Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возмещение ущерба жертвам репрессий. Возмещение вреда жертвам политических репрессий. Как написать заявление

ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

____
Утратил силу на основании Указа губернатора Пермской области от 11.11.2004 N 167 , вступающего в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.
___

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" , принятого в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , в целях способствования оптимальному, в меру имеющихся возможностей, выполнению положений Закона постановляю:

1. Главам администраций городов и районов области:

1.1. Организовать работу по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 926 и рекомендациями, изложенными в приложениях 1, 2, 3.

1.2. Расходы по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий, включая расходы по пересылке начисленных денежных сумм, производить из средств кассовой наличности местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета, согласно указу губернатора области от 26.05.99 N 23 "О порядке предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , и механизме финансирования затрат на реализацию закона.

(п. 1 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

2. пункт исключен. - Постановление Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 .

3. Областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий:

провести с привлечением специалистов финансового управления и комитета социальной защиты населения с главным управлением социального обеспечения администрации области в I квартале 1995 семинар по вопросам восстановления прав жертв политических репрессий;

рассматривать жалобы граждан на не удовлетворившие их решения местных администраций о возмещении материального ущерба, принимать по ним заключения и представлять для рассмотрения в областную администрацию.

Осуществлять контроль за порядком рассмотрения заявлений граждан и принятием решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий.

от 17.09.1996 N 347)

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Сергеева В.Г.

Губернатор области
Б.Ю.КУЗНЕЦОВ

Приложение N 1. РЕКОМЕНДАЦИИ по приему, регистрации и учету заявлений граждан по вопросам возмещения имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

даты поступления и порядкового номера (для количественного учета) с индексом "п" - доставлено по почте, или "л" - доставлено лично;

Ф.И.О. заявителя, его адреса, номера телефона;

Ф.И.О. бывшего владельца имущества, степени его родства с заявителем;

когда, где и кем было конфисковано, изъято или иным путем отчуждено (в дальнейшем тексте - конфисковано), либо реализовано имущество.

В журнале перечисляются также документы, приложенные к заявлению, с указанием их номера, даты, наименования учреждения, выдавшего документ.

К заявлению прилагаются следующие документы:

документ о реабилитации владельца имущества;

документы, устанавливающие факт конфискации имущества, подтверждающие характер, количество и состояние конфискованного имущества, либо подтверждающие отсутствие (несохранность) архивных сведений (если документы о конфискации имущества не приложены, в журнале делается соответствующая запись и направляется запрос в архивные и правоохранительные органы);

документы, подтверждающие наследственные права заявителя;

свидетельство о смерти владельца имущества (или заменяющий его документ);

свидетельство о рождении наследника (или заменяющий его документ);

свидетельство о браке (для сменивших родительскую фамилию);

другие документы (например, соглашение между наследниками).

В качестве документов, заменяющих свидетельство о смерти, могут быть представлены:

справка о посмертной реабилитации, выданная органами прокуратуры или судебными органами;

архивная справка органов МВД о смерти в местах лишения свободы или на спецпоселении, в ссылке, высылке.

В качестве документов, заменяющих свидетельство о рождении, могут быть представлены:

справка о соответствующей записи в метрической книге;

архивная справка органов МВД реабилитационного характера (или о признании пострадавшим от политических репрессий), если в ней имеются сведения о дате и месте рождения заявителя, о фамилии, имени, отчестве его родителей;

выписка из следственного архивного дела на родителя заявителя, в которой имеется запись с перечислением членов семьи и датами их рождения.

Перечисленные архивные документы принимаются во внимание при наличии официальных отказов органов ЗАГС в предоставлении свидетельств в связи с несохранившимися данными и заверенной выписки из паспорта.

Прилагаемые к заявлению официальные документы должны быть подлинниками или нотариально заверенными копиями. Комиссиям разрешается при личном приеме документов самостоятельно заверять копии, сверенные с представленными подлинниками.

2. По поступившим заявлениям комиссией принимаются и регистрируются в журнале предварительные решения:

2.1. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для возврата имущества или возмещения его стоимости (если к заявлению приложены все документы, дающие необходимую информацию, а копии документов надлежащим образом заверены).

