Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Создание основ советского права и процесса. Создание основ советского права (1917–1918гг.) Декреты о браке и семье

После революции коренным образом изменились обществ. отн-я, что обусловило существенные изм-я в содерж. и структуре российского права. Появились новые отрасли и институты права.

Семейное право . Стало одной из 1-х отраслей права, подвергш. радикальному изменению.(до рев., регулировались гражданским правом).В этот период семейное право стало формир. как самост. отрасль. 18 и 19 дек. ВЦИК и СНК приняли декреты: «о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражд. сост-я» и «О расторжении брака». В соответствии с 1-м декретом была отменена церковная форма брака и введена гражданская. Он должен был регистрироваться гос. орг. в актах гражданского сост-я. Было ликвидировано понятие незаконнорожденности. Внебрачные дети уравн. в правах с брачными детьми. Допускался судебный порядок уст-я отцовства. В соотв. со 2-м декретом, брак мог бать расторгнутым по просьбе любого из супругов. Осн-е положения законов получили свое развитие в «Кодексе законов РСФСР об актах гражд. сост-я, брачном, семейном и опекунском праве» , принятым ВЦИК 16 сент. 1918г. Он стал 1-м кодексом в истории сов. права . В кодексе была обобщена практика судебных органов Загса, подробно рассмотрены нормы сем. права. Также подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких правовых последствий. Только гражд. брак, заключ. в орг. Загса, признавался законным. Широко регламентировались права и обязанности супругов. Отменялся принцип общности имущества супругов, провозглашался принцип раздельности имущества детей и родителей. Уст. брачный возраст: муж.-18,жен.-16.

Уголовное право. Первоначально не сущ. Какого-либо единого уголовного закона. Нормы УП. содержались в принимаемых по необходимости различных декретах. Ранние акты уг.п. намечали лишь общие напр-я политики гос-ва в области борьбы с преступностью. 1-м актом новой власти в этой области было Пост-е 2-ого Всероссийского Съезда советов «об отмене смертной казни». На практике оно не применялось.

Положением ВЦИК «о рабочем контроле» уст. угол. ответственность за сокрытие материалов, неправильное ведение отчетности и прочие злоупотребл-я на производстве. Борьба с голодом стала важн. напр. деятельности новой власти. 15 ноября СНК принял обр-е «о борьбе со спекуляцией ». В нем местным властям предлагалось подвергнуть спекулянтов, мародеров и их пособников аресту и заключению в тюрьму. Также он определил, что понимается под спекуляцией: сбыт, скупка в виде промысла нормированных продуктов питания и тов. шир. потребл-я по ценам выше гос., а также платины, золота и аннулированных ценных бумаг. Наказание определялось в виде лишения свободы, принудительных работ и конфискации. 28 ноября 1917г. Народный Комиссариат юстиции опубликовал «Руководство для уст-ва революционных трибуналов». Оно содержало 1-й перечень наказаний, которые эти суды могли применять. Впервые наиболее полно виды наказаний были перечислены в инструкции НКЮ «О революционном трибунале» от 19 дек. 1917г.: ден. Штраф, лищение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, Вынесение общественного порицания, обвинение виновного врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества, принуждение к общественныя работам. Лишение своб. предусм. на сроки от 7 дней до года, а по наиболее опасным уст. предел «НЕ НИЖЕ». Несовершеннолетние помещались в колонии и приюты. Высшей мерой наказания стало объявление вне закона.(прим. Крайне редко) К апрелю было принято неск. Уголовно-правовых декретов. К числу контрреволюционных преступлений были отнесены заговор и мятеж, напр. на свержение Сов. власти, антисов.выступления в печати, измена Родине. Особо опасными преступлениями являлись погромы, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательство предусматривало наказуемость должностных преступлений-взяточничество, волокиту. Особое внимание уделялось воинским преступлениям . Уголовная ответственность уст. за хищение военного имущества, мародерство, грабежи и насилие над населением. Позже было впервые сформулировано понятие дезертирства как самовольного оставления рядов красной армии, установлена ответственность за неявку по призыву в тыловое ополчение и т.д. УП в этот период сделало шаг назад как с точки зрения формально-юридической техники, так и обеспечения неприкосновенности и защиты интересов личности.

