Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

От вчк до фсб: история органов госбезопасности ссср и россии. Система органов федеральной службы безопасности рф Органы государственной безопасности рф

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет директор ФСБ на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.

Правовую основу деятельности органов ФСБ и руководства (управления) ими составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3320.

Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.

Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются: контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318.

Управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов ФСБ и находятся в прямом подчинении ФСБ. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;

предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Таким образом, органы ФСБ выполняют отдельные задачи и осуществляют полномочия в области обороны и обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что с учетом централизованного характера осуществляемого Российским государством военного строительства в области обороны оно обязано обеспечить не только демократическое и организационно - правовое единство органов государственной власти Российской Федерации, но и единство политического и военного руководства. Свою деятельность в области обороны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства Российское государство осуществляет путем: во-первых, приближения внутриармейских органов к уровню политического руководства страны и их политизации через Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, призванный обеспечить рабочую связь между стратегическим и политическим руководством; во-вторых, централизации органов военного управления на правительственном уровне через Министерство обороны Российской Федерации; в-третьих, огосударствления военного управления посредством формирования особых органов, призванных объединять и координировать усилия всех государственных и военных органов, или создаваемых на военное время, или действующих постоянно в мирное время, таких, например, как Совет Обороны, созданный в 1906 г Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 78.., Совет рабочей и крестьянской обороны и Революционный военный совет республики, существовавшие в годы Гражданской войны, Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главного командования - в Великую Отечественную войну, Совет Обороны - в последние годы существования СССР, институт Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - в настоящее время Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 98..

Конституция России (ч. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В настоящее время конституции ряда государств также объявляют главу государства одновременно верховным главнокомандующим. В США и Франции Верховным Главнокомандующим является президент, в ФРГ - канцлер, в Англии - король или королева, в Японии - император.

Важно отметить, что деятельность Президента России как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации прежде всего должна быть направлена на проведение предусмотренных в отечественном военном законодательстве мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращение вооруженных конфликтов. Централизованный характер деятельности Российского государства в сфере военного строительства в большей мере проявляется в период военного положения, когда возникает настоятельная необходимость в объединении усилий всех государственных органов, органов местного самоуправления и органов военного управления, использовании всего экономического потенциала страны, людских ресурсов в целях отражения вооруженной агрессии, обеспечения независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Для осуществления указанной деятельности Федеральный закон «Об обороне» (пп. пп. 4 и 5 п. 2 ст. 4) наделяет Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации полномочиями по применению Вооруженных Сил; введению на территории России или в отдельных ее местностях военного положения; объявлению общей или частичной мобилизации; введению в действие нормативных актов военного времени и прекращению их действия; формированию и упразднению органов государственного управления военного времени.

Поскольку в основе мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против нее, лежит применение Вооруженных Сил Российской Федерации, справедливо полагать, что Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации призван в военное время прежде всего обеспечить стратегическое руководство и управление ими. Осуществляемое Президентом России руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период военного положения становится управлением боевыми действиями войск, имеет цель разгромить войска противника с наименьшими потерями для своих войск и характеризуется оперативностью, твердостью, решительностью, гибкостью в принятии решений Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 96. .

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 102..

Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности. К примеру, Федеральный закон от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Госгортехнадзором России, создали административно - правовой институт промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно - правовой институт безопасности дорожного движения. Аналогичный подход позволяет говорить об административно - правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, других административно - правовых институтах национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно - правового регулирования отношений безопасности.

Во-первых, она продолжает процесс, начатый Законом "О безопасности" и Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.

Во-вторых, Концепция является достаточно гибким, реально действующим нормативным правовым актом. Она закрепляет основные задачи, функции и административные полномочия государственных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с текущей внутренней и внешней политикой Российского государства. Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, Концепция утверждена Президентом РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным правовым актом, призванным консолидировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.

Несомненным достоинством Концепции является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Отмечая особые юридические свойства и достоинства Концепции, необходимо в то же время отметить и факторы, ослабляющие действие Концепции.

  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.

    Регулируется ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"

    ФСБ - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.

    Управление осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    К органам ФСБ относятся:

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

      ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ органы безопасности - управления (отделы) федерального органа по отдельным регионам и субъектам РФ;

      органы безопасности В ВОИСКАХ - управления (отделы) федерального органа в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях;

      ПОГРАНИЧНЫЕ органы - управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;

      ДРУГИЕ органы безопасности - другие управления (отделы) федерального органа осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;

      авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Федеральный орган, территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

    Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

    В органах ФСБ запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

    Принципы деятельности ФСБ:

    Законность;

    Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    Гуманизм;

    Единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

    Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Органы ФСБ без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ФСБ за счет РФ + избавляются от уплаты налогов за землю и жилье находящееся в собственности ФСБ.

    Направления деятельности ФСБ:

      контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы контрразведки), а также должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

      борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

      борьба с преступностью - проведение оперативно-розыскных мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

      разведывательная деятельность (регулируется ФЗ «О внешней разведке») – составная часть сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств.