Для определения характера, количества и состояния конфискованного имущества используются архивные данные или справки других органов, содержащие перечни, описи конфискованного или изъятого при аресте (обыске) имущества.

2.2. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для начисления денежной компенсации (если в представленных и в поступивших по запросам комиссии документах установлен факт конфискации имущества, но нет сведений о его характере, количестве и состоянии).

Доказательством самого факта конфискации имущества (без определения его характера, количества и состояния) являются:

выписка из архивного следственного дела реабилитированного лица, содержащая сведения о конфискации имущества по приговору суда;

архивная справка или справка о реабилитации, выданная органами МВД, в которой сказано, что владелец имущества был раскулачен (на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.30) и выслан в трудссылку, на спецпоселение (совместно с архивной справкой об имущественном положении "подлежащего раскулачиванию элемента" или без нее);

судебное решение, установившее по свидетельским показаниям и косвенным документам факт конфискации имущества в связи с политической репрессией (в том числе раскулачиванием).

Принятому комиссией к рассмотрению с целью возврата имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации заявлению присваиваются номер очередности, указывается дата принятия к рассмотрению. Для рассмотрения заявлений реабилитированных лиц устанавливается отдельная очередь, их заявления рассматриваются в первоочередном порядке. Заявителю высылается (выдается) извещение о принятии его заявления к рассмотрению с целью возврата имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации с указанием даты, номера очередности и с перечислением принятых документов.

2.3. Заявление принимается условно (на хранение), если:

из представленных документов нельзя сделать однозначный вывод о факте конфискации имущества. В этом случае комиссия запрашивает архивные учреждения (местные, районные, Государственный архив Пермской области, информационный центр УВД, Государственный архив по делам политических репрессий, УФСК), либо иные организации по месту конфискации или реализации имущества на момент применения репрессии в целях проверки имущественных претензий заявителя;

к заявлению не приложены все необходимые документы, подтверждающие право наследования;

представленные заявителем копии документов не заверены надлежащим образом.

Заявителю сообщается об условном принятии заявления и предлагается прислать недостающие документы, надлежаще заверить копии или ждать подтверждения в архивах факта конфискации имущества. Ему дается исчерпывающая необходимая консультация.

(п. 2.3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

2.4. Ходатайство заявителя отклоняется, если:

заявление направлено не по надлежащему адресу;

к заявлению не приложен документ о реабилитации бывшего владельца имущества (по усмотрению комиссии заявление может быть принято условно);

представленными заявителем и поступившими по запросам комиссии документами однозначно не подтверждается факт конфискации имущества в связи с политической репрессией. В этом случае заявителю рекомендуется обратиться в судебные органы по месту жительства с иском об установлении по свидетельским показаниям факта конфискации имущества в связи с политической репрессией;

истек срок, установленный заявителю для представления недостающих документов или надлежащего оформления копий документов.

Заявление аннулируется, вместе с решением комиссии подшивается в дело с отклоненными заявлениями, а заявителю направляется решение комиссии и возвращаются приложенные к заявлению документы. Заявителю дается необходимая консультация.

3. При обращении с заявлениями о возврате, возмещении или денежной компенсации за одно и то же имущество нескольких наследников с их согласия администрация принимает решение в отношении одного из них, либо, если соглашения нет, по отношению к каждому обратившемуся. В случае спора между наследниками вопрос о доле каждого решается в судебном порядке.

(п. 3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

4. По возникающим при приеме заявлений спорным вопросам заявителям и местным комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий следует обращаться в вышестоящую комиссию. Кроме того, заявители могут обращаться непосредственно в судебные органы.

Приложение N 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку исполнения, оценке имущества и расчету сумм возмещения или денежной компенсации по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 2
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Рассмотрение заявлений, оценка имущества и расчет сумм возмещения или денежной компенсации производится в соответствии с Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 (далее именуется Положение).

К рассмотрению заявлений по мере необходимости привлекаются специалисты финансовых органов, бюро технической инвентаризации, служб управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, учета и распределения жилья, торговли и услуг, страховых органов и др.

