Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие права: многообразие определений и единство понятия. Понятие права: многообразие определений и единство понятия Определение что такое право

Право – один из видов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений

Идеи и основные положения естественного права нашли своё отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 ч.2). Это значит, что они не даруются и не устанавливаются свыше, а возникают и существуют в силу естественных ни от кого не зависящих причин. Право всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Оно всегда конкретно и реально.

В юридической литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.

2.1 Основные признаки права:

· Системность и упорядоченность;

· Нормативность;

· Императивный, чаще - государственно-волевой, властный характер;

· Общеобязательность, общедоступность;

· Формальная определенность;

· Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;

· Обладание регулятивным характером;

· Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

1) Обратим внимание, прежде всего на то, что право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.

2) Право - это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством. Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

3) Право всегда выражает государственную волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4) Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5) Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

По их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

По характеру (материальные и процессуальные);

По сроку действия (постоянные законы и временные);

По сферам действия (общефедеральные и региональные);

По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - УК РФ, ГК РФ и т. п.);

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения - это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты - это нормативные предписания,

принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

Нормативные акты неопределенно-длительного действия;

Введение. 3

Глава I. Понятие права: признаки, назначение, функции. 4

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле. 5

1.2. Право как регулятор общественных отношений. 6

1.3. Сущность права. 8

1.4. Признаки права. 9

1.5. Назначение права. 11

1.6. Функции права. 12

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение.

Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.

Регулировались обычаями следующие виды отношений в общине: во-первых, брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения; во-вторых, половозрастное распределение обязанностей; в-третьих, правила организации совместной деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении; в-четвертых, процедуры разрешения споров между членами общины; в-пятых, правила ведения войн и столкновений с другими племенами.

Таким образом, право появляется не на пустом месте и не вдруг, а возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества. В своем развитии право проходит длительный путь, имеющий у разных народов свои особенности.

Право – сложное социальное явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения права. На данном этапе развития общества право представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и изучение это начинается с азов, в этом и видится актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

· раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;

· определить сущность и содержание права.

1. Понятие права: признаки, назначение, функции.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств» . Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

1.2. Право как регулятор общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения» . Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права.

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

1.6. Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Заключение.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой.

Список литературы.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996.

Конституция РФ. М., Проспект. 1996.

Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 1996.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития .

Право - это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе . Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права :

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права , или правовая норма , - это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права - это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы - это любой закон.

Структура нормы права :

  1. Гипотеза . Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция . Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция . Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права - также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение - международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с

Каждого человека без исключения можно рассматривать не только с его социальной стороны, но также биологической. Вдобавок к этому люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Как показала история, поиски не были напрасны.

Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа Но в данной статье автор хотел бы остановиться на вопросе взаимодействия человека и государства, которое осуществляется посредством той или иной правовой отрасли. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.

Понятие права

Права и обязанности человека - это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением - правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина.

Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции В классической теории право - это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. В каждой существующей на сегодняшний день стране право имеет свои характерные особенности. Поэтому достаточно сложно выделить две совершенно идентичных системы права. Следует помнить, что этот регулятор общественных отношений является структурированным, поэтому необходимо рассмотреть в отдельности его основополагающие элементы.

Система права

Непосредственно процесс регулирования правом осуществляется через основные элементы данной системы. Учёные обычно выделяют три наиболее главных элемента права: отрасль, институт, норма. Отрасль права - это совокупность наиболее схожих между собой общественных отношений, объединенных единым предметом. Они обеспечивают регулирование в одной конкретной отрасли. В свою очередь, отрасль права - это также отдельная система, состоящая из институтов и норм. Таким образом, в общей юридической структуре именно благодаря отраслям конкретные общепринятые человеческие рамки находят своё применение.

Субъекты права

Регулирование является структурированным и целевым процессом. Его конкретной «мишенью» является отдельный субъект права. Этокатегория, которая характеризует конкретное физическое или юридическое лицо, на которое распространяется действие норм конкретной правовой отрасли. Следует учесть, что каждое без исключения лицо является субъектом национальной системы права. И только при выборе конкретной сферы деятельности человек или же организация становятся объектом действия конкретных правовых норм. Таким образом, субъект права - это категория, которая показывает распределение отдельных лиц в правовых сферах.

Что такое права и обязанности?

Учитывая вышеупомянутые данные, можно ответить на вопрос о том, что такое права и обязанности. Это составляющие юридического режима в той или иной отрасли. Благодаря правам и обязанностям физические или юридические лица могут реализовывать свои интересы на законном регламентированном уровне, в той мере, в которой это дозволено государством.

Чтобы избежать большого количества заблуждений, нужно отметить один достаточно интересный факт. Права и обязанности регулируются на трёх основных уровнях: международном, общенациональном и отраслевом. Международные права человека защищены и гарантируются специальными конвенциями, договорами и т. п. На национальном уровне права и обязанности закреплены в государственных конституциях. Отраслевой регламент - это сфера специального законодательства, которое применяется в конкретных случаях. В свою очередь, правами человека обладают все без исключения люди. Поэтому именно они представляют наибольший интерес для юристов-практиков.

