Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Санкции за нарушение бюджетного законодательства. Штрафы за нарушения бюджетного законодательства. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

Вступительное слово

Ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ посвящена четвертая часть БК и единственная глава в этой части - двадцать восьмая "Общие положения". В главе содержатся: определение нарушения бюджетного законодательства; перечень мер, применяемых к нарушителям; основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Закреплены полномочия: федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ; органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в области применения мер принуждения.

I. Нарушение бюджетного законодательства

Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.
Вместе с тем Кодекс поясняет, какие деяния вообще считаются нарушениями бюджетного законодательства - это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка:
- составления проектов бюджетов;
- рассмотрения проектов бюджетов;
- утверждения бюджетов;
- исполнения бюджетов;
- контроля за исполнением бюджетов.
В БК отсутствует понятие бюджетного правонарушения. На наш взгляд, под бюджетным правонарушением для удобства правоприменения целесообразно было бы понимать только те деяния, которые описаны в самом БК РФ и которые не образуют составов административных правонарушений или преступлений. В то время как понятие "нарушение бюджетного законодательства" гораздо более широкое, охватывающее помимо бюджетных правонарушений и административные правонарушения, и преступления.

II. Меры, применяемые к нарушителям
бюджетного законодательства

Перечень мер, названный в БК РФ, не является исчерпывающим (может изменяться), вот они:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- изъятие процентов (платы) за пользование бюджетными средствами;
- выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования;
- сокращение или прекращение форм финансовой помощи из соответствующего бюджета.
В БК РФ фактически нет "своего" штрафа: в каждой статье БК, описывающей тот или иной вид бюджетного правонарушения, в случае упоминания штрафа всегда делается ссылка на КоАП РФ. Соответственно, размеры штрафов, взыскиваемых за бюджетные правонарушения, устанавливаются не БК РФ, а КоАП РФ. Кроме того, при наличии признаков преступления в совершенном бюджетном правонарушении, возможно применение таких уголовно-правовых санкций как штраф, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.
Здесь, когда мы упоминаем КоАП или УК РФ, имеются в виду составы административных правонарушений и преступлений, названные в предыдущем параграфе.
При описании конкретного нарушения в соответствующей статье БК РФ указывается несколько мер, применяемых к нарушителю, как минимум две. Размеры санкций в числах указываются только в отношении пени, например, так: "в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки". В отношении других санкций размер указывается по-другому, например, "изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств" (размер суммы неизвестен, но уже понятно, что речь идет о всей сумме).
Порядок применения мер к нарушителям бюджетного законодательства в БК РФ не регламентируется. Этот пробел в какой-то степени восполняется на региональном уровне нормативными актами субъектов РФ. Например, Постановлением правительства Москвы от 16.11.2004 N 798-ПП утвержден Порядок применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ при использовании средств бюджета города Москвы. В нормативном акте перечислены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ, в том числе "взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств бюджета города Москвы, предоставленных на возвратной и возмездной основах"; имеются формы различных документов, включая форму "предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса".

Еще по теме Глава 1.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  1. Тема 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации
  2. Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  3. Глава 1.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. 3.2. ПОРЯДОК УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  5. 2Л. Организационная структура управления муниципальными финансами в терминах Бюджетного кодекса Российской Федерации
  6. Глава 6 Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Жилищные споры
  7. Глава 15 Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства
  8. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА, ПРАВООТНОШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  9. Глава X. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
  10. 12.1. Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации
  11. ГЛАВА 1. Понятие и виды ответственности за нарушение таможенного законодательства.
  12. § 4. Основания и виды ответственности за нарушения таможенного законодательства.
  13. § 3. Соотношение административной и специальной земельно-правовой ответственности за использование земельных участков с нарушением законодательства Российской Федерации
  14. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
  15. § 2. Особенности административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства РФ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. В соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

5 Мальцек

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального банка Российской Федерации;

иные основания, установленные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения мер принуждения обладают руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы, в первую очередь Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководители федеральных органов исполнительной власти (их террито-риальных органов) в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;

списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, используемых не по целевому назначению их получателями, и другие права, предусмотренные главой 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Специальные полномочия установлены для руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов. Им предоставлено право:

принимать решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм, предоставленных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению их получателями;

выносить руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из распространенных видов нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. За данное нарушение применяется наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц, от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовное наказание, предусмотренное ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечению срока, установленного для их возврата, применяется наложение штрафа на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе и процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, производится в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвоевременное перечисление получателям бюджетных средств. В этих случаях производится наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. При наличии состава преступления должностные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответ-ствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов на руководителей государственных органов, органов местного са-моуправления, допустивших это, налагается штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации производится изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления - уголовные наказания. К тому же ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате Российской Федерации. Данное положение распространяет свое действие и на информацию, применяемую в бюджетном процессе, обязательность предоставления которой закреплена Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Устанавливается ответственность за нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий, осуществление государственных или муниципальных закупок и др.

Действия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и их должностных лиц по привлечению к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке. К тому же должностные лица указанных федеральных органов за свои действия (бездействия) несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях по отчету о бюджете, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение бюджетного процесса.

Каковы принципы бюджетного процесса?

Кто является участником бюджетного процесса?

Назовите стадии бюджетного процесса.

Охарактеризуйте стадию составления проекта бюджета.

Каков порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета?

Каковы функции Федерального казначейства на стадии исполнения бюджета?

В каких случаях вводится временная финансовая администрация?

Как осуществляется подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета?

Какие меры применяются к нарушителям бюджетного законодательства?

Назовите основания для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

Несоблюдение норм бюджетного законодательства может привести к привлечению разных категорий лиц к ответственности. Формы наказаний предусмотрены КоАП и Уголовным кодексом РФ.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Какова ответственность за нарушения?

Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:

  • получение воспитательного эффекта;
  • профилактику повторных случаев правонарушений;
  • обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
  • защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.

Административные меры наказания

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

  1. Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
  2. Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
  3. Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.

Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:

  • должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.

Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.

При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:

  • должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.

В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.

Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.

Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:

  • ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.

При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.

Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:

  • при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
  • при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:

  • действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
  • когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
  • принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
  • если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).

Уголовное наказание

По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:

  1. При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
  2. СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.

  3. При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.

Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.

56. Виды нарушений бюджетного законодательства

Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществ-ле-ние государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением установленного порядка и др. В качестве мер принуждения предусмотрены: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и платы за пользование бюджетными средствами, взыскание пени, сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

В то же время КоАП РФ предусматривает три состава административных правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП), нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП), нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).

Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) предусмотрены два специфических состава преступления в сфере бюджетных правоотношений: нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере – свыше 1,5 млн рублей (ст. 285.1 УК РФ) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (ст. 285.2 УК РФ).

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Годовая бюджетная отчетность составляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

8.1 Существо нарушений по статье 15.1 КоАП, административная ответственность В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности Административное, гражданское и уголовное законодательство наиболее полно защищает права потребителя.Давайте более

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

44. Меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством.Подготовка

автора Бурханова Наталья

15. Понятие бюджетного процесса Бюджетный процесс– это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Бюджетным процессом является регламентированная законодательная деятельность

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

35. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно

автора Ярошенко Ф О

Стаття 35. Складання бюджетного запиту 1. Головні розпорядники бюджетних коштів забезпечують складання бюджетних запитів для подання Міністерству фінансів України відповідно до вимог інструкції з підготовки бюджетних запитів, з урахуванням звітів про виконання

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

2. Система источников бюджетного права Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год,

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

53. Органы бюджетного контроля Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.На федеральном уровне таким органом является Счетная палата РФ,

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

54. Полномочия органов бюджетного контроля Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

55. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за

Одним из видов финансово-правовой ответственности является ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Ей присущи все признаки юридической ответственности.

Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса.

Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства, ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.

В-третьих, ответственность за нарушения бюджетного законодательства реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.