2. При рассмотрении заявления в первую очередь необходимо проверить:

не было ли национализировано (муниципализировано) имущество в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Критерием такой возможности является применение рассматриваемой репрессии еще до массового раскулачивания крестьянства (до 1929 года), конфискация имущества в городе (купеческие дома, особняки, фабрики и т.п.). Для выяснения данного вопроса можно обращаться в Государственный архив Пермской области (ГАПО) или в областную комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;

не были ли уничтожены жилой дом и другие постройки во время гражданской войны или в результате стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, бурь и шквалов, гроз, оползней, а также пожаров, вызванных перечисленными стихийными бедствиями);

не было ли имущество изъято из гражданского оборота (отошло в ведение Министерства обороны либо службы гражданской обороны, относилось законодательством в момент его утраты к объектам исключительной собственности государства, а также по действовавшему законодательству могло приобретаться в особом порядке по специальному разрешению, в частности, имущество, за незаконное приобретение, изготовление и хранение которого законодательством была предусмотрена ответственность гражданина);

не истек ли срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Во всех перечисленных случаях, а также в случае конфискации (отчуждения) земель, плодово-ягодных насаждений и посевов, имущество возврату, возмещению или компенсации не подлежит.

3. При рассмотрении заявления о возврате реабилитированному лицу жилого дома следует убедиться, что дом необходим ему и (или) членам его семьи для постоянного проживания и они согласны освободить занимаемые жилые помещения в домах государственного или общественного жилого фонда.

На этих условиях администрация может не настаивать, если дом не заселен или используется в прикладных целях, или вовсе не используется и восстановление его с помощью администрации или без нее берет на себя заявитель.

В случае, если в доме проживают другие лица, необходимо принять все возможные меры, чтобы достигнуть договоренности с заявителем о денежном возмещении, а не о возврате дома, или о первоочередном предоставлении в оговоренный срок благоустроенного жилья из государственного (муниципального) фонда, или о безвозмездном выделении земельного участка и оказании помощи в строительстве жилого дома.

Если заявитель проживает в собственном (приватизированном) жилье и не нуждается в улучшении жилищных условий, то ему может быть отказано в возврате дома и предложено за него денежное возмещение.

Если же заявитель обоснованно требует возврата жилого дома и готов выполнить все условия, этот дом должен быть ему возвращен в течение года, а проживающим в нем лицам органами исполнительной власти предоставлена равноценная жилая площадь, либо оказана по соглашению помощь в строительстве жилья.

4. По принятому к рассмотрению заявлению с целью возмещения за имущество его стоимость определяется в соответствии с рекомендациями Положения, при этом:

Оценка сохранившихся жилых домов и построек производится (п. 8 Положения) на основании имеющихся данных инвентаризации с учетом фактического износа в зависимости от характера, размеров дома, строительного материала и т.п. в размере не более 60 минимальных зарплат.

Оценка несохранившихся жилых домов и построек производится в тех же пределах применительно к инвентаризационной оценке сохранившихся аналогичных строений.

Оценка товаро-материальных ценностей производится согласно п. 8 "б" Положения по ценам, действовавшим на момент вынесения заключения, с учетом износа не менее 25 процентов, а домашних животных, птицы и сельхозпродукции - согласно п. 8 "в" Положения по данным заготовительных организаций. При этом размер возмещения или компенсации не должен превышать 40 минимальных заработных плат.

При определении стоимости облигаций государственных займов, подлежащей возврату в соответствии с п. 10 Положения, вкладов, сумм аккредитивов и расчетных чеков, подлежащих возврату в соответствии с п. 11 Положения, а также денежных выигрышей и вещевых выигрышей в соответствии с п. 12 Положения индексация их стоимости в связи с изменением цен в современных условиях не предусматривается.

5. По принятому к рассмотрению заявлению с целью начисления денежной компенсации оценка стоимости имущества производится в тех же пределах, что и для возмещения, при этом сумма выплаты определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств, имеющихся косвенных документальных данных, а также социально-бытового положения и возраста заявителя.

6. Конфискованная иностранная валюта возмещается Министерством финансов Российской Федерации согласно п. 13 Положения.

Соответствующие материалы (документы, заключения местных комиссий и принятые по ним решения администраций) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Министерству финансов Российской Федерации.

