуждения.

3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

    ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

Понятие «норма»в широком смысле означает правило поведения. Различают социальные и несоциальные нормы.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различных стандартах, правилах, инструкциях.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим:

1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.

2. Рассчитаны на применение многими людьми.

3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.

Видами социальных норм являются:

1. Обычаи.

2. Моральные нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Корпоративные нормы.

5. Нормы права.

Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения и вошедшее в привычку людей. Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (например, стремлением быть «как все»).

Моральные нормы– это правила поведения людей, складывающиеся на основе их представлений о добре и о зле, долге, чести, справедливости и других нравственных ценностях, подкрепленные силой общественного мнения. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.

Религиозные нормыустанавливаются на основе различных вероисповеданий. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных религиозных источниках (Библия, Коран, Шастры).

Корпоративные нормыустанавливаются организациями (объединениями) граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (например, Устав ВУЗа).

Нормы права - это формально определенное, общеобязательное правило поведение, которое установлено и гарантировано государством и регулирует общественное отношение.

Признаки нормы права:

* Правило поведения.

* Формально определенное правило поведения.

* Общеобязательное правило поведения.

* Установлено и гарантировано государством.

* Является регулятором общественных отношений.

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • понятийный аппарат предметной области;
  • существенные характеристики, которые объясняют признаки права и дают основания для их функционирования в обществе, отличая от иных социальных норм;
  • материальные, идеальные и юридические источники права;

уметь

  • использовать понятийный аппарат по праву в своей учебной и практической деятельности;
  • реализовывать нормы права через регулирование своего поведения;
  • реализовывать права в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

владеть

  • навыками структурного анализа норм права через его элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
  • навыками воздержания от тех действий, которые запрещены правовыми нормами;
  • навыками исполнения правовых норм, а именно совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами.

Право: понятие, признаки и функции

Отношения между людьми строятся на основе определенных норм (правил). К таковым в различное время относили нормы морали, нравственности, обычаи, традиции и т.д. Трудно представить, как бы смогло человечество выжить, не признавая и не соблюдая такие нормы морали, как человеколюбие и справедливость, нравственные нормы, определяющие отношения между родителями и детьми, общепринятые обычаи предоставлять кров путнику, традиции защищать слабого, нормы-табу на инцест, каннибализм и др.

Можно задаться вопросом: а откуда пришли к нам нормы морали, нравственности, обычаи, традиции? Правильные ли они? Зачем современному человеку их придерживаться и соблюдать?

Социальный опыт человеческого бытия показывает, что вышеприведенные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-либо признает что-то хорошей идеей или порядком. Они складываются постепенно, в процессе повседневной жизни и общения людей, путем сознательного выбора. Нормы морали, нравственности, обычаи, традиции зарождаются из общего решения о том, что отдельное действие может привести к негативным последствиям и поэтому должно быть запрещено или, наоборот, представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным. По представлениям членов общества, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения общего благополучия. Более того, с развитием человечества, которое обусловило появление государственности, встал вопрос не просто о создании, но и изложении письменно целостной системы, которая бы включала в себя накопленные веками моральные и этические нормы, нормы нравственности, обычаи, традиции, а также об установлении ответственности за их неисполнение, что привело к зарождению права.

Таким образом, право является продуктом длительного общественного развития. Оно, как показала история эволюции человечества, зарождается с образованием государств, как регулятор общественных отношений. По своей сути, изначально, право выступало как совокупность правил должного поведения людей в отдельно взятом государстве. Они являлись общеобязательными для всего населения, поскольку только таким образом возможно было упорядочить общественные отношения в рамках государства.

В настоящее время существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права. Несмотря на различия в содержании каждой из теорий возникновения права, все они имеют общие положения, нашедшие отражение в признаках права.

Признаки права – существенные характеристики, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм.

К ним относятся следующие признаки.