    Разведывательная деятельность осуществляется посредством:

    1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация);

    2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

      пограничная деятельность:

    Защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

      защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

      обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

    При формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    При обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

    Полномочия ФСБ (права и обязанности):

    Органы ФСБ обязаны:

    а) информировать об угрозах безопасности РФ государственные органы и Президента РФ;

    б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

    в) добывать разведывательную информацию;

    в 1) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;

    г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

    г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению ФСБ;

    д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

    е) разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в в органах, где предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    з) обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

    к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

    м) защита и охрана Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

    н) обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

    о) участвовать в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

    п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

    р) участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

    с) поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ

    т) осуществлять профессиональное образование.

    Права органов ФСБ:

    Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

    а)сотрудничество с лицами, давшими на то согласие;

    б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие, а раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность)

    б.2) использовать подразделения специального назначения органов ФСБ и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов ФСБ, а также физическую силу;

    в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

    в.1) осуществлять разведывательную деятельность

    г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях;

    г.1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФк ведению органов федеральной службы безопасности;

    д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

    е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам РФ;

    ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством РФ освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

    ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

    з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

    з.1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

    з.2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

    и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

    к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

    л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

    м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

    н) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

    о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

    п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

    р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры РФ;

    с) направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

    т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

    т.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан РФ в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    у) разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

    ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

    ф.1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы РФ принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

    х) проводить научные исследования проблем безопасности РФ;

    ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

    ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности;

    ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории РФ, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в РФ выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

    щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории РФ и в ее учреждениях, находящихся за пределами РФ, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

    э) определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях РФ, находящихся за ее пределами;

    ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

    Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

    Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

    Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

    В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

    АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

    ВЧК (1917-1922)

    Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

    Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

    В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

    В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

    Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

    Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

    ОГПУ (1923-1934)

    6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

    Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

    Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

    Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

    • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
    • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
    • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

    9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

    НКВД (1934-1943)

    10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

    В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

    28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

    В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

    За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

    10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

    НКГБ — МГБ (1943-1954)

    3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

    Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

    На НКГБ возлагались задачи:

    • ведение разведывательной работы за границей;
    • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
    • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
    • охрана руководителей партии и правительства.

    На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

    4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

    Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

    В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

    После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

    КГБ (1954-1991)

    13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

    В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

    Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

    В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

    Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

    В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

    С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

    С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

    С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

    С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

    С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

    С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

    С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

    3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

    ФСБ

    После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

    21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

    В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

    В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

    • контрразведывательная деятельность;
    • борьба с терроризмом;
    • защита конституционного строя;
    • борьба с особо опасными формами преступности;
    • разведывательная деятельность;
    • пограничная деятельность;
    • обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

    ФСБ возглавляли:

    в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

    в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

    в 1998- 1999 году В. В. Путин;

    в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

    с мая 2008года — А. В. Бортников.

    Структура ФСБ России:

    • Аппарат Национального антитеррористического комитета;
    • Служба контрразведки;
    • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
    • Служба экономической безопасности;
    • Служба оперативной информации и международных связей;
    • Служба организационно-кадровой работы;
    • Служба обеспечения деятельности;
    • Пограничная служба;
    • Научно-техническая служба;
    • Контрольная служба;
    • Следственное управление;
    • Центры, управления;
    • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
    • пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
    • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
    • авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Как мы знаем, любая страна - это обширная организация, которая обеспечивает достаточный уровень жизни своему населению. Таким образом, благосостояние той или иной страны прямо влияет на качество жизни её жителей. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить защиту своего государства. Данный факт люди осознали еще в древние времена, что повлекло создание армий. Его представители всегда имели почет и популярность в обществе.

    Однако, помимо обычных военных формирований, в каждой державе существовали органы безопасности, которые боролись с разведывательной деятельностью иных стран на своей территории. Такие организации в большинстве случаев реализовывали свою деятельность в тени, чтобы скрыть от посторонних глаз методы и способы работы. Тем не менее на сегодняшний день существование и функционирование многих структур государственной безопасности не вызывает удивления, так как они есть практически в каждой стране.

    Что касается России, то в нашем государстве также действует специальное ведомство, которое называется Федеральной службой безопасности, или ФСБ. Чем занимается эта организация, ее структура и функции будут рассмотрены далее в статье.

    Структура ведомства

    Закон «О ФСБ» во многом дает понимание о структуре представленной в статье службы. Данный вопрос на сегодняшний день является крайне интересным. Ведь структура показывает приоритетность тех или иных направлений деятельности службы. Таким образом, на сегодняшний день в систему входят следующие управления, службы и отделы ФСБ:

    • непосредственно аппарат ведомства;
    • службы контрразведки и охраны конституционного строя РФ;
    • служба безопасности экономической направленности;
    • пограничная, кадровая службы и собственная безопасность;
    • следственное управление;
    • департамент военной контрразведки.

    Существуют также иные, более незначительные подразделения, входящие в состав ФСБ. Чем занимается каждое структурное ведомство, можно понять, анализируя нормативную базу и иную официальную информацию о службе.