Международное право в области прав человека

Прежде всего, нужно отметить особенности прав человека на международном уровне. Ключевая особенность в том, что на сегодняшний день сформирована целая совокупность принципов и норм, которые регулируют и создают своего рода защиту прав человека. Именно на основе этих норм сформировалась международно-правовая отрасль, закрепляющая и регулирующая права человека. Международная отрасль фактически появилась из существующих нормативных актов в данной сфере, а именно: пактов, договоров, конвенций и т. д. Основными субъектами, которые организовывают реализацию международно-правовой отрасли, являются всемирные организации, такие как ООН, Совет Европы, Африканский союз, Организация американских государств и т. п.

Декларация прав человека

Формирование механизма регулирования в сфере прав человека началось после окончания Второй мировой войны. В этот период произошли ключевые изменения в человеческом восприятии мира. Во всех странах мира поняли, что права человека - это основной приоритет развития всемирной политики. Если смотреть ещё более глобально, то это наиболее правильный и удачный путь в будущее. Поэтому в 1948 году была создана Всеобщая декларация прав человека. Для государств этот документ не является обязательным для исполнения, хотя многие юристы рассматривают его как

Положения декларации являются рекомендационными, хотя именно на их основе были разработаны обязательные для исполнения нормативные пакты о гражданских, политических, культурных, социальных и экономических правах. В декларации присутствует лишь несколько императивных норм о запрете рабства и пыток.

Конечно, помимо декларации прав человека существует ряд иных нормативных актов, которые были изданы Организацией Объединённых Наций по вопросам защиты и реализации прав человека. Таким образом, для мирового сообщества права человека - это наиболее приоритетная сфера развития международной отрасли права в целом.

Российская Федерация, национальный уровень реализации прав человека

Как и любые правовые демократические государства на сегодняшний день, Российская Федерации идёт по пути развития и обеспечения прав человека. На просторах отечества этот институт юридических правомочностей закреплён в самом главном нормативном акте - Конституции РФ. Следует отметить, что благодаря существованию данного нормативного акта можно говорить, что государство и право - это две схожих и взаимосвязанных социальных формации. Их развитие напрямую зависит от каждого в отдельности человека. Поэтому права людей необходимо не просто учитывать, но и обеспечивать.

Российский институт прав человека неразрывно связан с Конституцией России. Поэтому его изучение должно проходить через рассмотрение представленного нормативного акта. Ведь правовое право - это прежде всего санкционированное государством правило поведения, а основой любого государства является ключевой наивысшей юридической силы закон.

Общие сведения о конституционных правах человека в России

Сегодня права человека в России - это наиболее спорный вопрос. Более того, различные политические силы пытаются придать ему крайне необычные окраски. Основной нормативный акт, а именно Конституция, закрепил в себе этот юридический институт. Глава вторая «Права и свободы человека и гражданина» даёт детальное описание всем санкционированным в России правомочностям. Подобного рода строгий регламент на национальном уровне попросту необходим, так как совокупность дозволенного характеризует стойкую связь человека и державы, что называется гражданством.

Эта связь является структурой прав и обязанностей человека и гражданина. Следует отметить, что последние два термина также не являются тождественными. Человеческие права - это та природная свобода действий, которая принадлежит каждому от рождения. А гражданские права - это нормы, санкционированные государством, обрамленные определёнными рамками, обязанностями.

Классификация гражданских прав

Все права гражданина можно классифицировать в зависимости от общественных отношений, которые они непосредственно регулируют. Согласно Конституции Российской Федерации существует шесть основных блоков гражданских и соединённых с ними человеческих прав, а именно:

Обязанности гражданина России

Защита права - этоспецифический механизм регулирования, который возникает вследствие нарушений установленных государством рамок. Данный механизм существует благодаря специально созданным юридическим рамкам, в которых находятся абсолютно все граждане РФ. Они носят название обязанности. К основным обязанностям гражданина причисляются следующие:

  • соблюдение законов;
  • забота о недееспособных родителях после 18 лет;
  • получение общего образования;
  • охрана исторических памятников;
  • уплата налогов.

Следует отметить, что обязанности могут дополняться теми или иными нормативно-правовыми актами.

Контроль со стороны государства в сфере прав и обязанностей человека

Следует помнить, обязанности и права - это специально созданные государственные границы, позволяющие тому или иному гражданину действовать, не выходя за них. Чтобы не допустить нарушения этих рамок, органы власти Российской Федерации разработали массу всевозможных противодействующих факторов, которые искореняют любые нарушения прав и невыполнение обязанностей. Ведь нарушенное право - это негативное явление, которое рушит устои Конституции.