7. Возврат или определение стоимости и ее возмещение за конфискованные ювелирные и другие бытовые изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные или полудрагоценные камни, медали и жетоны дореволюционного чекана, юбилейные и памятные медали и монеты, монеты дореволюционного и советского чекана, монеты иностранных государств производится Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням согласно п. 14 Положения. Соответствующие материалы (официальные документы, подтверждающие конфискацию драгоценностей, копии документов, подтверждающих право заявителя на возврат или возмещение за конфискованное имущество) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

8. Вынесенные до принятия Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 03.09.93 N 5698-1) решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

9. Результаты рассмотрения принятых заявлений граждан регистрируются в специальном журнале (приложение 1) и оформляются в виде заключения комиссии (приложение 2). Первый экземпляр заключения передается администрации для принятия решения, второй экземпляр вместе со всеми документами подшивается в дело, хранящееся в комиссии, остальные экземпляры вместе с решением, принятым администрацией, передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество, финансовому органу местной администрации для организации выплаты суммы возмещения или компенсации, архивному органу информационного центра (ИЦ) УВД, УФСК или Государственному архиву по делам политических репрессий (ГАДПР), где находится на хранении архивное дело и документация по реабилитации владельца имущества, а также заявителю. Заключение подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.

Приложение N 1. РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ журнала регистрации результатов рассмотрения заявлений граждан о возмещении материального ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

1. Ф.И.О. заявителя

2. Его адрес, номер телефона

3. Дата начала рассмотрения

4. Установленная очередность

5. Краткий перечень имущества, его состояние и количество

7. Кому было передано имущество

8. Результаты оценки имущества

9. Решение комиссии:

Подлежит возврату

Подлежит возмещению, сумма

Подлежит компенсации, сумма

10. Дата завершения рассмотрения и выдачи заключения

11. Кому выдано заключение комиссии

Приложение N 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

Приложение N 2
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

199__г. N______

Принято по заявлению гр-на _______________________от 19___г.

проживающего____________________________________________________

претендующего на:

возврат имущества:__________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

возмещение имущества:_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

компенсацию имущества:______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

которое до ______года принадлежало (кому, Ф.И.О., степень родства)

Года рождения, проживавшему в __________________________

Пермской области и подвергнутому политической репрессии (где,

кем, когда, вид репрессии)______________________________________

и реабилитированному (вид документа, кем выдан, дата, номер)____

________________________________________________________________

Документ, подтверждающий конфискацию, изъятие или отчуждение иным

путем имущества (вид документа, кем выдан, дата, N)_____________

________________________________________________________________

Кому было передано (продано) имущество, где, у кого находится в

настоящее время _________________________________________________

_________________________________________________________________

Документы, подтверждающие наследственные права заявителя:

Документ о смерти владельца имущества (вид, кем выдан, дата, N)

________________________________________________________________

Документ о рождении (родстве) заявителя (вид, кем выдан, дата, N)

_________________________________________________________________

Свидетельство о браке (для сменивших фамилию, дата, N)___________

_________________________________________________________________

Дата принятия заявления к рассмотрению___________________________

Установленная очередность_____________________

Дата завершения рассмотрения__________________

Оценка имущества_________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

В оценке имущества приняли участие:______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

или денежной компенсации, направлении материалов для рассмотрения

в Минфине или Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным

камням или об отказе в удовлетворении претензии заявителя и его

жилого дома принимаются только после достижения соглашения с

взамен дома благоустроенного государственного (муниципального)

жилья или об оказании местной администрацией ему помощи в

строительстве принимаются только после заключения с ним

соответствующего соглашения: ___________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Председатель комиссии

Ответственный секретарь

Приложение N 3. РЕКОМЕНДАЦИИ по принятию решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории района, города, и порядку его исполнения

Приложение N 3
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Решение администрации принимается на основании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и оформляется распоряжением администрации, в котором указывается: кто, в каком размере, в какой срок и на каких условиях обязан возвратить имущество или возместить его стоимость, или выплатить денежную компенсацию; либо приводятся основания полного или частичного отказа в удовлетворении претензии заявителя.

2. Решение должно приниматься в срок не позднее 10 дней с момента поступления заключения комиссии.

