Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Страна первая принявшая конституцию. Интересные сведения о конституциях разных стран

Конституция: понятие и сущность

Конституция – это основной юридический закон, закрепляющий основы устройства общества и государства, правового положения личности, правового статуса органов государства и местного самоуправления.

В переводе с латинского языка слово «конституция» означает «устройство», «установление».

Надежды на полный пересмотр на одном всеобщем выборах не были достигнуты. С тех пор события развивались медленнее. Новая статья ограничила право государства, его политических подразделений и школьных округов выпускать облигации и дала полномочия Генеральной Ассамблеи определять лимиты и дополнительные процедуры для покрытия долга общего долга. Она определила категории и формулы для оценки имущества. Эксперты полагали, что обращаться с доказательствами, чтобы выиграть обвинительные акты, было бы легче через государственное большое жюри, чем через присяжные с полномочиями, ограниченными только одним округом.

Основные этапы конституционного развития зарубежных стран. В правовой литературе выделяются четыре основных этапа конституционного развития зарубежных стран:

Первый этап охватывает период с конца XVIII в. до окончания первой мировой войны;

Второй этап – период между двумя мировыми войнами;

Третий этап – период от окончания второй мировой войны до конца 1980-х гг.;

Эта статья также включала «длинный бюллетень», в соответствии с которым Южная Каролина избирает госсекретаря, генерального прокурора, казначея, начальника образования, генерального контролера, комиссара сельского хозяйства и генерального адъютанта на условиях, губернатор.

В статье также требовались альтернативные формы местного самоуправления. В статье, посвященной алкогольным напиткам и напиткам, была установлена ​​политика миниботтов в Южной Каролине. Исторически сложилось так, что государство подвергалось различным подходам к регулированию ликёра: от запрета до громоздкой «коричневой мешки». Консенсус был затруднен из-за «мокрых или сухих» дебатов и предпочтений по всему штату. Позволяя избирателям решить, законодательный орган мог бы принять решение по этой проблеме, определить продуктивный источник налоговых поступлений для государственного образования, а также алкогольных программ и улучшить имидж государства для туристов и бизнесменов.

Четвертый - современный этап начался на рубеже 1980-1990-х гг. и продолжается по настоящее время.

Первый этап конституционного развития зарубежных стран – это период становления и утверждения буржуазного общества в странах Европы, Америки и Азии. Первая конституция в мире была принята в США 17 сентября 1787 г ., когда 39 из 55 делегатов Конвента 12 североамериканских штатов, заседавших в г. Филадельфия с 25 мая 1787 г., утвердили окончательный текст Конституции. 28 сентября 1787 г. Конституция была разослана легислатурам (законодательным органам) штатов для ее ратификации. Первым Конституцию США единогласно одобрил конвент штата Делавэр 7 декабря 1787 г., девятым штатом стал Нью-Гемпшир, благодаря ратификации которой, Конституция вступила в силу (как того требовала VII статья Конституции) 21 июня 1788 г. Самым последним из 13 штатов США стал Род-Айленд , где ратификация Конституции состоялась 29 мая 1790 г.

В статье создан Государственный совет по образованию, состоящий из одного члена от каждого из шестнадцати судебных кругов, избранных законодательной делегацией в каждом контуре и повернутых между округами. Губернатор назначил бы дополнительного члена в правление.

Необходимость в изменениях продолжалась, поскольку части конституции стали устаревшими или оспариваемыми, особенно, поскольку сельские традиции Южной Каролины уступили место урбанизации, индустриализации и туризму. Эти изменения неизбежно привели к более плавным социальным и политическим установкам, чем те, которые существовали в прошлом.

Таким образом, Конституция США стала первой в истории мира писаной конституцией государства, положив начало современному пониманию конституции, как в материальном, так и в формальном смысле. В материальном смысле, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. В формальном смысле – особая значимость Конституции, как Основного юридического закона США, обусловила наличие у нее и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, верховенства, прямого действия, а также усложненного порядка ее изменения и дополнения по сравнению с другими правовыми актами, включая законы.

