Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Муниципальные органы осуществляющие финансовую деятельность. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

ОТВЕТ: Финансовую деятельность осуществляет целая система государственных органов и органов местного самоуправления. Однако, в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.

  1. Представительные (законодательные) органы власти (ст. 104, 106 Конституции РФ). Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.
  2. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов).
При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики, создан Экономический совет. В структуре аппарата Правительства имеется Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч.3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов. Внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов, денежно-кредитной политики, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
В составе Администрации Президента РФ в целях информационно-аналитического обеспечения Президента в области экономических проблем образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область государственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.
Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и ее субъектов, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, агентства и др.) Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).
Среди органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность государства, особо выделяется Министерство финансов РФ. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В субъектах РФ создаются министерства финансов или финансовые управления.
В составе Минфина России образовано Федеральное Казначейство (федеральная служба) с входящими в него территориальными органами. На органы Казначейства возложены задачи по управлению средствами госбюджета, внутреннего и внешнего долга и др.
В состав Минфина России входят:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Еще по теме ВОПРОС 3 Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований:

  1. 1.1. Муниципальное образование как подсистема социально-экономической системы региона
  2. § 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
  3. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  4. § 1. Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства вобласти финансовой деятельности

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции -- высшие представительные и исполнительные органы государственной власти -- руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства. ч. 1 ст. 114 Конституции РФ

Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

  • 1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они: а) тратят бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет. Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами;
  • 2. государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более подробно.

Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

  • 1. совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • 2. разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  • 3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • 4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • 5. разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • 6. разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
  • 7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • 8. разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • 9. осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
  • 10. обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):

  • 1. подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
  • 2. участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • 3. участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • 4. участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
  • 5. участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;
  • 6. участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
  • 7. разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
  • 8. участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  • 9. разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
  • 10. обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
  • 11. проводит совместно с Министерством РФ по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;
  • 12. обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что закреплено в ст. 165--167 БК РФ.

Министерство финансов Российской Федерации имеет право (ст. 7 Положения):

  • 1. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:
    • - разработки проекта федерального бюджета;
    • - расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;
    • - составления отчета об исполнении федерального бюджета;
    • - составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;
  • 2. запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;
  • 3. запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
  • 4. проводить совместно с соответствующими министерствами экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
  • 5. представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • 6. ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
  • 7. взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ;
  • 8. организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • 9. выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;
  • 10. предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
  • 11. выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
  • 12. осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.

Организационная структура Министерства финансов Российской Федерации:

  • * Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
  • * Министр:
  • -- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций;
  • -- имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ;
  • -- руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;
  • -- распределяет обязанности между заместителями Министра;
  • -- вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • -- руководит деятельностью Федерального казначейства;
  • -- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
  • -- назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и т.д.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 Положения) в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Акты Министерства финансов Российской Федерации:

  • - Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
  • - Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, -- Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

Такими специальными органами являются:

  • - Счетная палата -- постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
  • - Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.

Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственного которой строится финансовая политика.

Он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года определены основные приоритеты бюджетных расходов, по которым Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации. В их числе государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и другие.

В целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление . Положение об Экспертном управлении Президента Российской Федерации, утвержденно Указом Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ , в соответствии со ст. 114Конституции РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Министерство финансов РФ . Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

    составляет проект федерального бюджета;

    утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

    доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

    открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

    осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

    запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агентавалютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за:

    соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

    осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

    соблюдением требованийк контрольно-кассовой технике,порядкоми условиями ее регистрации и применения;

    полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

    проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

    соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1и2 статьи 16Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора . Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

    за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

    за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

    за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

    за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральное казначейство . В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство, в частности, отвечают за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует распределениедоходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны. Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной , но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, Министерство здравоохранения РФ имеет в своем составе Финансовый департамент, положение о котором утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 680 «Об утверждении Положения о Финансовом департаменте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». К его ведению относятся вопросы:

    осуществления координации работы по выработке приоритетов бюджетной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;

    организации работы по формированию и исполнению федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, а также координации работы по подготовке бюджетов государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство (далее - государственные внебюджетные фонды), на очередной финансовый год и на плановый период, исходя из приоритетов и планируемых результатов бюджетной политики государства;

    осуществление нормативной и методической деятельности, связанной с бюджетным процессом Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Самарской области Правительство Самарской области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Самарской Губернской Думой.

В субъектах Российской Федерации функционируют также финансовые органы, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

    устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

    обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;

    составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

    осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;

    осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;

    предоставляют необходимую информацию налоговым органам;

    получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;

    осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие пред-ставительные и исполнительные органы государственной вла-сти ; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе-тенцией; в-третьих муниципальные органы.

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо-вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само-управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Консти-туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан-дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези-дента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива-ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ-ствующих национально-территориальных и административно-тер-риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от сте-пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель-ность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределя-ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан-сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото-рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз-даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.


Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Министерство фи-нансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финан-сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре-дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулированиев финансовой сфере (вклю-чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель-ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ-ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам-ней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс-портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про-екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель-ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан-сов РФ координируетв указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуетс государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине-ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес-кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле-ния). Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей террито-рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи-нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф-фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един-ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы , включающуютерриториальные орга-ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек-ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы на-ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспе-чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза-тельных платежей, установленных законодательством Россий-ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Таможенные органы , подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу-дарства осуществляют деятель-ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре-деление денежных средств между подведомственными органи-зациями, контроль за их использованием и др.). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме-сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федеральная таможенная служба в системе Министер-ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо-женных органов входят также региональные таможенные управ-ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи-зованном подчинении.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основа-нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного фи-нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе-ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа-ции доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФвместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы - организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулиру-ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации».

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб-ственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо-бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова-ния,наделенного властными полномочиями в области органи-зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан-ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой-ного функционирования платежной системы и др. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще-ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж-ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж-ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель-ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва-лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос-сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга-нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно-сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра-хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования. На названные фонды воз-ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году