Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сигнальные цвета и знаки безопасности. Назначение, виды и места установки светофоров Сигнальные цвета. назначение и порядок применения

Светофор является одним из основных сигналов, которые слу­жат на железнодорожном транспорте для обеспечения безопаснос­ти и четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал представляет собой условный знак, с помощью кото­рого подается приказ. Требования сигналов подлежат беспрекос­ловному выполнению. Работники железнодорожного транспор­та должны выполнять требования сигналов всеми возможными средствами.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные Министром путей сообщения. Сигнальные приборы должны быть утвержденного МПС типа, а цвет их - строго соот­ветствовать установленным стандартам и образцам. Показания сигналов должны легко восприниматься, быстро и четко опозна­ваться как днем, так и ночью при самых неблагоприятных клима­тических условиях.

Светофор относится к круглосуточным сигналам. Круглосуточ­ные сигналы подаются одинаково в светлое и темное время суток. По характеру установки светофоры являются постоянными сигна­лами. Постоянные сигналы характеризуются установкой в опреде­ленной точке железнодорожного пути или в кабине локомотива. Светофор служит для регулирования движения поездов посредством световых сигналов и передает приказы на расстояние с помощью сигнальных огней определенного цвета.

Основными цветами, принятыми для сигнализации поездных све­тофоров, являются красный, желтый и зеленый. Зеленый цвет разре­шает движение с установленной скоростью; желтый разрешает дви­жение и требует уменьшения скорости; красный требует остановки. Для организации маневровой работы на станции применяют следу­ющие сигнальные цвета: белый разрешает маневровое движение, си­ний запрещает производить маневры.

Условное обозначение цветов и режимов горения сигнальных огней светофоров приведено на рис. 2.1.

Светофоры по назначению подразделяются на входные, выходные, маршрутные, проходные, прикрытия, предупредительные, загради­тельные, повторительные, маневровые, локомотивные и горочные.

По значению запрещающего показания светофоры делятся на:

· абсолютные, проезд которых при запрещающем их показании не разрешается (входные, выходные, маршрутные, горочные, прикрытия, заградительные и проходные при полуавтоматической блокировке);

· остановочно-разрешающие, проезд которых при запрещающем показании, а также при непонятном или погасшем сигнальном огне разрешается только после обязательной остановки поезда перед светофором. Дальнейшее движение разрешается до следующего свето­фора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готов­ностью остановиться при появлении препятствия для дальнейшего движения (предупредительные и проходные светофоры при АБ);

· условно-разрешающие, запрещающее показание которых тре­бует остановки поездов одних категорий и разрешает проезд поез­дам других категорий (проходные светофоры автоблокировки, ус­тановленные на затяжных подъемах, и маневровые.

Все светофоры имеют наименование в виде буквенных и цифро­вых обозначений или только буквенных обозначений. Входным светофорам в зависимости от направления движения (четное или нечетное) присваивают буквы Ч или Н; выходные светофоры обо­значают буквой Н или Ч в зависимости от направления движения и дополняют номером пути отправления (НЗ, Н5, 411, 43 и т.д.). Ма­невровые светофоры обозначают буквой М с порядковым четным или нечетным номером в зависимости от направления приема поез­дов в горловине станции (М2, М4 и т.д. - четное; Ml, МЗ, М5 и т.д. - нечетное). Маршрутные светофоры имеют буквенное обо­значение НМ или ЧМ в зависимости от направления движения. Проходные светофоры автоблокировки нумеруются порядковыми четными (2, 4, 6 и т.д.) или нечетными (1, 3, 5, 7 и т.д.) номерами в зависимости от направления движения.

Входные светофоры Н и Ч служат для ограждения станций со сто­роны прилегающих перегонов и разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию. На входных светофорах применя­ются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый, красный, лунно-белый (пригласительный) и зеленая полоса. Входные допол­нительные светофоры НД, ЧД (см. рис. 2.1) разрешают поезду следо­вать с перегона на станцию по неправильному пути, когда во время капитального ремонта одного из путей двухпутного перегона дви­жение поездов организуется по одному свободному пути перегона в обоих направлениях. На дополнительных входных светофорах НД, ЧД применяются красный и два желтых сигнальных огней.