Перепечатка, Нью-Йорк: Да Капо. Понимание конституций штата. Дж.: Издательство Принстонского университета. Конституция Южной Каролины. 4 объема. Южная Каролина Конституция Колумбии: Университет Южной Каролины Бюро публикаций. Более крупную версию. Большинство делегатов Конституционной ассамблеи одобрили документы, в которых они работали с 17 мая, после прощального банкета, делегаты быстро вернулись домой, чтобы организовать поддержку, большинство в пользу, а некоторые против нее. предлагаемый статус.

До того, как Конституция стала законом нации, ей пришлось пройти разведывательные и публичные дебаты. Документ был представлен Конгрессу Соединенных Штатов 20 сентября. В течение двух дней, с 26 по 27 сентября, Конгресс обсуждал вопрос о том, следует ли подвергать цензуру делегатов Конституционной Ассамблее за превышение своих полномочий путем создания новой формы правления вместо простого пересмотра статей Конфедерации. Наконец они решили отказаться от этого вопроса. Вместо этого 28 сентября Конгресс приказал законодательным органам штатов созвать собрания для ратификации Конституции в каждом штате.

На европейском континенте первые конституции приняты: в Польше – 3 мая 1791 г . и во Франции – 3 сентября 1791 г .

Конституции США и Франции, наряду с предшествовавшими им декларациями (Декларацией независимости США 1776 г. и Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.), оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие. В этот период Конституция США послужила образцом для конституций стран Латинской Америки (первая из них была принята в Венесуэле в 1811 г.), Конституция Франции – для конституций европейских стран. Отмечают и важное влияние неписаной английской конституции, повлиявшей на принятие конституции первых доминионов Великобритании: Канады 1867 г., Австралии 1900 г., Южно-Африканского Союза 1909 г. Первые конституции в Азии были приняты в Японии в 1889 г., Иране – в 1906 г. и Китае – в 1912 г. В Африке – в Либерии в 1847 г. и Южно-Африканском Союзе в 1909 г.

В дополнение к юридическим требованиям для ратификации, государственные собрания выполняли другие задачи. Конституция была произведена в строгой секретности на Филадельфийском собрании. Ратификационные собрания служили необходимой функции для информирования общественности о положениях нового правительства, которое было предложено. Они также служили форумами для сторонников и противников, чтобы представить свои идеи общественности. Примечательно, что государственными ассамблеями, а не Конгрессом, были агенты ратификации.

Такой подход обеспечил, чтобы авторитет Конституции исходил от избранных представителей народа, особенно с целью утверждения или неодобрения устава, что привело к лучшему отражению воли электората. Более того, поскольку это не обсуждалось в законодательных органах штата, Конституция избегала подвергаться изнурительным поправкам, в которых говорится, что ревновать к предоставлению полномочий национальному правительству, скорее всего, предложили бы их.

Хотя конституционное развитие отдельных стран в этот период имело свои национальные черты и особенности, большинству из них были присущи некоторые общие черты конституционной модели, т.к. в ее основе лежала либеральная концепция конституции как особого нормативного правового акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида. Такой подход определял правовое содержание конституции, которое сводилось к нормам, регулирующим организацию государственной власти и правовое положение личности. Так, организация государственной власти, согласно конституционным нормам, строилась в соответствии с принципом разделения властей. В конституционном институте основных прав и свобод личности нашла воплощение идея об естественных правах человека, принадлежащих ему от рождения. Общим было и включение в конституции лишь политических и личных (гражданских) прав, что объективно обусловливалось достигнутым уровнем социально-экономического и политического развития общества.

Ратификация не была предопределенным заключением. Слабые, четко сформулированные люди использовали газеты, брошюры и публичные собрания для обсуждения вопроса о ратификации Конституции. Те, кто известен как антифедералисты, выступали против Конституции по различным причинам. Некоторые из них по-прежнему утверждают, что делегаты превзошли полномочия конгресса, когда они заменили статьи Конфедерации незаконным новым документом. Другие жаловались, что делегаты в Филадельфии представляли лишь несколько землевладельцев и, как результат, создали документ, который служил их особым интересам и оставлял за собой право голосовать за состоятельные классы.