Трудовое право.(до этого момента рег. гражданским правом)1-м нормативным актом о труде стало постановление СНК «О 8-часовом раб. Дне, продолжительности и распределении рабочего времени».Впервые в государственной практике для лиц, работавших по найму, был установлен 8-часовай раб. день., раб. время в течении недели не должно было превышать 8 часов. Раб. время для лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 часов. Свехурочные работы оплачивались в двойном размере. В дек. 1917г. ВЦИК принял положение «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». В январе была введена всеобщая трудовая повинность, которая была закреплена в конституции РСФСР 1918г. Труд признавался обязанностью всех граждан республики. Постановлением СНК РСФСР «Об отпусках» вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на предприятии 6 месяцев. Важную роль в формировании трудового права сыграло положение «О порядке утверждения коллективных договоров, устанавливающих ставки заработной платы и условия труда».(означало попытку упорядочения трудовых отношений. Уст. ставка заработной платы и условия туда, перечислялись обязательные пункты, которые должны составлять содержание коллективного договора: порядок приема на работу и увольнения работников, нормирование рабочего времени и оплаты труда и т.п.

Судебная реформа. Учреждение советской адвокатуры и прокуратуры (1922г.).

В соответствии с принятым СНК РСФСР Декретом о суде № 1 были полностью ликвидированы все дорев. суды, а также прокуратура, адвокатура и следственные органы. Судебные функции возлагались на избиравшиеся советами местные коллегиальные суды, а предварительное следствие единолично осуществляли судьи. Обвинителем и защитником мог быть любой гражданин. Местные суды рассматривали дела с суммой искадо 3 тыс.руб. и уголовные дела, по которым прим. наказ-е сроком до 2-х лет. В качестве кассационной инстанции выступали уездные и столичные съезды местных судей. В свой деятельности суды могли руководствоваться не только декретами ВЦИК И СНК но и дореволюционными законами. В феврале 1918г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2 , предусмотревший наряду с местным судами создание окружных судов. Гражданские дела они рассматривали в составе 3-х постоянных судей и 4-х народных заседателей, а уголовные дела- в сост. 1судьи и 12 заседателей. При окружных судах действовали следственные комиссии. Образовывались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту интересов сторон в суде.

Согласно принятому СНК Декрету о суде №3 расширялась подсудность местных судов(могли рассматривать гражданские дела с суммой иска до 10 тыс.руб. и угол. преступления (сроком до 5 лет). Создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на реш-я и приговоры окружных судов. В конце 1918г. ВЦИК утвердил положения о народном суде РСФСР, которое значительно упростило систему общих судов. Вместо многочисленных судебных органов основной судебной инстанцией стал единый народный суд, в составе одного судьи и 2-6 заседателей. Защиту обвинение осущ. избираемые Советами коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон. Предварительное следствие проводили следственные комиссии либо сами судьи(с 1920г. введен институт единоличных следователей, которых избирали местные советы)

Специальные суды .(с 1918г.):революционные трибуналы, рассматривавшие дела о наиболее тяжких уголовных преступлениях. Создавались общие, военные и железнодорожные трибуналы. 2-й инстанцией для рев. трибуналов был Кассационный трибунал при ВЦИК(вып. функции судебного надзора и руководства местными трибуналами). Дела особой важности были подсудны Верховному трибуналу при ВЦИК.

Для борьбы с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности были образованы Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК, губернские и уездные чрезвыч. комиссии, а также пограничные и транспортные ЧК. (КОМПЕТЕНЦИЯ: они не только вели следствие, но и рассматривали дело по существу, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных вступлений против Советского власти, бандитизма органы ВЧК имели право расстреливать на месте без суда и следствия. В февр. 1918г. суд. функц. были переданы трибуналам(сохр. право на применение внесудебной репрессии. Трибуналы получили право контроля за следственной работой орг. ВЧК.

В связи с окончанием гражданской войны была провед. реорганизация судебных и правоохранительных орг. В конце 1921г. – упразднен ВЧК. На основе орг. ВЧК было образ. Главное полит. упр-е при НКВД. В 1922 впервые создавались орг. прокуратуры и адвокатуры.

Систему органов прокуратуры в качестве прокурора республики возглавил народный комиссар юстиции, который назначал губернских прокуроров. Прокуратура осущ. надзор за законностью действий центральных и местных орг. власти, производством дознания и предварительного следствия, местами заключения. Прокуроры поддерживали обвинение в суде, опротестовывали приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке.

Органами адвокатуры стали коллегии защитников. Адвокаты обеспеч. Защиту обвиняемого в суде по угол.делам, представляли интересы сторон в гражданском процессе, проводили консультации по юр. вопросам.

Вместо общих судов и трибуналов в 1922г . созд. единая судебная система, сост. из народных судов в уездах, губернских судов и Верховного суда . Народный суд разбирал основную массу угол. и гражд. дел.(состав: один судья или судьи в 2-мя заседателями). Губернский суд был 1-й инстанцией по некоторым важнейшим делам, кассац. инстанцией для народных судов, а также вып. функции упраздненных губернских советов юстиции по руководству нар. судами. Верх. Суд выступал в качестве 1-й инстанции по особо важным делам и кассационной инстанции для губернских судов, и осущ. Суд. контроль над всеми судами

65.Кодификация советского права 1921–1922гг.

