Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Новыми в брежневской конституции были положения о. Брежневская конституция

«Брежневская» конституция была принята Верховным советом СССР 7 октября 1977 г. взамен «Сталинской» конституции 1936 г. Этот документ вошёл в историю как «конституция развитого социализма», поскольку констатировал построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».

Эта концепция, кстати, не преобладала, только в Петрограде. Был короткий период, в течение которого железнодорожные перевозки между Москвой и Ленинградом осуществлялись сотрудниками разных станций. Даже на кораблях советского торгового флота командиры получили приказы от комитета, избранного войсками. Однако в следующие шесть месяцев Ленин пришел к выводу, что такой контроль, осуществляемый рабочими, может привести только к беспорядкам и что во всех случаях должен быть назначен директор, назначенный правительственными органами и подотчетный им.

Несмотря на преемственность с предшествующими конституциями (1918 , 1924 , 1936), Основной закон 1977 г. представлял собой более высокий уровень конституционного законодательства. Эта конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» - всенародное обсуждение и референдум, - а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Право на труд теперь дополнялось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также с учётом общественных потребностей. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.

Но долгое время рабочие комитеты контролировали фабрики. С директором они должны были проконсультироваться по всем вопросам, которые представляли интерес. Во многих случаях они назначили помощника для работы с директором. Даже командиры корабля имели этого помощника, который отвечал за проверку всех своих решений. Однако наиболее эффективный контроль над рабочими над отраслями осуществлялся через советы или правительственные комиссии, поскольку в них значительная часть профсоюзных лидеров. Они были широко представлены в Центральном исполнительном комитете и Высшем экономическом совете.

К сожалению, многие права, узаконенные Конституцией 1977 г., например, свобода слова и печати, в условиях существовавшего тогда государственного строя и однопартийной политической системы (при «руководящей и направляющей роли» Коммунистической партии) так и остались лишь декларацией. Не реализована была в полной мере и жилищная программа. Тем не менее, Конституция СССР 1977 г. приблизила закон к правовой практике своей эпохи.

Профсоюзы также избирали Народного комиссара по труду. Из них приходилось большинство элементов, которые составляли Рабоче-крестьянскую инспекцию. На этом этапе беспорядка полномочий и обязанностей он пережил гражданскую войну, прекратив споры. Профсоюзы бросились в бой с силой, предоставив правительству большинство своих боевых сил. Штаб-квартира профсоюзов была преобразована. в основном в центрах вербовки, в то время как усилия почти всех промышленных предприятий были сосредоточены на удовлетворении потребностей Красной Армии.

Профсоюзы стали веществом, если не формой, государственных органов. По простому решению большинства рабочих на заводе обязательная принадлежность соответствующего союза стала обязательной. Ежемесячные платежи были вычтены из фонда заработной платы. Любой дефицит в бюджете того же был покрыт за счет кредита, который был сделан правительством.

В период «перестройки» в Конституцию 1977 г. был внесён целый ряд поправок, направленных на расширение прав и свобод граждан, но в конце 1991 г. она прекратила своё действие в связи с распадом государства, Основным законом которого являлась на протяжении пятнадцати лет.

Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 2004; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . constitution . garant . ru / DOC _1449448. htm ; Чистяков О. И. Развитие Конституции Российской Федерации. М., 1980.

Троцкий утверждал, согласно своему военному опыту, что промышленные рабочие могут быть организованы как армия рабочих, а профсоюзы должны быть официально включены в государственную машину в качестве государственных органов. Таким образом, через них будут обеспечены общие действия и поддержана промышленная дисциплина. Однако Ленин выступал против этого, говоря, что такая организация будет чудовищным расширением бюрократии. С другой стороны, в крупных компаниях, которые должны были оставаться в руках правительства, присутствие квалифицированных администраторов и техников было необходимо, и это должно было начаться государственными органами, такими как тресты.

См. также в Президентской библиотеке:

Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. М., 1977 ;

Конституция - Основной закон: коллекция.

На XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия, однако понадобилось 15 лет, чтобы выработать новую конституцию, хотя ее основное содержание было взято из конституции 1936 г. Между тем советские руководители успели отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, введя новое понятие «развитого социализма», отсутствовавшее в произведениях классиков марксизма-ленинизма.

Эта задача должна быть приоритетной. С этой целью синдикалистский механизм должен быть перестроен, реформирован и усовершенствован. Необходимо организовать комиссии сопротивления, фонды забастовки, фонды взаимной помощи и т.д. Мы увидим, что профсоюзы, поставив перед ними задачу защиты материальных интересов своих членов, главным образом перед частными предпринимателями, находились в двусмысленной позиции до того, как правительство рассматривало в качестве работодателя. Для всех профсоюзов было совершенно естественно добиваться повышения заработной платы для своих членов, не принимая во внимание тот эффект, который может нанести влияние на работников других отраслей, а также на интересы сообщества в целом.

Это новое понятие позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью, объясняло необходимость экономической реформы, которая могла помочь «незамедлительно» восполнить постоянно возникавшие в стране дефициты, и отодвигало в далекое будущее идею отмирания государства. Немало внимания было уделено восстановлению строгих норм законности, повышению сплоченности граждан, призываемых «активно включиться» в управление общественными делами «общенародного государства» (представлявшего все признанные социальные слои - рабочих, крестьян-колхозников и интеллигенцию, под которой подразумевались все лица, получившие среднее образование и не занятые физическим трудом), а также возрастанию роли «общественных организаций». При этом определение «социалистический», всегда стоявшее рядом с «законностью» и «демократией», недвусмысленно указывало, что речь вовсе не идет о правовом государстве в западном смысле слова, то есть государстве, основанном на приоритете прав личности.