Распоряжение администрации с приложенным к нему заключением комиссии в зависимости от его характера направляется:

3.1. Юридическому или физическому лицу, у которого жилой дом находится в эксплуатации - для возврата реабилитированному лицу. При этом с данным юридическим или физическим лицом местной администрацией заключается соглашение об условиях и сроках возврата имущества. Если заявитель дал согласие на получение в первоочередном порядке благоустроенного государственного (муниципального) жилья, либо на получение от администрации необходимой помощи в строительстве жилья взамен возврата дома, то с ним оформляется соответствующее соглашение.

3.2. Государственной, общественной, кооперативной или иной организации, которой было передано конфискованное, изъятое или иным путем отчужденное имущество, или правопреемнице этой организации - для выплаты заявителю установленного возмещения или денежной компенсации в месячный срок, с последующим возмещением из местного, а затем областного бюджета.

3.3. Финансовому органу местной администрации - для организации выплаты в месячный срок через орган социальной защиты установленного возмещения или денежной компенсации с последующим возмещением из областного бюджета:

если неизвестно кому было передано, продано, или кем было изъято данное имущество;

если организация, принявшая имущество, ликвидирована и нет возможности установить ее правопреемника;

если организация, обязанная в месячный срок возместить или компенсировать имущество, не имеет необходимых средств для выплаты заявителю.

3.4. Кроме того, экземпляры решения администрации и заключения комиссии передаются:

на хранение в архив ИЦ УВД (МВД), УФСК или в ГАДПР, где находятся материалы уголовного или административного дела и решение о реабилитации владельца конфискованного, изъятого имущества;

заявителю - для сведения;

комиссии, выдавшей заключение;

финансовому управлению администрации области - для возмещения из областного бюджета выплат, произведенных местными бюджетами (с отчетом по установленной форме).

Особый вид реабилитации предусмотрен Законом РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий", в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В годы социалистического режима, особенно сталинских репрессий, были расстреляны или подверглись другим тяжким наказаниям невиновные люди, объявленные "врагами народа". По разным данным, их количество составило более 20 млн. В 1950 - 1970 годах возникла проблема их реабилитации (многих - посмертно). Многие лица, подвергшиеся репрессиям, были реабилитированы еще до принятия Закона от 18 октября 1991 г., который и теперь не исчерпал себя, в частности, потому, что он распространяется на детей репрессированных, пострадавших вместе со своими родителями.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и некоторые иные преступления; б) подвергнуты уголовной репрессии по решениям органов ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД - МГБ - МВД и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "троек", "двоек" и иных несудебных органов, а также прокуратуры; в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселения и другим ограничениям прав и свобод; г) помещены в психиатрическое учреждение при отсутствии к тому оснований.

В отношении лиц, указанных в п. " в", реабилитация отнесена к компетенции органов внутренних дел, а в отношении других лиц (пп. "а", "б", "г") - к ведению прокуратуры. Реабилитация производится на основе изучения уголовных дел и иных материалов. Справки о реабилитации выдаются реабилитированным, а в случаях их смерти - близким родственникам соответственно органами МВД и прокуратурой. Упрощенный, несудебный порядок реабилитации был введен потому, что надо было как можно скорее восстановить справедливость в отношении многих невиновно репрессированных граждан, причем незаконность расправы над ними без труда усматривалась из материалов уголовных дел, т. е. была очевидной.

Если прокурор при изучении дела не усматривал оснований для реабилитации, то он составлял заключение и передавал дело в суд. Дела на осужденных рассматривал суд, который вынес последнее судебное решение, т. е. суд, вынесший приговор как основание репрессии (!). В остальных случаях дела лиц, подвергнутых несудебной репрессии, при возражениях прокурора против реабилитации рассматривали в порядке надзора суды областного и краевого уровня, в которых были созданы для рассмотрения таких дел президиумы (1954 г.). Реабилитированные, а с их согласия или в случае их смерти родственники получили право на ознакомление с уголовными делами и материалами, на основании которых были применены репрессивные меры.

Реабилитированные восстанавливались в социально-политических и гражданских правах; им возвращались почетные звания, ордена и медали. Они получили право проживать в тех местах, где подверглись репрессиям. Им возвращено жилье, утраченное в связи с репрессиями, или предоставлена другая равноценная жилплощадь. Они получили ряд льгот (внеочередное оказание медицинской помощи, снижение стоимости лекарств на 50%, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная консультация адвоката и др.).