Второй этап конституционного развития зарубежных стран охватывает период между двумя мировыми войнами. Для этого этапа характерны следующие общие основные черты. Во-первых, для него характерна высокая степень активности конституционного правотворчества, что было обусловлено двумя факторами: образованием большого числа новых государств (в результате развала Российской и Австро-Венгерской империи и начавшегося кризиса колониальной системы в Азии) и демократизацией политических режимов в европейских, латиноамериканских и некоторых азиатских странах. Хотя в основе конституционного развития зарубежных стран оставалась либеральная концепция, однако ее принципы, определяющее демократическую организацию государственной власти и правовое положение личности, приобрели новое качество, получая признание как общечеловеческие ценности, имеющие универсальный характер. Об этом свидетельствует широкое восприятие этих ценностей конституциями стран, различающихся по уровню социально-экономического развития, национальной культуре и национальным традициям.

Еще одно частое возражение состояло в том, что Конституция дала большую власть центральному правительству за счет государств и что представительное правительство не могло справиться с такой крупной республикой. Самая серьезная критика заключалась в том, что Конституционная ассамблея не смогла принять закон о правах, предложенный Джорджем Мейсоном. В Нью-Йорке губернатор Джордж Клинтон выразил эти опасения в нескольких эссе, опубликованных в газетах с использованием прозвища Катона, в то время как Патрик Генри и Джеймс Монро пробурили оппозицию в Вирджинии.

Вместе с тем начали формироваться новые тенденции конституционного развития зарубежных стран, возникновение которых обусловливалось качественными изменениями в социально-экономической и политической системе, прежде всего, развитых стран. К этим тенденциям относились:

Включение в предмет конституционного регулирования нового комплекса общественных отношений (прежде всего, экономических и социальных);

Те, кто поддержал ратификацию, федералисты, защищались, убеждены, что отказ от Конституции приведет к анархии и гражданским беспорядкам. Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей ответили Клинтону, используя прозвище Публий. Им удалось противостоять большей части критики. Из-за отсутствия статута прав федералисты утверждали, что список может быть неполным и что национальное правительство было настолько ограничено Конституцией, что оно не создавало угрозы правам граждан. Наконец, в ходе дебатов по ратификации в Вирджинии Мэдисон признал, что необходим законопроект о правах, и федералисты заверили общественность в том, что первым шагом, которое должно было принять новое правительство, было принятие билля о правах.

Расширение конституционных пределов вмешательства государства в жизнь общества и граждан (т.е. признание экономической и социальной роли государства);

Придание конституционного статуса политическим партиям и профсоюзам как новым институтам политической системы;

Конституционное определение принципов миролюбивой внешней политики.

Первые девять штатов, которые утвердили Конституцию, заняли 10 месяцев. Указанный документ является одобренной ратификацией Федеральной конституции Делавэрской ассамблеей. Названия депутатов штата включены, возможно, написаны секретарем. Подпись Председателя Ассамблеи штата Делавэр Томаса Коллинза подтверждает подлинность документа, который также имеет печать государства в левом крае. Тот факт, что Делавэр ускорил ратификацию, сделал попытку Пенсильвании первыми ратифицировать в надежде, что это место, выбранное для сайта Национального правительства, затихает.

Эти тенденции наиболее отчетливо получили отражение в Веймарской конституции Германии 1919 г., конституциях Мексики 191 г., Чехословакии 1920 г., Югославии 1921 г., Испании 1931 г., Ирландии 1937 г. Например, Веймарская конституция содержала такие разделы, как «общественная жизнь», «хозяйственная жизнь», «религия и религиозные общества», «просвещение и школа», положения которых подробно регулировали экономические и социальные отношения, различные стороны духовной жизни общества. Согласно предписаниям Конституции Югославии государство в интересах всего общества и на основе законов имела право и обязанность вмешиваться в экономические отношения граждан в духе справедливости и в видах устранения социальных конфликтов. Широкое вмешательство государства в экономические отношения предусматривала и Конституция Мексики (закрепление государственной собственности, принципа планирования национального развития, ограничение свободной конкуренции и т.п.).