Выходные светофоры HI, НЗ, Н5, ЧП разрешают или запреща­ют поезду отправиться со станции на перегон и устанавливаются у каждого отправочного пути. Они используют следующие цвета сиг­нальных огней: зеленый, желтый, красный. Маршрутные светофо­ры НМ (см. рис. 2.1) сигнализируют как и входные светофоры, раз­решая или запрещая поезду следовать из одного района станции в другой.

Проходные светофоры 7, 8 (рис. 2.2, а) разрешают или запрещают поезду следовать с одного блока-участка на другой. В сигнализации проходных светофоров применяются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый и красный. На проходных светофорах авто­блокировки, установленных на затяжных подъемах, где тяжеловес­ный поезд после остановки не сможет тронуться с места, укрепляют Дополнительный щит с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы Т. Проследование такого проходного светофора при запрещающем показании без остановки разрешается лишь гру­зовому поезду определенной весовой категории со скоростью не бо-

Рис. 2.2. Типы светофоров и их места установки

лее 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Светофоры прикрытия 12...15 применяются на малодеятельных линиях и подъездных путях для ограждения мест, опасных для дви­жения поездов. Они ограждают места пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами, трамвайными путя­ми, троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проследуемые с проводником. Светофоры прикрытия устанавливаются на расстоянии 50 м от места ограждения и сигнализируют красными и зелеными огнями.

Предупредительные светофоры ПН, ПЧ (см. рис. 2.1) заблагов­ременно уведомляют (на расстоянии не менее тормозного пути) о показании входных, проходных светофоров, светофоров прикры­тия (при автоблокировке каждый проходной светофор является пре­дупредительным по отношению к следующему светофору).

Заградительные светофоры 31 и 32 (рис. 2.2, а) требуют останов­ки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на стан­циях. Их устанавливают с обеих сторон пути на расстоянии не ме­нее 50 м от ограждаемого места. Нормально заградительный свето­фор погашен, а при возникновении опасности для движения поездов на нем вручную включают красный огонь.

Повторительные светофоры ПН1 (рис. 2.2, 6) сигнализируют о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, ког­да по местным условиям необходимая видимость основного свето­фора не обеспечивается. Включение зеленого огня на повторитель­ном светофоре указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт. Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Ромбовидная форма щита повторительного светофора ука­зывает, что он скоростного значения не имеет и устанавливается на произвольных расстояниях от попутных светофоров, и машинист не может руководствоваться им как предупредительным светофором.

Маневровые светофоры Ml, МЗ, М5, М7, М2, М4 (см. рис. 2.1) устанавливают в стрелочных зонах станции, имеющей маршрути­зированные маневры. Эти сигналы разрешают или запрещают ма­невровые передвижения. Маневровые светофоры сигнализируют си­ним или белым огнем: синий запрещает производить маневры; белый разрешает их производить. Маневровые светофоры относятся к условно-разрешающим, так как их запрещающий огонь (синий) не разрешает следовать маневровому составу, но не является запре­щающим для магистральных и пригородных поездов. На маневро­вых светофорах приемо-отправочных путей, тупиков и вытяжек для повышения безопасности движения в качестве запрещающего огня может применяться красный (М5, М7 на рис. 2.1).

Локомотивный светофор, устанавливаемый в кабине машинис­та, разрешает или запрещает следование поезда по перегону с од­ного блока-участка на другой и сигнализирует о показании путево­го светофора, к которому приближается поезд. На участках, оборудованных АБ и АЛС, или на участках, где АЛС применяется как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов, локомотивные светофоры используют следующие сигнальные огни: зеленый, желтый, желтый с красным, красный и белый.

Горочные светофоры применяются на сортировочных станциях и горках для разрешения или запрещения роспуска состава с горки и имеют сигнальные огни: зеленый, желтый и красный.

Светофоры устанавливают с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути с учетом соблюдения габарита приближения строений. Места их установки должны быть выбраны так, чтобы подаваемые сигналы нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.

При определении места установки светофоров должны учиты­ваться требования к дальности видимости их сигналов. Она опре­деляется размером, формой, а также прозрачностью атмосферы и восприятием данного сигнального цвета человеком. Наиболее хо­рошо опознаваемыми цветами оказались красный, желтый, зеле­ный и синий. Эти цвета и приняты для сигнализации светофоров. Лунно-белый и синий огни используются лишь для маневровых и пригласительных сигналов.