  • 1. Социальность. Данный признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную функцию: распределение и закрепление социальных ролей личности в обществе, организацию производства, распределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда, социальную защиту личности, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию отношений собственности, а также другие сферы, связанные с организационнотрудовой и социальной жизнью общества.
  • 2. Системность. Право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой ("если-то-иначе"), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного и предписанного. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (отрасли, институты и др.).
  • 3. Общеобязательность. Установленные в конкретном государстве правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, а на межгосударственном уровне – международной ответственностью, т.е. наделяются нс только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер не только физических и моральных страданий, но и имущественных ущемлений.
  • 4. Формализованность. Правовые нормы принимаются в особом установленном государством порядке и фиксируются в письменном виде в форме закона. Формализм составляет особую ценность права, защищая последнее от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость данного регулятора.
  • 5. Процедурность. Право включает в свою структуру систему процессуальным норм, которые, во-первых, устанавливают процедуры создания, применения и защиты

права, а во-вторых, определяют его связь с государственным аппаратом, в первую очередь, со специализированными органами, деятельность которых непосредственно направлена на защиту права: судом, полицией, прокуратурой и т.д.

  • 6. Неперсонифицированность. Этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Если какое-либо конкретное лицо (сообщество, государство) оказывается в условиях, предусмотренных содержанием соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее действие во времени, что также является отдельным признаком права.
  • 7. Институциональность. Формирование права связано с деятельностью определенных органов государства, осуществляющих правотворчество в различных формах: путем формулирования и закрепления правовых норм в нормативных правовых актах, признания государством (международным сообществом) тех или иных возникших самоорганизационно и действующих в течение длительного времени правил поведения (обычаев) правовыми, в процессе деятельности уполномоченных на это судов (прецеденты).
  • 8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на определенном этапе развития общества, как естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, – одно из условий существования политически организованного общества и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
  • 9. Нетождественность (несводимость) закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Однако право не сводится к закону, поскольку помимо последнего, в право включены и другие нормативные правовые акты, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры нормативного характера, религиозные нормы, правовая доктрина.

Закон (иной нормативный правовой акт государства), нс отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае не является правовым.

Кроме того, право как особенная регулятивная система отличается:

  • стабильностью, которая достигается путем особой процедуры принятия и изменения законодательства, формированием и действием в течение длительного времени обычаев, незыблемостью религиозных норм и общих правовых принципов;
  • динамизмом – способностью реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права;
  • преемственностью и интернационализацией – способностью заимствовать положения иных правовых систем (прошлых либо существующих).

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков дать определение праву.

Под правом следует понимать системную совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств.

Цель (назначение) права – утвердить цивилизованными правовыми средствами правовой порядок в общественных отношениях в обществе, государстве и в международных отношениях.

Под сущностью права принято понимать главную, внутреннюю, относительно устойчивую качественную характеристику права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, в науке получили отражение различные точки зрения на его сущность при исследовании отдельных аспектов права. Поэтому история правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов на сущность права.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить те, которые получили особенно широкое распространение в современной политологии и науке права: социологическое, социальное (солидаристское), психологическое, нормативистское (неопозитивизм) направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.

Социологическое направление в теории права (К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.

Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы, установленные государством, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует так называемое "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают сторонники рассматриваемого направления, – изучение реального порядка, т.е. нс тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, что приводит к нивелированию непререкаемого авторитета закона и требованию свободы судейского усмотрения. Эта теория обосновывает необходимость расширения "правотворческих" функций судьи и принижает роль закона, поскольку судья, будучи не связан юридическими нормами, может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственных внутренних убеждениях, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как, хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны:

  • – функциональный подход к праву;
  • – выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права;
  • – нетождественность права и закона.

Положительным моментом такого подхода является

стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологического и психологического аспектов механизма действия права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе социальной (солидаристской) концепции права (Л. В. Корсаков, Ю. А. Смирнов) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти.

Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право в данном случае выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, позволяющих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Таким образом, согласно этой теории, основополагающими признаются социальные функции права в обществе, которые, например, являются средством устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку этой теорией не учитывается влияние экономических процессов па отдельные личности, общество и государство в целом.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Согласно этой теории объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким- либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное обеспеченности государством, но все же действующее в качестве права.