Первый реальный анализ процесса ратификации произошел в Массачусетсе, где полностью зарегистрированные дебаты показывают, что рекомендация о написании законопроекта о правах является прекрасным средством для прекращения разногласий в ратификационной комиссии. Состояние Нью-Хэмпшира было девятым государством, которое одобрило Конституцию в июне, но ключевые государства, такие как Вирджиния и Нью-Йорк, были закрыты в горьких дебатах. Тот факт, что эти государства не смогли ратифицировать, мог бы привести к сокращению нового союза двумя крупными богатыми государствами с большим населением и его фрагментацией.

На данном этапе от вышеуказанной конституционной модели полностью отказалась Советская Россия (РСФСР), а затем и СССР, в которых была создана принципиально новая – социалистическая конституционная модель.

Третий этап конституционного развития зарубежных стран

Способы принятия конституции. Мировой конституционной практикой выработаны различные способы принятия конституции, которые различаются в зависимости от того, кто осуществляет учредительную власть. В этой связи выделяются четыре основных способа принятия конституции.

Однако федералисты преобладали, и Вирджиния и Нью-Йорк одобрили Конституцию с небольшим размахом. После непростых переговоров достигнута договоренность о ограниченных масштабах по четырем основным вопросам институциональной реформы, главная задача для подготовки к расширению. Состав Комиссии изменился, «крупные государства» потеряли своего второго комиссара в В заключительной декларации предлагается открыть широкую дискуссию о будущем Европы путем привлечения всех заинтересованных сторон: национальных парламентов, политических, экономических и академических субъектов, гражданского общества.

1) Принятие конституции учредительным (конституционным) собранием – выборным органом, образуемым специально для разработки и принятия конституции. Впервые в мире созыв учредительного собрания (Филадельфийского конвента 1787 г.) для разработки и принятия конституции состоялся в США. В дальнейшем практика созыва учредительного собрания получила широкое распространение только после второй мировой войны как в европейских странах (конституции Франции 1946 г., Италии 1947 г., Португалии 1976 г., Болгарии и Румынии 1991 г., Эстонии 1992 г.), так и в странах Азии (Индии 1950 г., Бангладеш, Пакистан, Камбоджи 1993 г., Турции 1982 г.), Африки (конституции Ганы 1979 г., Нигерии 1979 г., Алжира, Эфиопии, Уганды 1994 г. и др.), Латинской Америки (конституции Бразилии 1998 г., Никарагуа, Колумбии, Перу и др.).

Он объединяет основные права, действующие на уровне Союза. Этот мозговой центр состоит из Жака Делора, бывших премьер-министров Бельгии и Италии Жан-Люка Дехане и Джулиано Амато, Бронислава Геремека и Дэвида Милибэнд. В составе представителей правительств и национальных парламентов государств-членов и стран-кандидатов, Европейского парламента и Комиссии он призван разработать новую институциональную архитектуру Союза, и его миссия заключается в подготовке следующего Межправительственная конференция.

К Межправительственной конференции

Во время этой сессии различные участники заявляют о своих амбициях и размещают доли в этой обширной дискуссии, с которой граждане связаны благодаря Интернету. Этот текст является частью институциональных реформ, ожидаемых в контексте расширения. Вступление в силу Ниццкого договора.

2) Принятие конституции парламентом с применением обычной парламентской процедуры, предусматриваемой отменяемой конституцией (конституции Шри-Ланки 1978 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г. и др.). Например, ст.72 Конституции Словакии определяет парламент – Национальный совет, как «единственный учредительный и законодательный орган ». Как видно, в таких случаях новая конституция разрабатывается и принимается парламентом, как единственным учредительным органом, без формального преобразования в учредительное собрание.