Для безопасности движения поездов красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных, проходных, заградительных и прикрытия на прямых участках пути должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины локомотива приближающегося поезда на расстоянии не менее 1000 м. На кривых участках показа­ния этих светофоров должны быть отчетливо различимы на рас­стоянии не менее 400 м. В сильно пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии менее 400 м, но не менее 200 м. Сигнальные показа­ния выходных и маршрутных светофоров главных путей должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м, показа­ния боковых путей, а также пригласительные сигналы и показания маневровых светофоров - на расстоянии не менее 200 м.

Входные светофоры устанавливаются на расстоянии не менее 50 м от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного первого входного стрелочного перевода в створе с изолирую­щим стыком. На электрифицированных участках железных дорог входные светофоры устанавливают перед воздушным промежутком, отделяющим контактную сеть станции от контактной сети перего­на, на расстоянии до 300 м.

Выходные, маршрутные, повторительные светофоры устанавли­вают впереди места, предназначенного для стоянки локомотива от­правляющегося поезда. Места установки проходных светофоров АБ определяют в соответствии с тяговыми расчетами, которые явля­ются границами блок-участков. Горочные светофоры устанавлива­ют на горках и вытяжках специального профиля, когда роспуск со­ставов производится подталкиванием их локомотивом при использовании действия силы тяжести вагонов.

Сигнализация светофоров

Светофорная сигнализация на железнодорожном транспорте строится по скоростному принципу, в соответствии с которым ма­шинисту поезда каждым сигнальным показанием передается при­каз не только о запрещении или разрешении движения, но и о вели­чине разрешаемой скорости следования. При этом каждое разрешающее показание передает одновременно два приказа: основ­ной - о допустимой скорости проследования данного светофора, и предупредительный - о скорости следующего светофора.

Весь диапазон скоростей, используемых в движении, разбит на сту­пени: максимальная (установленная) скорость V; нулевая (останов­ка) V0; промежуточные, обусловленные движением поездов по стре­лочным переводам с отклонением на боковой путь: уменьшенную Fj(40...50 км/ч) при движении по стрелкам с марками крестовин 1/9, 1/11; повышенную V-, (60...80 км/ч) - при марке крестовины 1/18. Сигнализация и ее скоростные значения для наиболее характерных случаев приведены на рис. 2.3 и 2.4.

Передача необходимого числа приказов о допустимых скоростях движения достигается за счет цвета, числа и режима горения (мигаю­щий или немигающий) огней светофора, а также числа дополнитель­ных светящихся зеленых полос. При этом цвет и режим горения од­ного огня светофора или верхнего при двух одновременно горящих огнях всегда указывают на требование сигнала последующего свето­фора. Например, зеленый огонь означает, что следующий светофор открыт и предусматривается проследование данного и следующего светофоров с установленной скоростью; зеленый мигающий - этот светофор можно проследовать с установленной скоростью, следую­щий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (не более 80 км/ч); желтый мигающий - данный светофор можно проследовать с установленной скоростью, следующий свето­фор открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч); желтый - разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Требования снижения скорости при подходе к входному свето­фору передаются двумя одновременно горящими огнями, из них

Рис. 2.3. Сигнализация перегонных светофоров и ее скоростные значения

нижний всегда желтый и немигающий. Промежуточная скорость, с которой разрешается проследование входного светофора, конкре­тизируется наличием или отсутствием зеленой светящейся полосы: уменьшенная скорость (не более 50 км/ч - отсутствие зеленой по­лосы при горении двух огней на светофоре), повышенная (не более 60-80 км/ч) - наличием светящейся зеленой полосы при горении двух огней на светофоре. Сигнал остановки - один красный - не содержит предупреждения и только запрещает движение.

На рис. 2.5, а показана сигнализация входного и выходных све­тофоров для станции со стрелочными переводами с крестовинами марок 1/9, 1/11, расположенной на участке, оборудованном авто­блокировкой. При горении на входном светофоре Н красного огня или одновременно горящих красного и пригласительного, или од­ного пригласительного огня на предупредительном светофоре 1 горит желтый огонь.