Другими словами, в психологической теории вместе с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться не только государством, но и каждым отдельным человеком в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

При этом правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет его в индивидуальной психике, делает тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права, которое является сложным явлением социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство нс может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм – направление юриспруденции, которое, ставя на первое место словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридически-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают его либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом этой теории является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Сторонники нормативистского направления (В. П. Кураев и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Именно марксизм имел огромное влияние на становление нового отношения к понятиям государства и права в юридической науке в России.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях нс было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, в настоящее время, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во многих международно-правовых документах, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека ООН, международных пактах и конвенциях о правах человека.

Несмотря на все еще существующие в ряде стран, в том числе и в России, немалые трудности в реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же касается и признания справедливости как основания права для современного правового государства. Справедливость нс раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако на различных этапах исторического развития общества, само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия классов и угнетения одного класса другим, было классово-ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

Исходя из рассмотренных выше теорий, следует подчеркнуть, что пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Позитивное право – это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т.е. право, выраженное в законе.

Позитивное право формируется вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных с формально- юридической точки зрения определенных установлениях (правилах поведения или нормах права). Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

В отличие от позитивного, естественное право представляет объективно существующее ("природное") право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством упорядочения общественных отношений. Государственно-организованное общество в настоящее время не может обойтись без норм права в производстве материальных благ, при организации форм собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права заключается и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно, провозглашая права и свободы отдельной личности, общества и государства, четко определяет границы этих прав и свобод, пересекающиеся с правами и свободами других личностей, обществ и государств (определяет меру свободы и взаимоисключение прав). Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Право, выступая регулятором общественных отношений, противостоит свободе одной личности за счет несвободы другой, произволу одних по отношению к другим, бесконтрольности в реализации прав и свобод отдельных индивидов, групп людей, государств в ущерб других индивидов, групп людей, государств. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях, иначе говоря, право есть обеспечение формальной свободы.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как показала история развития человечества, сегодня правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения межличностных проблем, противоречий в общественных отношениях, как в отдельном государстве, так и на международном уровне.

Функции права тесно взаимосвязаны между собой, они не существуют изолированно друг от друга. Под функциями права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Право предоставляет участникам общественных отношений права, возлагает на них обязанности, т.е. регулирует их поведение посредством правовых норм. Таким образом право выполняет регулятивную функцию. В случае же неисполнения или нарушения норм права вступают в действие охранительные правовые нормы, санкциями которых предусмотрено наказание за противоправное поведение. В результате правом выполняется охранительная функция.

Регулятивная и охранительная функции права – это имманентные праву функции. Это основные функции права, которые характеризуют его как самостоятельное образование.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, которое выражается в установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права (например, закрепление политических, экономических, личных прав и обязанностей в Конституции РФ).

Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможности применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия (например, санкции норм Особенной части УК РФ).

Еще одной важной функцией права является воспитательная функция. Прежде чем требовать от граждан исполнения правовых норм, необходимо воспитать положительное отношение к праву, с тем, чтобы они действовали в соответствии с правом. Именно на это и направлена воспитательная функция права – воздействовать на сознание и соответственно поведение участников общественных отношений с целью формирования положительного отношения к праву и, в конечном итоге, побуждения к правомерному поведению.

Право - система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

Каковы специфические признаки права?

1. Выражение меры свободы, равенства и справедливости означает, что право с достаточной полнотой воплощает основные права и свободы человека, признанные в мировом сообществе. Право является мерой свободы и равенства людей, установленной государством таким образом, чтобы свобода одного не ограничивала свободу другого. И эта мера есть справедливость. Полной свободы достичь нельзя, однако можно быть свободным в той мере, в какой свободны другие. В праве свобода трансформируется в субъективные права, которым соответствуют обязанности, их ограничивающие. Своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, «отмеряет» и оформляет именно свободу в человеческих взаимоотношениях, свободу индивида.

Свобода неотделима от справедливости и составляет ее основание. Свобода всегда ограничена конкретными рамками (мерой), не допускающими антиобщественных актов «пользования свободой». Это - равенство в свободе.