После пятнадцати месяцев работы Европейская конвенция представляет текст проекта Европейской конституции, который будет передан председательству Греции 21 июня на саммите в Салониках. Значительный прогресс касается институциональной архитектуры и компетенций Европейского Союза. Текст будет вновь обсужден и одобрен Межправительственной конференцией, которая соберется в октябре.

Со своей стороны, Париж и Берлин хотят сохранить компромисс, достигнутый в рамках Конвенции. Они требуют постоянного взвешивания голосов в Совете, как это было решено на саммите в Ницце в декабре. Со своей стороны, Германия, Франция, Италия и Бенилюкс предупреждают о возобновлении институциональных дебатов.

В некоторых странах (Индонезии, Китае, Монголии) конституции принимались надпарламентским способом. Например, Конституцию Монголии 1992 г. принял Великий народный хурал.

В Китае принятие Конституции относится к компетенции Всекитайского собрания народных представителей.

3) Принятие конституции на референдуме . Впервые в мире референдум как самостоятельный способ принятия конституции был использован во Франции для принятия Конституции 1958 г., проект которой был утвержден Правительством Франции - Советом министров, вынесшим его затем на референдум. 12 декабря 1993 г. на общенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Проект российской Конституции, вынесенный на референдум, также был разработан без непосредственного участия Парламента

С другой стороны, остается основной момент блокирования переговоров, система голосования между государствами. Испания и Польша вновь заявляют о своем отказе от механизма «двойного большинства», поддержанного Францией и Германией, в то время как группа малых стран предлагает дать такой же вес государствам и голосование.

В некоторых странах предлагается принять меры для возобновления конституционного процесса: для Люксембурга инициатива должна взять на себя страны-основатели Европы. Президент Франции Жак Ширак выступает за «первопроходческие группы» европейских государств, которые намерены продвигать более быстро в некоторых областях. Переговоры возвращаются на неопределенный срок.

На рубеже 1980-1990-х гг. институт референдума активно использовался в африканских странах. Так, только за период 1989-1993 гг. на референдумах были приняты конституции в 16 странах Африки (Бенине, Буркина-Фасо, Конго, Нигере, Чаде, Того, на Мадагаскаре и др.).

3) Принятие конституции односторонним актом главы государства (монарха) для ее последующего дарения (пожалования) поданным или бывшим колониям (так называемые октроированные (т.е. дарованные) конституции). Например, специфическим видом октроированных конституций были первые конституции новых государств – бывших английских колоний. Метрополия (Великобритания) даровала конституции своим бывшим колониям, объявлявшимся независимыми государствами. Но к 1993 г. только 14 из 33 пожалованных бывшим колониям остались более или менее нетронутыми, и преимущественно островных колоний Океании. В новейшее время лишь в нескольких монархических государствах конституции были дарованы монархом (конституции Катара 1962 г., Непала 1962 г. (впоследствии отменена), Свазиленда 1978 г. (впоследствии отменена), Саудовской Аравии 1992 г., Омана 1996 г.).

Конституции истории зарубежных стран известны и другие способы принятия конституции. Так, первые конституции Анголы 1975 г. и Мозамбика 1975 г. были приняты высшими руководящими органами правящих политических партий накануне провозглашения независимости этих стран. В Конго Конституция 1969 г. была принята I съездом правящей Конголезской партии труда, а Конституция 1979 г. – II чрезвычайным съездом этой партии и затем вынесена на референдум.

Следует подчеркнуть, что 200-летняя история конституционализма не имеет такой сложной и противоречивой процедуры принятия конституции, как ныне действующая Конституция Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г . Дело в том, что при подготовке и подписании Дейтонского соглашения, составной частью которого является Конституция Боснии и Герцеговины, применялись такие способы, как ведение переговоров, язык ультиматумов и применение вооруженных сил. Дело в том, что в урегулировании югославского кризиса и конституционном разрешении межэтнических конфликтов в Боснии и Герцеговине в 1991-1994 гг. активное участие принимали СБСЕ, ЕС, ООН, Международная конференция по бывшей Югославии (МКБЮ) и другие авторитетные международные организации. На завершающем этапе переговорного процесса решающая роль отводилась НАТО, которое в процессе урегулирования боснийского кризиса использовало все методы - от ведения переговоров, предъявления ультиматумов до использования вооруженных сил.