Пригласительный сигнал - мигающий лунно-белый огонь вклю­чает на входном светофоре Н дежурный по станции в случаях неис­правности устройств автоматики и телемеханики, приводящих к не­возможности открыть светофор на разрешающий огонь. Пригласительный сигнал разрешает проследовать входной свето­фор Н с красным огнем или при неработающем светофоре со ско­ростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью ос­тановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Рис. 2.4. Сигнализация входного и выходного светофоров и ее скоростные значения

Рис. 2.5. Сигнализация входного и выходных светофоров на станциях

Пригласительный сигнал на выходных светофорах применяется для отправления поездов только по правильному пути двухпутных линий, оборудованных автоблокировкой. На участковых и других крупных станциях таких линий с интенсивным движением поездов пригласительный сигнал может применяться на выходных и марш­рутных светофорах главных и боковых путей, по которым произ­водится безостановочный пропуск поездов. На промежуточных станциях участка с интенсивным движением поездов пригласитель­ный сигнал применяется только на выходных светофорах главных путей. Пригласительный огонь на перегон загорается одновремен­но с красным огнем или без него (см. рис. 2.1, светофор HI).

Прием поезда на главный путь 1П с остановкой разрешается го­рением одного желтого огня на входном светофоре Н, без останов­ки (сквозной пропуск) - горением зеленого огня. Если на входном светофоре Н горит желтый мигающий огонь, то это означает, что на выходном светофоре HI горят два желтых огня (установлен ва­риантный маршрут отправления). В этом случае поезду разрешает­ся следовать на станцию с установленной скоростью, но выходной светофор HI требует проследования его с уменьшенной скоростью.

При приеме поезда на боковой путь ЗП на входном светофоре Н горят два желтых огня, разрешающих движение с уменьшенной ско­ростью с готовностью остановиться у закрытого светофора НЗ. При этом на предупредительном светофоре 1 включается желтый мига­ющий огонь, означающий, что поезд проследует по станции по бо­ковому пути. При горении двух желтых огней, из которых верхний мигающий, разрешается проследовать по боковому пути ЗП без остановки с уменьшенной скоростью.

На рис. 2.5, б показана сигнализация при приеме и отправлении поездов с проследованием по стрелочным переводам с крестови­ной марки 1/18.

Прием поезда на боковой путь ЗП по стрелочному переводу с крестовиной марки 1/18 разрешается включением на входном све­тофоре Н двух желтых огней и одной зеленой полосы. Поезд дол­жен следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч с готовно­стью остановиться у выходного светофора НЗ.

Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП раз­решается горением на входном светофоре Н одного зеленого мига­ющего огня, одного желтого и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч, выходной све­тофор НЗ открыт и требует проследования со скоростью не более 80 км/ч. Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП с отклонением разрешается горением на входном светофоре Н двух желтых огней, из них верхнего мигающего, и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь, выходной светофор НЗ открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью.

В трех перечисленных случаях сигнализации входного светофо­ра Н с зеленой полосой на предупредительном светофоре 1 горит зеленый мигающий огонь, означающий, что поезд принимается на станцию со стрелочными переводами, имеющими пологую марку крестовины.

Сигнализация маршрутных светофоров НМ, ЧМ в основном ана­логична сигнализации входного светофора.

Проходными светофорами на участках, оборудованных трех­значной автоблокировкой, подаются сигналы: один зеленый - раз­решается движение с установленной скоростью, впереди свободны два и более блок-участков; один желтый огонь - разрешается дви­жение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт; один красный - запрещается проезжать сигнал. При четырехзнач­ной сигнализации проходные светофоры имеют следующие сигна­лы: один зеленый - впереди свободны три и более блок-участков; один желтый и один зеленый огни - впереди свободны два блок- участка, один желтый - впереди свободен один блок-участок. Зна­чение красного огня то же, что и при трехзначной автоблокировке.

На участках, оборудованных АБ и АЛС, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - «Разрешается движе­ние; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь»; желтый огонь - «Разрешается движение; на путе­вом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня»; желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому при­ближается поезд, горит красный огонь»; красный огонь указывает, что локомотив движется по занятому блок-участку; белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, но сигналы с пути на локомотивный светофор не передаются.

На участках, где АЛС применяется как самостоятельное сред­ство сигнализации при движении поездов, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - разрешается движе­ние с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участков; желтый огонь - разрешается движение с уменьшен­ной скоростью, впереди свободен один блок-участок; желтый огонь с красным - разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке, следующий блок-участок занят.

Горочные светофоры сигнализируют: один зеленый - «Разре­шается роспуск вагонов с установленной скоростью»; один желтый огонь - «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»; один красный огонь - «Стой»; красный огонь и буква Н на свето­вом указателе белого цвета - «Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь».