В-четвертых, ответственность за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями могут быть:

  • а) бюджетное правонарушение;
  • б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;
  • в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является обязанностью лица, совершившего такое правонарушение, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций, установленных законодательством.

Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения. Под составом бюджетного правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, меры ответственности к нарушителям бюджетного законодательства применяются специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из данного определения следует, что бюджетное правонарушение: 1) деяние (действие или бездействие); 2) всегда виновное деяние; 3) деяние общественно опасное, т.е. причиняющее или могущее причинить вред обществу; 4) деяние, противоречащее нормам права; 5) деяние, за совершение которого предусматривается правовая ответственность. При этом необходимо учитывать, что "бюджетное правонарушение" и "нарушение бюджетного законодательства" соотносятся как "общее" и "частное". Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Объектом бюджетного правонарушения являются бюджетные правоотношения, т.е. "урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов".

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

  • бюджетная система РФ;
  • перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;
  • бюджетный процесс в Российской Федерации.

Структура бюджетного правонарушения следующая. Субъекты нарушений бюджетного законодательства - это прежде всего непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лиц, которые их возглавляют.

БК РФ конкретизирует круг субъектов бюджетного нарушения. Так, в ст. 306. указаны: финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета. Должностные лица указанных участников бюджетного процесса являются субъектами бюджетного правонарушения и не освобождаются от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъективная сторона нарушения бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. состав бюджетного правонарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная сторона, субъект. Несмотря на то что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры уголовной, административной или финансовой ответственности.

Меры уголовной ответственности - если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления. Так, ст. 285.1 УК РФ указывает на такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 285.2 УК РФ предусматривает наказание за расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере. Крупным размером в указанных статьях признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером - 7,5 млн руб.

Уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства применяется в уголовно-процессуальной форме. Назначению наказания предшествует предварительное расследование, которое может проводиться в форме предварительного следствия или дознания. Как правило, в делах о "бюджетных преступлениях" проведение предварительного следствия обязательно. Оно осуществляется следователями Следственного комитета РФ. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции. При этом правоприменительным актом, служащим основанием для применения уголовной ответственности, является обвинительный приговор (ст. 302 УПК РФ).

Меры административной ответственности применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения. Например, за нецелевое использование бюджетных средств предусматривается ответственность в ст. 15.14 КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

В КоАП РФ закреплены следующие 17 составов нарушений бюджетного законодательства: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2); нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3); нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4); нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5); нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ст. 15.15.7); нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (ст. 15.15.8); несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (ст. 15.15.9); нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10); нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (ст. 15.15.11); нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12); нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13); нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (ст. 15.15.14); нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15); нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (ст. 15.15.16).

Привлечение лиц, виновных в совершении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ. Производство по делам об административных правонарушениях подробно регламентируется нормами разд. IV КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Росфиннадзора (ст. 23.7 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

  • 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
  • 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
  • 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, также вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1,15.14-15.15.16 в пределах своих бюджетных полномочий. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители. Следует отметить, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Правоприменительным актом, на основании которого реализуется ответственность за нарушения бюджетного законодательства, выступает постановление о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).

Меры ответственности, предусмотренные БК РФ, применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения.

В действующем бюджетном законодательстве определены следующие меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета. Пеня как мера принуждения в бюджетном нраве обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания за невозврат или несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Составы бюджетных правонарушений перечислены в ст. 306.4- 306.8 БК РФ. В их числе: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений осуществляется в особой процессуальной форме. При этом следует отмстить, что БК РФ разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ, в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Финансовая ответственность за бюджетные правонарушения применяется в порядке, который определен бюджетным законодательством.

БК РФ в ст. 306.3 указывает на полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения. Относительно определения конкретных полномочий финансовых органов законодатель ограничился лишь положением, предусматривающим порядок принятия решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении мер принуждения. В соответствии с указанной статьей Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные ст. 306.4-306.8. БК РФ (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).

Факт получения уведомления является юридическим фактом и основанием для применения бюджетных мер принуждения в течение 30 календарных дней после получения уведомления финансовым органом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году