21 ноября 1995 г. в Дейтоне (штат Огайо, США) было парафировано Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, которое было подписано 14 декабря 1995 г. в Париже и включало специальные приложения, которые подразделялись на три блока: карты разделения Боснии и Герцеговины, военные аспекты урегулирования, гражданские вопросы. Гражданский блок вопросов содержал Приложение 4, включавшее в себя текст Конституции Боснии и Герцеговины. Обращает на себя внимание и тот факт, что при подписании Дейтонского соглашения договаривающиеся стороны были лишены права вносить поправки и изменения в предъявленный им текст Конституции Боснии и Герцеговины и другие соглашения.

Классификация конституций :

По способу закрепления конституционных норм, конституции подразделяют на писаные и неписаные. Подавляющее большинство современных конституций – писаные , т.е. конституционные нормы содержатся в специальных нормативных правовых актах, принятых государственным органом или всенародным голосованием. Идея писаной конституции впервые в мире возникла в Англии XVII в. в среде религиозно ориентированных мыслителей и политиков , но впервые была осуществлена на практике в колонии США – Коннектикуте в 1639 г . (Fundamental Orders Connekticut ) и в самой Англии в Соглашении народа 1649 г . и Орудии Кромвеля 1653 г .

Выделяют две разновидности писаных конституций:

1) консолидированные (кодифицированные) конституции, т.е. представленные в виде одного единого нормативного правового акта – конституции (Основном законе). Большинство писаных конституций представляют собой, как и Конституция Казахстана, единый нормативной правовой акт (конституции США, Италии, Испании, Японии и др.).

Однако встречаются комплексные консолидированные конституции (их не надо путать с неконсолидированными конституциями, состоящими из нескольких правовых актов ). Комплексная консолидированная конституция, наряду с ее текстом, как единого правового акта, включает в себя и иные нормативные правовые акты или их части, декларации. Например, составными частями Конституции Франции 1958 г., наряду с ее текстом, являются Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции Франции 1946 г. Конституция Чехии состоит из ее непосредственного текста и Декларации основных прав и свобод.

2) неконсолидированные (некодифицированные) конституции, т.е. состоящие из нескольких нормативных правовых актов (причем они могут приниматься как одновременно, так и в разные годы). Например, в Швеции существует пять конституционных актов: Форма правления (1974 г.), Акт о престолонаследии (1810 г.), Акт о свободе печати (1994 г.), Основной закон о свободе высказываний (1991 г.), Конституционный закон «Акт о Ригсдаге» (1974 г.). В Финляндии действуют четыре конституционных акта: Форма правления Финляндии (1919 г.), Акт о праве Эдускунти контролировать законность деятельности членов Государственного Совета, Канцлера юстиции и юридического уполномоченного Эдускунти при исполнении ими служебных обязанностей (1922 г.), Акт о Государственном суде (1922 г.), Акт об Эдускунте (1928 г.).

Особо выделяются и так называемые комбинированные конституции. В данную группу относят конституции Великобритании и Новой Зеландии, которые представляют собой не единый правовой акт, а совокупность важнейших законов (статутов), судебных прецедентов, конституционных (конвенционных) соглашений. Например, британские юристы насчитывают в конституции Великобритании от десятков до 350 только законов (или статутов), а также судебные прецеденты, имеющие нормативный характер, конституционные (конвенционные) соглашения, и даже правовую доктрину (научные труды выдающихся британских ученых, использующихся в судебном процессе). По общему мнению, такая конституция, сложившаяся исторически на протяжении многих веков, является архаичной по своему существу. Пользование такой конституцией довольно затруднительно, т.к. различные ее составные части (законы (статуты), судебные прецеденты, конституционные (конвенционные) соглашения и др.) вряд ли могут быть собраны воедино.