м) 2.3. Классификация и устройство светофоров

Светофоры являются оптическими сигналами. В зависимости от вида оптической системы светофоры подразделяются на линзовые и прожекторные. Линзовый светофор для каждого сигнально­го показания имеет отдельную оптическую систему - линзовый ком­плект. Прожекторный светофор имеет оптическую систе­му, совмещенную со специальным механизмом, который позволяет при одной оптической системе получить три различных по цвету сиг­нальных показания. Ввиду сложности конструкции и меньшей на­дежности работы по сравнению с линзовыми светофорами прожек­торные при новом строительстве не применяют, а при реконструкции устройств СЦБ на станциях и перегонах заменяют их линзовыми.

По конструкции светофоры могут быть мачтовые (рис. 2.6 и 2.7, а), кар­ликовые (рис. 2.7, б) и консольные (рис. 2.8). Мачтовые светофоры устанавливают на перегонах, главных путях станций и на боковых путях, по которым осуществляется безостановоч­ный пропуск поездов со скоростью бо­лее 50 км/ч, а также в качестве группо­вых и горочных светофоров и их повторителей, заградительных светофо­ров и маневровых с подъездных путей и из тупиков. Карликовые свето­форы используют на станциях в каче­стве выходных с путей, по которым не предусматривается безостановочный пропуск поездов, маневровых и вход­ных светофоров для приема поездов и подталкивающих локомотивов по не­правильному пути на двухпутном учас­тке. Консольные светофоры применяют там, где по условиям габарита нельзя ус­тановить светофор в междупутье.

Мачтовый светофор (см. рис. 2.6) состоит из мачты I, на которой с помощью кронштей­нов крепится одна или несколько светофорных головок 5. Мачта светофора может быть железобе­тонной или металлической. Желе­зобетонная мачта (см. рис. 2.6) представляет собой полую кони­ческую бесстыковую стойку, ко­торая устанавливается непосред­ственно в грунт. Металлические мачты (рис. 2.7, а) используют тогда, когда светофоры с железо­бетонными мачтами нельзя при­менять по условиям габарита или длина их недостаточна для уста­новки требуемого количества све­тофорных головок и указателей.

Металлическая мачта 1 закрепляется в стяжном стакане 2, разме­щенном на бетонном фундаменте 3.

Головки линзовых светофоров (см. рис. 2.6 и 2.7, а) в зависимости от числа показаний выполняют одно-, двух- и трехзначными и соби­рают из одного, двух или трех корпусов из алюминиевого сплава либо из цельнолитого чугунного корпу­са, линзовых комплектов, козырь­ков и деталей фонового щита. Фо­новый щит 6 черного цвета устанавливается на корпусе свето­форной головки для улучшения видимости сигнальных огней. Для защиты от прямых солнечных лу­чей, вызывающих отблески на линзах, каждый линзовый комп­лект снабжается козырьком 7.

Мачтовые светофоры могут иметь различные указатели (см.рис. 2.6), которые размещаются под нижней светофорной головкой: зеленая светящаяся полоса, световой или маршрутный указатель. Зеленая светящаяся полоса включается с показанием светофора и указывает скорость, если поезд принимается на боковой путь по стрелкам с пологой маркой крестовины.

Световые указатели 3 применяют на светофорах, когда расстояние между смежными светофорами менее тормозного пути. При этом на светофоре, ограждающем участок менее тормозного пути, уста­навливают световой указатель с двумя вертикальными светящими­ся стрелками белого цвета, а на предупредительном к нему свето­форе - такой же указатель в виде одной стрелки белого цвета.

Маршрутные указатели 4 предназначены для указания направле­ния движения поезда и маневровых составов (направо, налево или прямо) и номера пути приема или отправления. Перед указателями располагается литерная табличка 2 с обозначением светофора.

В отличие от мачтового светофора карликовый линзовый свето­фор (рис. 2.7, б) не имеет мачты и состоит из светофорной головки 3 с линзовыми комплектами, козырьками 2 и без фонового щита, ус­танавливаемой непосредственно на бетонный фундамент 7.

Основной частью светофорной головки является линзовый комп­лект (рис. 2.9), который состоит из корпуса 7, наружной бесцветной сту­пенчатой линзы 2, внутренней цвет­ной линзы 5 красного, зеленого, жел­того, синего или лунно-белого цвета, ламподержателя 3 с лампой накали­вания 4.