Судьи, следователи, оперативные сотрудники органов НКВД, МГБ и др., причастные к политическим репрессиям, должны нести уголовную ответственность за содеянное, и сведения о них должны периодически публиковаться в печати (ст.

18 упомянутого Закона).

Становится обидно за тех, кто жестоко пострадал от чудовищных репрессий, отдал жизнь или остался калекой. Они получили мизерную компенсацию за тяжкие страдания, а лица, виновные в репрессиях, практически не пострадали. С другой стороны, вызывает удовлетворение тот факт, что жертвы массовых политических репрессий, наконец реабилитированы, несправедливость устранена, правда восторжествовала.

Проблема реабилитации жертв политических репрессий до сих пор актуальна. Об этом свидетельствует Определение Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волика Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

И.В. Волик 31 июля 1975 г. был освобожден от уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 187 УК УССР, ст. 190.1 УК РСФСР), поскольку был признан невменяемым и помещен на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа. В дальнейшем он помещался в другие психиатрические больницы, но в конечном счете был освобожден, и 7 сентября 2001 г. прокуратура Брянской области выдала ему справку о реабилитации.

В 2004 г. И. В. Волик обратился в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью, и компенсации морального вреда, однако Басманный районный суд г. Москвы ему в этом отказал.

В 2007 г. И. В. Волик подал жалобу в Конституционный Суд РФ, в которой просил признать неконституционным Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 22 августа 2004 г.), который, по его мнению, не предусматривает, начиная с 1 января 2005 г., компенсацию морального вреда жертвам политических репрессий и поэтому противоречит ст. 52, 78, 82 (ч. 1) Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. И.В. Волик также утверждает, что возложение на субъектов РФ законодательного регулирования и расходных обязательств по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц приводит к лишению их отдельных льгот, ранее предоставлявшихся из федерального бюджета.

С аналогичной жалобой обратился в Конституционный Суд РФ Александр Алексеевич Тихонов (см. Определение КС от 16 января 2007 г. N 272-О-О).

Из Определения КС по данной жалобе усматривается, что Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший ряд изменений в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в преамбуле отметил, что подлежит возмещению реабилитируемым вред вообще, в том числе и моральный. Но с 1 января 2005 г. выплата компенсаций реабилитируемым за причинение морального вреда, действительно, не производилась. Это было связано с введением знаменитого и ныне многими осуждаемого Федерального закона о монетизации выплат пособий и пенсий. Но действовала Конституция РФ, принятая в 1993 г., в которой установлено: каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53). Тем не менее отсутствие четкой регламентации возмещения реабилитируемым морального вреда в Законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, надо полагать, было серьезной ошибкой.

В Определении Конституционного Суда от 15 мая 2007 г. отмечается, что Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного реабилитированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы "не предусматривают... разграничение форм возмещения материального и морального вреда", то есть имеется в виду возмещение вреда обоих видов. Конституционный Суд считает: "Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации".

В принципе не исключается возможность применения и норм гражданского права для возмещения имущественного и морального вреда, причиненного реабилитируемому (гл. 59 ГК РФ), но, как полагает Конституционный Суд, Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" "существенно отличается от общего гражданского регулирования и предполагает ряд упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, в том числе в возмещение не только имущественного, но и иного причиненного вреда, когда не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства".

Возможность компенсации морального вреда реабилитируемым предусмотрена рядом законов, восполняющих Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 03.09.1993 и 07.08.2000). В ходе дальнейшего совершенствования законодательства не допускается принятие нормативных актов, умаляющих достигнутый уровень прав человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Возмещение как имущественного, так и иного ущерба реабилитируемым возможно также на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", если незаконные действия в отношении этих лиц были совершены после 1 июня 1981 г. До этой указанной даты (с 1 июня 1981 г.) возмещение ущерба должно было производиться на основе других нормативных актов. Так, Конституция СССР 1977 г. допускала обжалование в суд незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных организаций, но оставила открытыми правовые сферы, где обжалование незаконных действий в суд не допускается, поэтому эти положения Конституции СССР не применялись.