Рабочие организации придерживались мнения о том, что рабочий день должен быть меньше, а общее производство должно увеличиваться. Они согласились, по доброй воле, на широкомасштабное принятие задачи, режим, при котором будет производиться как производственная, так и индивидуальная заработная плата. С того момента любое увеличение их зарплаты без соответствующего увеличения производства происходило не из карманов капиталистов: оно представляло собой хищение в средствах, предназначенных для социальных услуг, и желаемое умножение заводов, на развитие машины и электрификации, которые для всего сообщества рабочих были, в конце концов, необходимыми, как и их заработная плата.

Конституция 1977 г. более решительно по сравнению с предыдущими утверждала ведущую роль Коммунистической партии. Она и формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.

В то же время, подчеркивая важность участия общества и утверждая принцип коммунистического самоуправления посредством развития подлинной демократии («трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел»), Конституция признавала возрастание роли общественных организаций. Существование таких общественных организаций и увеличение числа микроочагов самоуправления, способных «действовать, властвовать и осуществлять внутренний обмен» между соответствующими организациями (М.Ферро), - таковы главные особенности социальной жизни «брежневского периода».

Он боролся за полную свободу профсоюзов, чтобы оказать давление, насколько это возможно, на все большее улучшение материальных условий его коллег, исходя из предположения, что такое увеличение заработной платы в некоторых отраслях процветание страны. Троцкий сказал, что это не относится к компетенции профсоюзов, чтобы бороться за совершенствование технологий, даже если это означало увеличение производительности в промышленности. Он даже зашел так далеко, что сказал, что правительство действительно столкнется с большой проблемой, если хочет увеличить производство через «социалистическое соревнование» среди рабочих!

Естественно, эти явления не должны рассматриваться в отрыве от таких специфических тенденций жизни общества, как быстрая урбанизация и повышение общего образовательного уровня населения в эти годы. В рассматриваемый период самоуправление развивалось во многих областях советской действительности: местной жизни и городском управлении (в 1980 г. в Советы всех уровней было избрано 2270 тыс. лиц, которые теперь назывались «народными депутатами» - в соответствии с представлением об «общенародном государстве», которое заменило собой «диктатуру пролетариата»). Причем если власть местных Советов и была ограниченной, то контроль центральных органов за сотнями новых советов, возникших в поселках вокруг городов или на периферии (особенно в Сибири), зачастую был вовсе символическим.

Он не видел, как профсоюзы могут контролировать отрасли промышленности на основе бухгалтерского учета бизнеса и в то же время играть роль представителей и защитников интересов своих собственных членов. Против этого видения Троцкого в отношении функции профсоюзов было мобилизовано все влияние Коммунистической партии.

Когда Ленин восстановил независимость профсоюзов, он не ожидал начать их в эту анархическую борьбу за повышение заработной платы, что не учитывает ее влияния на необходимое повышение промышленной производительности. Само существование советского государства зависело от повышения производительности труда в целом; и даже с этой точки зрения, чтобы гарантировать постоянное улучшение заработной платы своих членов, право профсоюзов было способствовать необходимости увеличения глобального производства.


Число общественных организаций возросло и в других сферах, на первый взгляд далеких от политики: в культурной жизни, в спортивном движении и т.д. Часто опираясь именно на них, и расцвели в период «перестройки» и «гласности» тысячи «неформальных объединений». Центральные власти поощряли, наконец, «народный контроль» граждан за предприятиями и административными органами. Для этого была создана обширная сеть (около 250 тыс.) комитетов народного контроля, в которые входили, с одной стороны, трудящиеся-коммунисты, с другой - все желающие, не обязательно члены КПСС, но прошедшие отбор в парторганизациях. Эта параллельная структура, воскрешавшая в памяти «рабоче-крестьянскую инспекцию», созданную Лениным и упраздненную в 1934 г. Сталиным, в скором времени охватила всю страну: Комитет народного контроля, тесно сотрудничавший с Советами, превратился в настоящую армию контроля, в которой участвовал каждый шестой взрослый человек. Какой бы формальной она ни была, эта структура управления стимулировала добровольное участие в жизни общества, все больше привлекая людей, получивших образование.

В течение следующих двух лет Каганович посвятил себя непрерывной образовательной кампании среди членов комитетов и других «активистов» профсоюзного движения с целью широкой реорганизации профсоюзных руководителей как в своей политической ориентации, так и в по персоналу В результате «чистки» были опубликованы имена 19 человек в газете «Труд», люди из благородных семей, купцы и священнослужители. В центральном комитете союза Советов работников было 18 потомков дворян и купцов. В 11 из центральных комитетов было найдено 53 человека, которые в прошлом активно враждебно относились к пролетариату.

Эта институционализация общественной жизни, закрепленная Конституцией 1977 г., но возникшая значительно раньше - означала ли она реальный рост политического влияния граждан или просто была одной из уловок режима, - несомненно, находилась в прямой связи с неожиданным всплеском спонтанной общественной активности, характерной для данного периода.

Все эти нежелательные элементы были устранены. Между тем Троцкий по другим причинам воевал с Центральным Комитетом Коммунистической партии и был исключен из руководства профсоюзами из-за его плохого самочувствия, что дало ему меньше влияния, хотя и очень респектабельным.

Достичь этой цели было непросто. Прошло около десяти лет, чтобы убедить самых экстремальных профсоюзных активистов в том, что их функция «революционного инструмента» против самодержавия капиталистических предпринимателей и как организация, направленная на достижение для рабочих максимально возможной заработной платы, эта функция прекратился с того момента, как исчез капиталистический предприниматель.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году