К противодействующим факторам можно отнести нормативные акты административной и криминальной отраслей права, работу органов полиции, прокуратуры, государственной безопасности, институт уполномоченного по правам человека в РФ и т. п. С каждым годом подобных организаций и должностей становится все больше, так как Российская Федерация является современным правовым государством.

Заключение

Итак, автор рассмотрел в статье такие понятия, как обязанности и юридическое право. Это позволяет выделить специфические особенности данных конструкций, а также понять механизм их реализации в реальной плоскости.

Понятие права и его признаки

Введение

Право - это искусство добра и справедливости.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, – каково естественное право. В другом смысле право – это то что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.

По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в “модернизированном” виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В нем, например, под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, которое определялось как “право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами” (ст. 544).

Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее в ясных принципов и институтов римского права, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.

Будучи “регулирующей нормой политического общения”, право как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, чем какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что “оно получило свое название от justitia – правда, справедливость”, что право есть “искусство добра”, “равенства и справедливости”.

“Юристы все еще ищут определение права”, - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

В современной теории права первая концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны.

Разумеется, в сфере права, равно как и в других областях государственной или общественной жизни, никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” свое слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный “приговор”, потребуется определенное время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению.

В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

О каких конкретно признаках и чертах идет речь? О многих. Но в первую очередь о тех, которые позволяют выделить права как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств.

1. Понятие и сущность права.

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”. Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что “любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств”2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности”. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в “чистом виде”, представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, “творит” общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы:

регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;

не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;

частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

2. Основные принципы права

Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.

Виды источников права:

социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права);

государственные источники права - государство в лице его законодательных органов;

юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.

Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.

Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума - всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного права.

Государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Законодательные органы государства - органы, устанавливающие общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.

Стадии законодательного процесса:

законодательная инициатива;

обсуждение законопроекта;

Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.

Признаки законодательной воли:

носит специфический политико-правовой характер;

имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.

Носители законодательной воли - носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной функции политически дееспособные лица.

Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение государственной воли вовне.

Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.

Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны только для фиксированных в акте лиц.

Действие нормативно-правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы.

Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.

Конституционный федеральный закон

Федеральный закон

Законы субъектов федерации

Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Виды подзаконных актов:

по субъектам издания и сфере распространения:

Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).

Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.

Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.

Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для регламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Юридическая сила - "указание" на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность.

3. Норма права.

Норма права - это:

признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:

согласованности - непротиворечивости содержания правовых норм, т.е. одинаковому подходу к регулируемому отношению, и

соподчинении - моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы.

Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует определенный способ правового регулирования.

Каждая правовая норма имеет логическую структуру.

Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то, иначе, - эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.

Гипотеза - указание на условия, при которых возникают права и обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует.

Диспозиция - указание на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Санкция - называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.

Для примера можно взять любую правовую норму. Например из Гражданского кодекса РК. Статья 25 гласит: "Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя."

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям: регулятивные нормы - упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы - устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.

По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:

Обязывающие - устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

Запрещающие - запрещают совершать определенные действия;

Управомочивающие - предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта:

Абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение;

Относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств;

Альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

Общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

Специальные - действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).

4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1 признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права -–произвол и беззаконие.

Говоря о системе норм, нормативности права как об одной из важнейших его особенностей и черт, следует отметить, что нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или “замкнутости” права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.

Спор между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю.

Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каждая, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров, каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена “узко” или “широко” понимаемого права. Более того, в некоторых случаях “нормативистское” понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г.Кельзен – основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок (“правовой порядок представляет собой систему норм”), государство как “установившийся порядок”, другие государственно-правовые явления.

2 признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3 признак – системность. Право представляет особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – право человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.

Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного права в закон. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

4 признак – интеллектуально - волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5 признак – обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.

Попытки произвольного, умозрительного “конструирования” отдельных правовых актов или системы норм неизбежно ведут к негативным или же к непредсказуемым последствиям. Такого рода оторванные от жизни, от реальной действительности системы, а точнее – псевдосистемы, без риска ошибиться, можно охарактеризовать известным изречением Гете из “Фауста”: “Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются”.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относительно самостоятельных институтов?

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде “требований государства”. Государство при этом, “являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом”. Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать “не факт, а право”. Государство, хотя он и издаст правовые акты, “не может быть источником права”, “потому что оно само вытекает из права”. Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, – пишет с связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, “столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право”. С его точки зрения, тезис, согласно которому “право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение”, как и суждение о том, что государство является “слугой права”.

Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность “будущего”, которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Заключение

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура – то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет как она будет использована”.

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения.

Список литературы

Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1998 г.

Конституция РК. Алматы, Издательство " Юридическая литература ", 1996 г.

Емельянов С.А. Право: Определение понятия. - М., 1995.

Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1997.

Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.

Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.

Ведякин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. - Самара, 1999

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году