20-ые годы явились периодом интенсивное кодификационной работы.Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о трубе; разработаны проекты Хозяйственного, Кооперативного, Административного кодексов.

Граж.кодекс состоял из общей части, вещного права, обязательственного и наследственного п. Законодатель в знач. мере ориентировался на временный характер права переходного периода.(принцип законности, целесообразности); подчеркивал, что имущественные права частных лиц явл. уступкой во имя развития производительных сил. В общей системе народного хоз-ва автономные частные хоз-ва рассматривались не как замкнутые единицы, а как части единого комплекса. Наряду с гос. и кооперативной собственностью, выделяли частную, имевшую 3 формы: единоличную собств. физических лиц, собственность нескольких лиц, собственность частных юридических лиц. Закон ограничивал объем права частной собственности(ограничение круга объектов, уст-е предельного размера частного предприятия и т.д.) В период НЭПа широкое распространение получил договор аренды и концессии, на основании которых гос. имущество передавалось в пользование частных лиц.

Уголовный кодекс состоял из введения и 2-х частей(общей и особенной). Под преступлением кодекс понимал « всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку» Провозглашенными целями наказания были: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к усл-м общежития, лишение преступника совершать новые правон. Назнач-е наказания осуществлялось судебными органами на основе «социалистического правосознания», руководящих начал и УК. При определении мер наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Предполагалось, что наказние должно быть целесообразным, что также определял суд. Система наказания варьировалась от общественного порицания до изгнания за пределы РСФСР. По делам, находившимся в производстве ревтрибуналах, применялся расстрел. Система преступления включала: государственные, против порядка упр-я, хозяйственные, имущественные, воинские и др. преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс.(утвержд. ВЦИК в феврале 1923г.) Закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содерж. Гос.,военную или политическую тайну). Суд не ограничивался формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор. На предварительном следствие должны были выяснить и исследовать все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы- права союзного гос-ва. Так в октябре 1924г. были принята осн-е начала уголовного законадат-ва Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось понятие «меры социальной защиты».В октябре были приняты Основы судоуст-ва и судопроизводства, в дек. 1928г.- Общие начала землепользования и землеуст-ва

62.Российское государство в период гражданской войны.(-----)

Октябрьская революция расколола российское общество на сторонников и противников революции . Дальнейшее развитие событий усиливало взаимную нетерпимость, произошел глубокий внутренний раскол, обострилась борьба различных социально-политических сил. Значительная часть интеллигенции, военных, духовенства выступили против большевистского режима, к ним присоединились и другие слои населения России. Весной 1918 г. в России началась гражданская война (1918 - 1920 гг.).
Первоначальными причинами гражданской войны стали: насильственное смещение Временного правительства; захват государственной власти большевиками, разгон Учредительного собрания. Вооруженные столкновения носили локальный характер. С конца 1918 г. вооруженные столкновения приняли характер общенациональной борьбы. Этому способствовали как мероприятия Советской власти (национализация промышленности, заключение Брестского мира и др.), так и действия противников (мятеж Чехословацкого корпуса). Гражданская война выделила три основных социально-политических лагеря. Лагерь красных , представленных рабочими и беднейшими крестьянами, был опорой большевиков. Лагерь белых (белое движение) включало представителей бывшей военно-чиновничьей элиты дореволюционной России, помещичье-буржуазные круги. Их представителями были кадеты и октябристы. Либеральная интеллигенция была на их стороне. Белое движение выступало за конституционный порядок в стране, за сохранение целостности Российского государства.
Третий лагерь составили широкие слои крестьянства и демократической интеллигенции. Их интересы выражали партии эсеров, меньшевиков и др. Их политическим идеалом являлась демократическая Россия, путь к которой они видели в выборах в Учредительное собрание.

I этап гражданской войны (конец мая - ноябрь 1918 г.). В 1918 сформировались основные центры антибольшевистского движения. Так, в феврале 1918 г. в Москве и Петрограде возник "Союз возрождения России", объединивший кадетов, меньшевиков и эсеров. В марте этого же года сложился "Союз защиты Родины и свободы" под руководством Б.В. Савинкова. Сильное антибольшевистское движение развернулось среди казаков. На Дону и Кубани его возглавил генерал П.Н. Краснов, на Южном Урале - атаман А.И. Дутов. Весной 1918 г. началась иностранная интервенция. Германские войска оккупировали Украину, Крым, часть Северного Кавказа. Румыния захватила Бессарабию. Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России.
Мятеж левых эсеров. Против большевиков выступили их недавние союзники - левые эсеры. На V Съезде Советов в июле 1918 г. они потребовали отменить продовольственную диктатуру, расторгнуть Брестский мир, ликвидировать комбеды. В начале июля 1918 г. они захватили ряд зданий в Москве, обстреляли Кремль. 6 - 7 июля левые эсеры предприняли попытку свержения Советского правительства в Москве. Она закончилась полным провалом. В результате многих руководителей левых эсеров арестовали. Левых эсеров после этого стали изгонять из Советов всех уровней.