Последующие нормативные акты, регулировавшие эти отношения, были несовершенны, и решение рассматриваемого вопроса откладывалось вплоть до принятия упоминавшегося Указа от 18 мая 1981 г., который действует и в настоящее время.

Что касается расходов на финансирование денежных выплат реабилитированным, то КС указал, что "Российская Федерация обеспечивает софинансирование таких мер путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий".

На основании документов о реабилитации за время незаконных лишения свободы и нахождения в психиатрических лечебных учреждениях реабилитируемым единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 руб. за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10000 руб., включая компенсации и за неимущественный вред, что соответствует ст. 52, 53 Конституции РФ.

Конституционный Суд обратил внимание на то, что денежное возмещение неимущественного вреда, причиненного реабилитируемым, не изменялось с 1 января 2001 г., и предложил Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ установить для реабилитированных "посильную компенсацию причиненного ущерба" с учетом уровня инфляции и других социально-экономических факторов.

Несколько миллионов человек подверглись сталинским репрессиям, и многие из них не сделали ничего предосудительного и были осуждены без причины. Людей, необъективно обвиненных, отправляли в трудовые лагеря, районы Крайнего Севера, переселяли с привычного места жительства и приговаривали к расстрелу. Чтобы компенсировать годы страданий и несправедливость советского правительства, власти страны сегодня предусматривают для реабилитированных лиц ряд льгот и пособий. Компенсации репрессированным распространяются также и на их детей.

Какие граждане относятся к репрессированным

К гражданам из числа репрессированных, которые в настоящее время подлежат реабилитации, относятся следующие категории лиц:

  1. Лица, которые были младше 18 лет, когда:
    • они остались без опеки родителей, подвергшихся репрессии;
    • они вынуждены были переехать вместе с репрессированным отцом или матерью в специальные поселения и лагеря.
  2. Граждане СССР и иностранные граждане, в отношении которых применялись карательные меры по политическим мотивам.
  3. Лица, которые пострадали от спецслужб правительства СССР за пределами Родины.
  4. Иностранные граждане, которые подверглись гонениям за деятельность, признанную антисоветской.
  5. Члены семей реабилитированных лиц.

Поскольку помимо самих реабилитированных лиц страдали и их дети, а многие вообще остались сиротами и без попечения родителей из-за неверных суждений властей, Правительство РФ назначило преференции и детям пострадавших в советское время людей. Дети репрессированных граждан вправе претендовать на льготы в том же объеме, что и их родители.

Реабилитированные лица вправе оформить следующие виды привилегий, положенные им в качестве компенсации за несправедливость советских властей:

  • полное восстановление в гражданстве РФ, восстановление званий и наград;
  • денежные компенсации за то, что граждане не могли пользоваться правом на свободу передвижения и выбора места жительства;
  • возврат принадлежавшего репрессированным лицам и изъятого властями движимого и недвижимого имущества либо компенсация за потерю владений;
  • социальные меры поддержки, льготы и выплаты.

Какие граждане не могут быть реабилитированы

Несмотря на то, что довольно много жителей страны были репрессированы и наказаны без всяких оснований, среди репрессированных присутствовали и те, кто подвергся гонениям за совершенные преступления. А потому не все жертвы репрессии являются таковыми, и не все могут быть реабилитированы сегодня. Все дела о наказании граждан изучаются на предмет наличия политических мотивов у судей, и реабилитируются лишь невиновные лица. Человек не будет считаться жертвой репрессии, если он:

  • был уличен в измене Родине, и об этом свидетельствуют материалы проведенного расследования;
  • являлся военным преступником или занимался шпионажем и выдачей секретной информации на сторону;
  • является карателем или относится к иным преступным личностям;
  • совершил насилие против здоровья и жизни людей (является вором, бандитом, диверсантом, подрывником, террористом, убийцей, насильником).