    Специальные подразделения

    Сотрудники ФСБ выполняют совершенно разные задачи при работе в тех или иных структурных формированиях службы. Однако существуют подразделения, перед которыми ставятся особы цели. Таковым формированием является Центр специального назначения ФСБ. В его составе действует два управления: «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»). Подразделения занимаются выполнением специальных задач. К примеру, «Альфа» - это организация, созданная для борьбы с терроризмом, освобождения заложников и решения иных важных задач. Бойцы «Альфы» часто выполняют задачи в таких как Чечня, Дагестан и т. п.

    Что касается подразделения «Вымпел», то оно является одним из наиболее засекреченных на сегодняшний день. Численность, командование и личный состав управления неизвестны. Деятельность организации также овеяна тайной. О его функционировании можно судить лишь по слухам, согласно которым, «Вымпел» используется для деятельности за рубежом.

    Особенности кадрового состава

    Любое государственное ведомство сотрудников подбирает тщательно. Сотрудники ФСБ в данном случае приходят на службу в орган в качестве военнослужащих или на правах персонала гражданского типа. При этом в ведомстве приветствуются люди, которые уже имеют образование в определенных сферах деятельности. Помимо этого, существует специальная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В этом учебном заведении готовят представителей офицерского состава для определенных подразделений ведомства.

    Вывод

    Итак, мы попытались проанализировать особенности такой структуры, как ФСБ. Чем занимается данный орган, особенности его системы и кадрового состава также были описаны в статье. Остается надеяться, что в будущем ведомство будет лишь совершенствоваться в своей работе, так как его деятельность напрямую связана с безопасностью России.

    Территориальные органы службы безоп безопасности: управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Федерации Органы службы безопасности в войсках: управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления Пограничные органы: управления (отделы) ФСБ по пограничной службе Другие органы службы безопасности: Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ

    ФСБ России возглавляет все органы федеральной службы безопасности, в том числе пограничные органы.

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности РФ).

    Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

    Президент РФ утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, структуру органов федеральной службы безопасности, назначает на должность и освобождает от должности руководителей ФСБ России, штатную численность центрального аппарата.

    Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

    Непосредственно возглавляет ФСБ России ее директор. К руководству ФСБ относятся также заместители директора этой Службы (руководитель Пограничной службы - первый заместитель директора, статс-секретарь, руководитель Национального антитеррористического комитета), которые также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.


    Все подразделения ФСБ России, в том числе в ее службах, подразделяются на два вида: подразделения, исполняющие управленческие функции (их можно назвать аппаратом управления); подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

    Высшим структурным подразделением ФСБ России является центральный аппарат, включающий: руководство ФСБ России; службы ФСБ России (например, Пограничная служба), департаменты и управления.

    К числу департаментов относятся : департамент по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом, департамент контрразведки, департамент экономической безопасности, иные департаменты.

    Среди управлений ФСБ России можно выделить:

    Управление компьютерной и информационной безопасности;

    Следственное управление;

    Оперативно-розыскное управление;

    Управление регистрации и архивных фондов;

    Управление военной контрразведки;

    Управление делами;

    Управление программ содействия ФСБ России;

    Иные управления.

    В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), его заместителей, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав этой коллегии утверждаются директором ФСБ России. Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним, большинством голосов, решения, которые оформляются приказами ФСБ России. В случае разногласий между Директором ФСБ России и коллегией директор Службы реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

    Территориальные органы безопасности. К их числу относятся управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации. Например, управление ФСБ по Смоленской области, управление ФСБ по Псковской области, управление ФСБ по республике Северная Осетия. В их составе есть как подразделения, исполняющие управленческие функции (аппарат управления), так и подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов ФСБ на территории соответствующего региона, субъекта Российской Федерации.

    Органы безопасности в войсках - это управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления.

    Система органов безопасности в войсках :

    Управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;

    Управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Московскому военному округу, управление ФСБ по Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;

    Отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

    Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России.

    Пограничные органы - Пограничная служба, пограничные региональные управления по федеральным округам, пограничные управления по субъектам Российской Федерации (по направлениям), отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе.

    Головным подразделением в системе пограничных органов и войск является Пограничная служба ФСБ России, которую возглавляет первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы.

    Основные задачи Пограничной службы :

    1. Управление пограничными органами и войсками при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

    2. Организация в пределах своей компетенции выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению пограничных органов и войск.

    3. Организация борьбы с террористической деятельностью, организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействия деятельности незаконных вооруженных формирований в пределах приграничной территории.

    4. Обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению пограничных органов и пограничных войск.

    Пограничные органы охраняют Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу

    Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета (ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ».

    Пограничные органы:

    Обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

    Осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

    Проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно - пропускную и военно-техническую деятельность;

    Осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

    Ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

    Осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

    Участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

    Проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

    Другие органы безопасности - иные управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск. К их числу относятся: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.

    Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Надзор за исполнением органами ФСБ безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
    Составление смет на проектные и изыскательские работы
    Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году