67. Cоздание Союза Советских социалистических республик. Конституция СССР 1924г.Предпосылки объединения социалистических республик.

После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).
В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунист ы считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к гос. объедин. подталкивали и эк. обстоятельства : веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.
В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик.
Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР . Конституция состояла из 2-х разделов(декларации и договора об образовании СССР),11 глав, 72 статьи .СССР определялось как единое союзное гос-во, созданное на федеративных началах. К компетенции Союза ССР относились вопросы руководства вооруженными силами, объявления войны и заключения мира, междунар. Отн-й, изменение внешних границ и т.п. Руководство эк. находилось в совместном ведении союзного центра и республик. Гарантировались суверенные права республик.(но детально не регламентированы) Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов , а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов . Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР .В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение,юстиция…
Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной

Переходя к следующему вопросу, необходимо отметить, что споры велись и в комиссии (создана 1 апреля), которая готовила проект Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. Она состояла из 6 разделов:

2. Общие положения Конституции;

3. Конструкция Советской власти;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О Гербе и Флаге РФ.

Конституция закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Социальной основой была диктатура пролетариата (в форме республики Советов).

Законодательно были закреплены первые экономические преобразования: национализация земли, недр, банков, транспорта, части промышленности. Срок действия Конституции определялся на переходный период от капитализма к социализму.

Конституция закрепила федеративный характер государственного устройства, определила высшие органы власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК), органы власти на местах, порядок их деятельности и компетенцию. Всероссийский съезд Советов – высший орган власти. Между съездами – ВЦИК, который образовывал СНК. На местах власть принадлежала губернским, уездным, волостным съездам Советов. Между съездами – исполнительным комитетам городских и сельских Советов.

Характерно, что законодательную власть осуществляли сразу 3 высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. ВЦИК и СНК были также исполнительными органами. Это переплетение законодательных и исполнительных функций диктовалось чрезвычайной обстановкой и, кроме того, большевики не считали необходимым разделение власти на три ветви (это было по их мнению необходимо в буржуазном обществе для соблюдения баланса классовых интересов).

Диктатура пролетариата такого баланса искать не собиралась, целью ее было построение бесклассового общества.

Избирательное право предоставлялось всем, кто достиг 18-летнего возраста, независимо от пола, веры, национальности, оседлости и т.д. Не имели избирательных прав эксплуататорские элементы (использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, служители церкви, агенты бывшей полиции, жандармерии). Это лишение избирательных прав отдельных категорий населения было временным, вызвано их ожесточенной борьбой против Советской власти. Конституция провозгласила классовую демократию, т.е. демократию только для трудящихся . Свобода слова, собраний, митингов и т.д. – только для трудящихся. Права на труд, отдых, образование в Конституции 1918 г. нет, так как в то время эти права невозможно было гарантировать.


Выборы были непрямые, т.е. многостепенные (кроме городских и сельских Советов) и неравные (в городах избирался один делегат от 25 тыс. избирателей, в деревне – от 125 тыс. жителей).

По Конституции церковь отделялась от государства и школа от церкви. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми. Кстати, Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят СНК 20 января (2 февраля) 1918 г. Но решение это далось с трудом, оно не принималось, пока патриарх Тихон не предал Советскую власть анафеме. Даже после этого ряд руководителей государства возражал против этого шага.

Вместе с образованием Советского государства создавалось советское право. Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (она почти целиком вошла в первую Советскую Конституцию). Перестройка всей системы права не могла быть моментальной, в 1917 – 1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно потеряли свою силу по мере становления нового законодательства.

Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было ! Поэтому вопросы в судах решались как исходя из старых норм, так и опираясь на «революционное правосознание», исходя из «революционной целесообразности».

Гражданское право .

Основная задача гражданского права – закрепление нового типа собственности. Социалистическая собственность возникла в результате национализации, которая осуществлялась путем принудительного и безвозмездного изъятия государством помещичьей и капиталистической собственности.

Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота. Декретом о национализации внешней торговли запрещались частные торговые сделки с заграницей по ввозу и вывозу товаров. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Государство установило монополию на хлеб, золото, машины, т.е. объектами частных сделок эти предметы быть не могли.

Наследственное право .

Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Такое имущество после смерти собственника становилось достоянием государства. Имущество, стоимость которого не превышала 10 тыс. рублей подлежало передачи по наследству ближайшим родственникам (это считалось трудовая собственность).

Семейное право .

Семейное право в советском государстве впервые стало самостоятельной отраслью, ранее оно входило в гражданское право. Уже в декабре 1917 г. были изданы 2 декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Отныне действительным признавался только гражданский брак, церковный объявлялся частным делом супругов. Устанавливалась добровольность вступления в брак, отменялись многие ограничения: не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к религии, к сословию. Внебрачные дети во всем приравнивались к детям, рожденным в браке. Вводилось свободное расторжение брака по желанию одного из супругов. Родители были обязаны содержать несовершеннолетних детей, а взрослые дети – нетрудоспособных родителей. Усыновление временно запрещалось из-за опасения эксплуатации сирот, беспризорных детей усыновителями. Брачный возраст был – 18 лет для мужчин, 16 лет – для женщин.

Трудовое право .

Трудовое право также стало самостоятельной отраслью. Советская Россия стала первым государством в мире, где был установлен 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Постановление об этом было принято 29 октября 1917 г. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Постановление о страховании по болезни. Был запрещен ночной труд женщин и подростков, они не допускались к подземным и сверхурочным работам. Сверхурочные работы должны были оплачиваться в двойном размере. Лица, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускались. Не достигшие 18 лет не должны были работать более 6 часов. Конституция 1918 г. ввела всеобщую трудовую повинность, т.е. труд объявлялся обязанностью всех граждан («нетрудящийся да не ест»). Были ликвидированы все частные конторы по найму на работу. Этими вопросами должны были заниматься биржи труда, создаваемые местными Советами и профсоюзами. Весной 1918 г. создаются специальные инспекции труда, которые следили за охраной жизни, здоровья, условий труда.

Уголовное право.

В данный период еще не было создано единого уголовного кодекса. Основная цель уголовного законодательства – усиление борьбы с контрреволюционными выступлениями. Это заговоры против Советской власти, открытые восстания, диверсии, теракты, саботаж и т.д. Особо напряженная борьба велась со спекуляцией и взяточничеством. Декрет «О спекуляции» (июль 1918 г. – лишение свободы сроком не ниже 10 лет), Декрет «О взяточничестве (май 1918 г. – не менее 5 лет). В это время вид наказания нередко определял сам суд или ревтрибунал. В декабре 1917 г. Наркомюст сделал попытку дать общий перечень наказаний:

1. Денежный штраф;

2. Лишение свободы;

3. Удаление из столицы или за пределы России;

4. Объявление врагом народа;

5. Лишение политических прав;

6. Конфискация имущества;

7. Обязательные общественные работы.

Расстрел в октябре 1917 г. был отменен, но уже весной 1918 г. вновь введен как высшая мера наказания. За незначительные преступления и проступки, совершенные лицами из трудящихся классов, суды могли назначить такие наказания: «выговор в присутствии суда», «запрещение выступать на собраниях».

Судопроизводство .

Первым правовым актом, разрушившим старый суд, был Декрет о суде №1 от 22 ноября 1917 г. Он упразднил все дореволюционные суды, ликвидировал прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды (1 судья + 2 народных заседателя). Судьи и заседатели выбирались на прямых выборах, проводили их местные Советы. Следствие в местных судах вели сами судьи. Обвинителями, защитниками могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Рассматривались в судах дела с суммой иска до 3 тыс. и уголовные (наказание - до двух лет лишения свободы). Декрет о суде №2 (февраль1918 г.) расширил права местных судов. Для рассмотрения более сложных дел созданы были окружные суды (1 председатель + 12 заседателей). При них действовали следственные комиссии (вели следствие), создавались коллегии правозаступников (т.е. обвинение и защита уже были на суде). Согласно этому декрету судопроизводство велось на местных языках.

По декрету о суде №1 параллельно с местными судами вводились особые суды, т.е. ревтрибуналы для борьбы против контрреволюционных сил. В их состав входили: 1 председатель + 6 заседателей. Заседания в них проходили открыто, с участием защиты и обвинения. Предварительное следствие вели особые следственные комиссии. Ревтрибуналы были созданы по всей стране. В их задачу входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем, т.е. с тем, что угрожало Советской власти. В мае 1918 г. при ВЦИК создан ревтрибунал для разбирательства дел, имеющих общегосударственное значение. Особенность : в первые месяцы Советской власти процесс создания ревтрибуналов опережал процесс создания местных судов.