Как происходит реабилитация жертв репрессии

Пенсионные льготы реабилитированным лицам

К пенсионным преференциям жертвам репрессий можно отнести следующие моменты:

  • назначение единовременной выплаты к пенсии;
  • учет особых периодов в трехкратном размере при выборе пенсионером по возрасту ранее действовавшего порядка назначения пенсионного пособия;
  • включение особых периодов (пребывание на поселении, в ссылке, под стражей, в колонии) в трудовой стаж для назначения пенсии при условии подтверждения осуществления трудовой деятельности до и после таких времен.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зугеевой Е.В., с участием представителя ответчика – Управления Федерального казначейства по Иркутской области и Министерства Финансов Российской Федерации Талаева Д.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Аларскому району» Тютриной Т.Я.,

рассмотрев гражданское дело №2-69/2015 по иску Морохоева Маркса Бадашкеевича к Министерству финансов РФ в лице Управления казначейства по Республике Бурятия, Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Министерства финансов республики Бурятия, Министерства финансов Иркутской области о взыскании с ответчиков солидарно в его пользу стоимости конфискованного имущества, незаконно изъятого при политических репрессиях, указанное в основании иска по оценке на общую сумму руб., и компенсацию морального вреда в сумме рублей за морально-нравственные страдания, причиненные действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления и должностными лицами с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время с учетом Закона о реабилитации, ст. ФЗ № от 02.05.2006 года, ст. ст. , - , - ,

установил:

Морохоев Маркс Бадашкеевич обратился в суд с вышеуказанным иском с учетом уточнения исковых требований.

В обоснование заявленных требований указал на следующие обстоятельства.

По справке о реабилитации прокуратуры Иркутской области Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх. он, Морохоев М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец, по заключению прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи - Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» признан пострадавшим от политических репрессий.

В соответствии со ст. 1-1 указанного закона и Определения Конституционного суда Российской Федерации от 18.04.2000 года № 103-О он, Морохоев М.Б. как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения МББ необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанного подвергшимся политической репрессии и реабилитированного.

По справке о признании пострадавшим от политических репрессий – Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Морохоев М.Б. признан пострадавшим, так как ДД.ММ.ГГГГ постановлением тройки УНКВД Иркутской области его отец МББ по ст. - , - , - , - УК РСФСР был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества.

По решению Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу установлен факт конфискации имущества в ДД.ММ.ГГГГ году у МББ:

1.Жилого дома.

2.Амбара.

3.Охотничьего ружья.

4.2-х дох из волчьих шкур.

5.2 головы лошадей.

6. 6 голов крупного рогатого скота

7.5 голов мелкого рогатого скота

8.4-х овец.

9.Сельхозорудия: сани, телега, плуг, бороны, сбруи.

По экспертному заключению ООО «Оценка инфо» от ДД.ММ.ГГГГ оценка

стоимости вышеуказанного конфискованного имуществ составила:

1.Жилой дом в сумме рублей.

2.Амбар в сумме рублей.

3.КРС в сумме рублей.

4.Козы и овцы в сумме рублей.

5.Рабочая лошадь в сумме рублей.

6.Верховая лошадь в сумме рублей.

7.Ружьё в сумме рублей.

8.Дохи в сумме рублей.

9.Сельхозорудия в сумме рублей.

Итого: рублей.

В соответствии со ст.2.1 настоящего Закона истец Морохоев М.Б. является пострадавшим от политических репрессий. На основании ст. 13.16,16.1 настоящего закона и постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 926 « Об утверждении Положения « О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного имущества в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» и другого действующего законодательства Российской Федерации он имеет право как реабилитированное лицо на возмещение ущерба, причиненного политическими репрессиями (возмещения стоимости незаконно конфискованного имущества компенсации морального вреда).

В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Таким образом, действующим нормативным актом четко определен размер причитающихся истцу денежной компенсации, который не может превышать 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В силу ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий» в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из информации Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ Морохоев М.Б. за получением денежной компенсации за конфискованное имущество при политических репрессиях не обращался.

решил:

Исковые требования Морохоева Маркса Бадашкеевича удовлетворить частично.

Восстановить Морохоеву Марксу Бадашкеевичу срок подачи заявления о выплате денежной компенсации за имущество, утраченное в связи с политическими репрессиями.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Морохоева Маркса Бадашкеевича стоимость конфискованного имущества, незаконно изъятого при политических репрессиях в размере рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева

Суд:

Аларский районный суд (Иркутская область)

Судьи дела:

Шапхаева Н.Ю. (судья)

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ


Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ


Упущенная выгода

Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ


Возмещение убытков

Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году