По способу изменения конституции делятся на жесткие и гибкие . К жестким - относятся конституции, порядок изменения которых усложнен по сравнению с порядком принятия и изменения обыкновенных законов. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные законы;

По фактически сложившимся в странах общественным отношениям конституции подразделяются на реальные (действительные), которые адекватно отражают сложившиеся в государстве общественные отношения, полностью соответствуя им, и фиктивные , т.е. не отражающие суть и характер отношений, сложившихся в обществе, расходится с ними;

По способу действия конституции подразделяют на постоянные и временны е. Как правило, принимаются постоянные конституции, срок действия которых не ограничен. Например, Политическая конституция Мексики 1917 г. провозглашает, что она является вечной и не теряет своей силы, даже если не соблюдалась вследствие восстания. Временные конституции ограничивают срок своего действия определенным периодом.

§2. Структура и форма конституции зарубежных стран .

Как юридический документ, конституция имеет внешнюю структуру, основными элементами которой являются вводная (преамбула), основная и заключительная часть. В структуру конституций некоторых стран также входят приложения.

Преамбула, как вводная часть конституции, представляя собой краткую и торжественную часть Основного закона, обычно провозглашается от имени народа или от имени органа, принявшего конституцию. Преамбула, как концептуальная основа конституции, обозначает исторические вехи, пройденные народом, условия принятия и цели конституции, во имя которых она принимается. Положения преамбулы имеют большое значение в политическом, идеологическом и юридическом плане, т.к. выступают в качестве тех необходимых ориентиров, которые позволяют понять смысл учреждаемых институтов государства, способствуют адекватному толкованию и правильному применению статей конституции, усиливая тем самым ее действенность на практике.

Например, в довольно большой по объему преамбуле Конституции Словацкой Республики 1992 г. записаны политико-правовые и философские истоки Конституции, и, прежде всего, верность историческим и национальным традициям, опыту борьбы словацкого народа за национальную самобытность и государственность, опора на естественное право наций на самоопределение, стремление к построению демократического государства.

Конституция Эстонии 1992 г., также, как и большинство конституций, принятых в странах, отказавшихся от советской модели построения государства, в своей преамбуле подчеркивает преемственность с историческими традициями национальной государственности и уважение к таким общечеловеческим ценностям современного мира, как свобода, справедливость и право. В преамбуле провозглашена и высшая цель эстонского народа - сохранение эстонской нации и культуры на века, а также общественный прогресс и общая польза для нынешних и грядущих поколений. Возврат к правовым реалиям собственной истории подчеркивается в преамбуле Основного закона и тем, что эстонский законодатель использовал для принятия современной Конституции тот порядок проведения всенародного голосования, который установлен Конституцией 1938 г.

Преамбула является распространенным, но не обязательным элементом конституции. Так, конституции некоторых стран (Барбадоса, Бельгии, Греции, Италии, Малайзии, Нидерланды, Норвегии и др.) вообще не имеют преамбулы.

В настоящее время важное значение преамбулы Основного закона для юридического толкования всех положений конституции является общепризнанным. На важность преамбулы и возможность ее применения на практике указывается в решениях органов конституционного контроля многих стран, т.к. преамбула закрепляет цели и задачи общества, которые конституция стремится реализовать. Например, первая статья Конституции Франции 1958 г. не входит ни в один раздел Основного закона, а помещена в его преамбуле. Данное обстоятельство расценивается как признание юридической силы Конституции Франции.

Основная часть конституции обычно разбивается на главы (разделы, части) и статьи, которые имеют последовательную нумерацию. Каждая глава (раздел) конституции регулирует определенную сферу общественных отношений (например, основы правового положения личности, правового статуса органов государства, местного самоуправления и др.). Статьи же конституции содержат конкретные правовые нормы.

Заключительная часть конституции включает в себя заключительные и переходные положения, которые призваны обеспечить преемственность между отмененной и вступившей в силу новой конституцией, обеспечивая нормальное функционирование государственного механизма в переходный период. Данная часть также имеет важное значение, т.к. содержит правовые нормы о действии законодательства, принятого до вступления в силу новой конституции, о временном осуществлении власти прежними государственными органами до создания предусмотренных ею новых органов власти, о сроках принятия законов, издание которых предусмотрено новым Основным законом, и др.