Вывод :

Слом старой буржуазной системы управления проходил в условиях ожесточенного сопротивления, саботажа государственных служащих. Свергнутые классы не мирились с потерей власти, поднимали мятежи, организовывали заговоры против Советов. Все это заставило большевиков пойти на чрезвычайные меры, на проведение карательной политики.

Создание Советского государства сопровождается формированием основ советского права. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и права. В переходный период существовало 3 группы источников права:

1-я группа – новые нормативные акты, круг которых постепенно расширяется.

2-я группа – старое законодательство, на которое Декрет ВЦИК о суде № 1 допускал ссылки, если оно не противоречило декретам Советской власти.

3-я группа – революционное правосознание трудящихся масс, появление которого связано с отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения.

Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда акты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и трудовые коллективы, особенно в области регулирования трудовых отношений.

Сам законодательный процесс был регламентирован постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.

Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако, с возникновением автономных республик их органы власти, признавая действие общероссийских актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, издавая, например, акты уголовно-правового или процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но среди них отсутствовали систематизированные акты.

Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую наиболее простейшую форму систематизации – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). В дальнейшем работа по кодификации советского права продолжилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям права Российской империи.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов создавались по классовому принципу – рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать и офицеры. В выборах крестьянских Советов могли принимать участие представители сельской буржуазии.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Самым большим представительством обладали рабочие, затем шли крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Выборы не были прямыми, поскольку этот принцип действовал лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались путем многостепенных выборов.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции, понимался с классовой позиции, так как Основной Закон определял категории граждан, которые обладали избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечислялись категории граждан, не имевших избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись «неблагонадежные»: бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии, а также категории умалишенных и преступников.

В Конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены уничтожением частной собственности и установлением новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное поэтапно, но в сжатые сроки. Результатом национализации стало появление нового типа собственности – государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота: ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельскохозяйственных машин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья табака и махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежавших государственному распределению.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и вводился гражданский (светский) брак, регистрируемый в государственных органах записи актов гражданского состояния (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение из производственной сферы капиталистических элементов. Устанавливался 8-часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Решением этих вопросов занимались профсоюзы.

Земельное право . Декретом о земле закреплялся принцип ее неотчуждаемости. Право распоряжения землей предоставлялось исключительно государству. Все граждане, их объединения и организации становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась административными актами органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер. Они были направлены не только на борьбу с преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Классовый подход был и к понятию преступления, которое определялось как действие или бездействие, опасное для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился новый состав – контрреволюционные преступления, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине – вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Среди должностных преступлений отмечались взяточничество и волокита.

Наиболее тяжкими из воинских преступлений признавались использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательство, сообщничество с внутренними и внешними врагами, а также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство и неявку по призыву в тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения и убеждения. Принуждение применялось в отношении враждебных классов, а убеждение – в отношении мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний, согласно Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. были: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и в суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо лично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в том числе и предание суду.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда, включая в нее дела о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей на отвод председателя суда в любой момент процесса, на решение вопроса о мере наказания и ее уменьшении, на освобождение подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорение на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В революционных трибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного и государственного строя. Дела проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в Наркомате юстиции и ВЦИКе.

Таким образом, социалистической революцией в России были заложены основы советского права – права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.


Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формирование нового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось на полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория - «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав.

Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

В апреле 1918 г. ВЦИК отменил наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не выше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысячи рублей. Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семенного права являлись декреты ВЦИК и СНК, а также принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» - первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию супругов или по желанию одного из них.



Советское государство, выступавшее от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя, 2-недельные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин, страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводится всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства.

В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918г.

Карательная политика в сфере определения наказаний имела ряд особенностей. Большинство уголовно-правовых норм не содержали точно определенных санкций. Суды могли назначать наказания, не предусмотренные законом. В декабре 1919 г. Наркомат юстиции принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, из текста которых вообще исключались нормы особенной части уголовного права. Предполагалось, что суды будут рассматривать дела на основе норм общей части уголовного права и руководствоваться при этом «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности.

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Форма № I

Титульный лист

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Лекция

Тема № 10 «Образование Советского государства и создание

основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.)»

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург

2010 г.

Учебные вопросы:

  1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.
  2. Первая Конституция РСФСР.
  3. Создание основ Советского права.


Введение

Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в период Октябрьской революции 1917 года и создания Советского государства.

В ходе лекции будут рассмотрены причины и предпосылки Октябрьской революции 1917 г., а также преобразования в общественном и государственном строе России произошедшие после революции. Также будут рассмотрены вопросы создания основ советского права и изучены основные нормативно правовые акты принятые в октябре 1917 – 1918 годах.

Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 9 «Государство и право России в период Первой мировой войны, политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 гг.)» в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе развитие Советского государства и права в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1921 гг.).

1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.

25 октября (7 ноября) 1917 г. вошел в историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день победило вооруженное восстание рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде. Так завершился период буржуазной монархии в России и началось ее продвижение по советскому, социалистическому пути, пути наполненному и великими свершениями и трагическими ошибками.

Законодательно переход власти в руки Советов был закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, работавшим в дни вооруженного восстания в Петрограде. Съезд принял обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", написанное В. И. Лениным, в котором говорилось: "Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11).

В съезде приняли участие представители более 400 местных Советов в т. ч. из крупнейших промышленных центров России - Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Ревеля, присутствовали делегаты Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бесарабии. Из 649 делегатов съезда большевиков было -390, эсеров - 160, меньшевиков 72. Такая расстановка сил на съезде и предопределила его решения.

В обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам!" не только закреплялся переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но и намечалась программа первоочередных мероприятий Советской власти: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянам, демократизация армии, рабочий контроль на производством и т. д. Эта программа воплотилась в первых законодательных актах Советского государства, принятых на втором заседании съезда.

Декрет о мире , будучи декларацией, обращенной ко всем народам мира, одновременно провозглашал основы внешней политики Советского государства: немедленное прекращение войны; отказ от тайной дипломатии; отказ от аннексий и контрибуций и др.

Не получив от союзников ответа на свое обращение, Советское правительство 2 декабря 1917 года подписало договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Крестьяне получали более 150 млн. гектаров земли, освобождались от многомиллионной арендной платы, расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку (около 3 млрд. руб.). Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, оценивалась в 300 млн. руб.

Итак, все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, по этому декрету получали ее на праве пользования по принципу уравнительного землепользования.

Декрет о земле также предусматривал различные формы землепользования, выбор которых оставался за крестьянами: подворная, хуторская, артельная, товарищеская обработка земли и др. Крупные земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, питомниками и т. п.) разделу не подлежали и обращались в исключительное пользование государства или общин. Это же относилось к крупным животноводческим и птицеводческим и другим специализированным хозяйствам (конезаводы, племенные хозяйства и т. п.).

Съезд создал первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) и органы отраслевого управления - народные комиссариаты (комиссии): по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам национальностей и др.

Съезд избрал новый состав Центрального исполнительного Комитета, в который вошли первоначально большевики и левые эсеры, а представители от других партий вводились уже после съезда. Причем весь состав ЦИКа фактически был кооптирован.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Его решения положили начало слому старой государственной машины и коренным изменениям в общественном и политическом строе страны. Эта задача была решена уже в первые месяцы после Октября, когда был не только создан новый государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, Федеративная форма ее государственного единства.

2. Первая Конституция РСФСР.

Конституционным закреплением первых итогов и опыта деятельности Советского государства явилось принятие в июле 1918 г. Основного Закона РСФСР. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Одним из первых конституционных актов, принятых Советской властью была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , написанная В. И. Лениным и принятая III Всероссийским съездом Советов.

В декларации решались основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, национализацию банков, всеобщую обязанность трудиться, уничтожение эксплуатации человека человеком. Декларация закрепляла основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Совета". Декларация лишала политической власти эксплуататоров: "...теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти". Конечно, толкование категории "эксплуататоры" было весьма туманным и расширительным. Поэтому, в этот порочный круг можно было загнать любого человека, не занимающегося физическим трудом.

Декларация закрепляла новую форму государственного единства Советской России, как федерацию Советских национальных республик, однако не устанавливала конкретных форм этой федерации.

Она также определяла основные принципы советской внешней политики.

Таким образом, Декларация играла роль временной Конституции Советского государства.

1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была образована комиссия по подготовке проекта Конституции РСФСР и уже 19 апреля она закончила обсуждение ее основных положений и приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. комиссия одну за другой принимала подготовленные главы. Одновременно работу над своим проектом Конституции вели в Наркомате юстиции.

3 июля 1918 г. проект Конституции с поправками В. И. Ленина был опубликован в "Известиях ВЦИК". После обсуждения в ЦК РКП(б) был принят проект, подготовленный конституционной комиссией ВЦИК. 10 июля 1918 г. с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят на V Всероссийском съезде Советов. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и ввести ее в действие. Конституция РСФСР была опубликована в "Известиях ВЦИК" 19 июля и с этого момента вступила в силу.