Но не всегда, не во все исторические времена было равенство в свободе, единая для всех мера свободы. Например, крепостное право закрепляло положение несвободы крестьянина. Отнимая свободу у крестьянина, оно отдавало свободу господину. Мера свободы крепостного и господина - разная. По сути, крепостное право - это выражение через закон свободы помещика. Всякое право заключает в себе элемент свободы, меру свободы, хотя эта свобода и может быть односторонней, имеет характер привилегии одного лица во вред другого. В таком случае через право как систему норм, изданных государством,

Раздел IV. Теория права

выражается воля господствующего класса, своеволие господ и несвобода крестьян. Крестьяне отнесены не к субъектам, а к объектам права. К ним не применим принцип правового равенства. Такое право не может быть справедливым, т.к. не выражает меру свободы, равную для всех. Справедливость - это баланс интересов: власти и гражданина, производителя и потребителя, продавца и покупателя, работодателя и работника и т.д. Справедливая мера свободы характеризует содержание права, а общеобязательность права, основывающаяся на легитимном принуждении, является его формальным свойством, которое имеет существенный характер.

Высшее общественное предназначение права - обеспечивать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, исключить произвол и своеволие из жизни общества. Неспроста еще римские юристы писали: jus est ars boni et aequi - право есть искусство добра и справедливости. С общесоциальной точки зрения право - это мера свободы и справедливости. С формальной точки зрения право - это мера свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе.

2. Нормативность выявляет смысл и предназначение права. Нормативностью права в общественную жизнь вносятся существенные элементы единства, равенства, принципиальной одинаковости - право выступает как общий масштаб, мера (регулятор) поведения людей. С помощью норм право регулирует разнообразные общественные отношения, служит орудием проведения в жизнь политики государства, средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности. У нормативности есть одна существенная черта: право выражается в нормативных обобщениях (общие дозволения, общие запреты, общие обязывания), которые устанавливают пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на определённой ступени общественного прогресса.

3. Формальная определенность права означает четкость, однозначность, сжатость формальных правовых предписаний, выраженных в законах, указах, постановлениях и т.п. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права, свободы, обязанности, размер и вид ответственности за

Глава 13. Общее учение с праве

совершенное правонарушение. Выражение норм в законах, других нормативных актах, установление формального равенства - это основной признак формальной определенности права.

4. Системность права заключается в том, что право - это не просто совокупность принципов и норм, а их система, где все элементы связаны и согласованы. Системность привносится в право законодательством.

Только системное, непротиворечивое право, выражающее свою сущность через принципы, способно выполнить стоящие перед ним задачи. Сегодня в Украине важнейшая и неотложная задача - восстановить и укрепить системность права, поскольку несогласованность нормативно-правовых актов подорвала системообразующие связи между юридическими нормами.

5. Волевой характер права, выражение в нем общественных, групповых и индивидуальных интересов означает, что в праве проявляется и воплощается воля, содержанием которой является интерес. Право аккумулирует общественную, групповую и индивидуальную волю граждан в их гармоничном сочетании, согласии и компромиссах. Воля пронизывает деятельность человека, его целенаправленное поведение во всех, в том числе и в правовой, сферах жизни. Понимание воли в праве исключает сведение права к орудию насилия государства, средству подавления им индивидуальной воли. Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле в идеале государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» общественные, групповые и индивидуальные интересы, соответствующие принципам справедливости, свободы, демократии, равенства, гуманизма.

6. Общеобязательность права выражается в том, что установленные правила поведения являются общими и обязательными для всей страны. Общеобязательность, всеобщность праву придаёт то, что в нём выражаются согласованные интересы участников регулируемых отношений, что оно имеет нормативный характер.

7. Государственная обеспеченность, гарантированность права, вплоть до принуждения, свидетельствует о том, что государственная власть, государство в целом, поддерживает общие правила, которые признаются государством правовыми. Далеко не все нормы права соблюдаются и выполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиня-

Раздел IV. Теория нрава

ется требованиям правовых предписаний только потому, что за правом стоит государство. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное легальное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. К нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применять меры юридической ответственности - дисциплинарной, административной, уголовной. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году