Конституции некоторых стран (Индии, Пакистана, Намибии, Сейшельских островов и др.) включают в свою структуру приложения, различные по содержанию и своему значению. Например, согласно нормам Конституции Индии 1950 г., содержащей 10 приложений, каждое ее приложение представляет собой развернутое изложение соответствующей статьи основного текста Конституции. Так, в ст.246 Конституции Индии указывается, что Парламент имеет исключительное право принимать законы по любому вопросу, перечисленному в списке 1 приложения 7 Основного закона. Такая связь приложения с конкретной нормой статей основного текста Конституции Индии означает, что приложение является составной частью структуры Основного закона, обладающей той же юридической силой, что и другие его нормы. Причем приложение изменяется в порядке, установленном для изменения нормы Конституции Индии, с которой оно связано. Например, приложение 7 Основного закона изменяется в особом порядке, предусмотренном ст.246 Конституции Индии.

Внутренняя структура конституции – это логика изложения, смысловые связи, пролегающие между главами, разделами и статьями, и их иными составными частями. Как видно, внутренняя структура конституций находит свое выражение в компоновке разделов, глав, параграфов Основного закона. Такая дробность структуры конституции значительно облегчает пользование ее текстом, точность ссылок на нее.

Большинство современных конституций обычно состоит из статей (конституции содержат, как правило, сто и более статей), а статьи делятся на части, имеющие соответствующие номера. Но их расположение может быть и другим. Например, в Конституции США всего семь статей, но они делятся на разделы.

С точки зрения теории конституции, конституция, как Основной закон государства, должна быть четкой, компактной, лаконичной. Так, выше отмечалось, что Конституция США содержит всего 7 статей, Конституция Монголии – 70 статей. Но вместе с тем существуют и слишком подробные тексты конституций. Например, Конституция Индии содержит около 450 статей, Конституция Бразилии – около 315 статей, Конституция Португалии – около 300 статей. Конституция Мексики содержит около 100 статей, но каждая из них включает в себя дополнительно 5-10 статей, что делает ее слишком раздутой.

Викторина к Дню Конституции России

    Назовите основной главный закон страны?

    Что означает слово «конституция»?

    Сколько раз в России принимался основной закон государства?

    Сколько лет исполняется новой, то есть действующей Конституции РФ?

    Что символизируют цвета флага РФ?

    Перечислите ведущие политические партии РФ?

    Человек, его права и свободы являются............. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.............. (продолжите).

    Когда состоятся следующие выборы президента РФ?

    Существует праздник День флага. Когда и кем он был установлен и отмечается?

    В какой стране впервые была принята Конституция?

    Когда она была принята?

    В чем ее особенность?

    Что такое референдум?

    Когда он проводился и по какому вопросу?

    Сколько глав, разделов и статей в действующей Конституции РФ?

    Как называются разделы Конституции?

    Когда была принята Конституция России?

    Что означает суверенитет?

    Где была принята Конституция РФ?

    Когда была принята первая Конституция РФ?

    На сколько лет избирается: президент, Государственная Дума?

    Что такое преамбула?

    Какими словами она начинается?

    Когда была принята впервые конституция в нашей стране (РСФСР)

    С чего начинается Конституция?

    Каким является наше государство?

    Какая Конституция называлась «сталинская» и почему?

    Когда она была принята?

    Какая Конституция была принята последней в нашей стране?

    Политическое устройство нашей страны по Конституции.

    Этот праздник праздновали в 30-60-е годы -5 декабря, затем в 70-80-е годы 7 октября. О каком празднике идет речь?

    Откуда эти строки? "... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную...."

    Носителем суверенитета и и единственным источником власти в Российской Федерации является ее............ ......... (продолжить).

    "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на (продолжите) ............, .............., ...............



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году