Конституция закрепила основополагающие принципы советской демократии и провозглашала РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся России, вся власть в которой принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Она допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются во вред трудящимся. Предусматривались и два конкретных случая лишения эксплуататоров прав: ст. 65 лишала избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников и прочие нетрудовые элементы. Статья 19 ограничивала нетрудовые элементы в праве военной службы, возлагая на них отправление иных военных обязанностей.

Конституция провозглашала равенство наций и не допускала дискриминации или привилегий по национальному признаку, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам , преследуемым за политические и религиозные убеждения, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов права Российского гражданства.

Было установлено равноправие мужчины и женщины во всех областях общественной и семейной жизни. Впервые женщины наделялись равным с мужчинами избирательным правом.

Конституция предоставила гражданам широкий круг демократических свобод : свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения в союзы (ст. 16). При этом допускались только классовые ограничения.

Одновременно Конституция указывает и на важнейшие обязанности советских граждан: всеобщая обязанность трудиться (ст. 18) и всеобщая воинская обязанность (ст. 19).

В Конституцию целиком вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и, следовательно, она содержала нормы о федерации, имевшиеся в этом акте. Кроме того, новеллы, отражающие федеративное устройство, содержались в других частях Основного Закона. Это в первую очередь относится к возможности объединения в национальные областные автономии, входящие в РСФСР на началах федерации. Таким образом, Конституция уже четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Кроме них в федерацию могут входить и неавтономные областные объединения.

Компетенция верховных органов власти (ст. 49) также определялась из принципов федерализма. Это касается в первую очередь их взаимоотношений с автономными областными союзами.

Важнейшим принципом советской Федерации являлся принцип добровольности объединения , вытекающий из права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Это проявилось в период начального формирования РСФСР, когда шел процесс образования первых автономных республик, провозглашаемых снизу, по непосредственному волеизъявлению трудящихся масс, руководимых партией и Советами.

В Конституции был закреплен национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, который означал, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной той или иной национальностью.

Конституция закрепила уже сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются, согласно Основному Закону, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и совнарком. В тексте упоминается также Президиум ВЦИК, но его статус полно не характеризуется. Органами отраслевого управления являются народные комиссариаты, которых теперь стало 18.

Фиксируется в Конституции и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех уровней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы.

Таким образом, первая Конституция Российской Федерации закрепила победу нового общественного строя, создание Советского социалистического государства. По своему характеру это была, если учесть ее классовую направленность, одна из самых демократических конституций, существовавших в то время в мире. Ее появление безусловно оказало мощное воздействие на мировой конституционный процесс.

3. Создание основ советского права.

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс . Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов . Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов , т. к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми , ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

Принцип всеобщего избирательного права , закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т. е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования . Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право . Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т. п. , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления. как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями , часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления . Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право . Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане. неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Заключение

Подводя итог лекции, необходимо отметить, что Октябрьская революция привела к созданию Советского государства, что предопределило историю развития нашего государства на десятилетия вперед и до сих пор события октября 1917 г. оказывают влияние как на общественную так и на политическую жизнь современной России.

Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права - права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18732. Политическое и социально-экономическое развитие советского государства в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.) 23.65 KB
План работы Введение Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. â€œО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах освобожденных от немецкой оккупации†наметило программу восстановительных работ определило средства для их осуществления.
9. Становление системы советского кинематографа 11.53 KB
Становление системы советского кинематографа. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Кроме того впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа прежде всего для влияния на его репертуар.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
2846. Образование СССР (1917-1941 гг.) 15.81 KB
СССР. Новый союз ССРЕА Союз Советских Республик Европы и Азии. Утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР и повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.
5971. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 783.86 KB
Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в. Пушкин справедливо писал: России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Петр I подчеркивая право России на Балтийское побережье в новой столице на месте битвы основал АлександроНевский монастырь.
3860. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории 22.46 KB
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии
5550. Правление Ивана III. Образование единого русского государства 51.65 KB
Причины возвышения московского княжества Одна из традиционных тем в отечественной историографии объяснение усилившейся роли Москвы долгое время не имевшей своего князя. в Москве появился свой князь Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Участвуя в междоусобиях своих братьев Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина. Требуя от великого князя рабской покорности хан невольно поднимал его значение как главного представителя ханской власти на Руси.
16554. Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения 10.88 KB
ru Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения Задача законодательства состоит в том числе в том чтобы нормативно обеспечить реализацию гарантированного гражданам Основным законом страны права на образование не допускать или по крайней мере минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация что нередко в противовес сказанному законодательство испытывая на себе влияние обстоятельств экономического политического организационного и иного характера исходит не из приоритета права на...
19419. Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.) 32.91 KB
Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году