Нить светофорной лампы нахо­дится в фокусе линз комплекта. За счет ступенчатых линз рассеиваю­щийся световой поток электрической лампы собирается и концентрирует­ся. Проходя через линзу-свето­фильтр, световой поток окрашивает­ся, а пройдя через бесцветную линзу, преобразуется в прямолинейный сиг­нальный луч с малым углом рассеивания. Если светофор располо­жен на кривых участках пути, в линзовый комплект перед наружной линзой устанавливают рассеивающую линзу 6 с углом рассеива­ния 10 ° или 20

Ответ.

Сигнал – условный звуковой или видимый знак, при помощи которого подается приказ. Служат для обеспечения безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Что можно узнать по светофору:

Один зеленый – разрешает движение с установленной скоростью.

Один желтый мигающий – разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследовать его с уменьшенной скоростью.

Один желтый – разрешает движение с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Два желтых, верхний мигающий – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.

Два желтых – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, с готовностью остановится у следующего светофора.

Один красный – стой, запрещается проезжать сигнал.

Один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналам руководителя маневров.

Один синий – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.


3. Деление сигналов. Когда ночные сигналы применяются в дневное время?

Ответ.

Сигнал – условный, звуковой или видимый знак, при помощи которого передается приказ.

Служат для безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

По способу восприятия сигналы делятся на звуковые и видимые.

Звуковые – выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Служат свистки локомотивов, моторновагонных поездов и специального самоходного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Видимые – в зависимости от времени суток делятся на дневные, ночные и круглосуточные. Они выражаются - цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Светофоры, диски, шиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Дневные – подаваемые в светлое время суток: диски, шиты, флаги, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройства сбрасывания и гидравлических колонок).

Ночные – подаваемые в темное время суток, а так же в тоннелях и при плохой видимости: огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Сигналы должны применятся днем в неблагоприятных условиях, когда видимость сигналов остановки 1000м, сигнал уменьшения скорости менее 400м, при маневровой работе менее 200м.

Разновидности белого цвета.

Белый – на локомотивном светофоре в кабине машиниста, маршрутные указатели. Лунно-белый – маневровые светофоры, пригласительные сигналы. Прозрачно-белый – все фонари (указатели наличия неисправностей в поездах. Молочно-белый – стрелочные указатели, указатели путевого заграждения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные сигналы на железной дороге

Сигнал (лат. signum -- знак) -- условный видимый или звуковой знак, при помощи которого передается определенный приказ. В нормативных источниках слово «сигнал» употребляется в двух значениях: как условный знак, передающий приказ, и как прибор (устройство), формирующий этот знак. железнодорожный сигнал светофор

Сигналы на железнодорожном транспорте предназначены для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы. По способу восприятия они подразделяются на

· видимые (светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки);

· звуковые (гудки локомотивов, ручные свистки, духовые рожки, сирены и петарды).

Видимые сигналы - сигнальные устройства: светофоры, диски, фонари, флаги и т.п. подразделяются на дневные, подаваемые в светлое время суток, для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели; ночные, подаваемые в темное время суток, - огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях; круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток, - огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, красные диски со светоотражателями для обозначения хвоста грузового поезда. Ночные сигналы применяют также и в дневное время при тумане и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости - менее 400 м, маневровых - менее 200 м. В тоннелях применяют только ночные или круглосуточные сигналы.

Сигналы ограждения применяются для обозначения опасных участков пути, мест препятствий для движения поездов, мест производства работ на перегонах и станциях, а также для ограждения подвижного состава на станционных путях и на перегоне при вынужденной остановке. К ним относятся постоянные диски, переносные прямоугольные и квадратные щиты.

Сигнальные указатели и знаки включают маршрутные и стрелочные указатели, указатели путевого заграждения, перегрева букс и др., а также постоянные и временные сигнальные знаки. Для обозначения головы и хвоста поездов, локомотивов и др. подвижных единиц в зависимости от различных факторов (одно- или двухпутные линии, движение по правильному или неправильному пути) применяются соответствующие видимые сигналы. По правилам технической эксплуатации видимые сигналы устанавливают с правой стороны по направлению движения или над осью ограждаемого ими участка пути. Сигналы располагают так, чтобы их нельзя было спутать с сигналами, относящимися к соседним путям. При этом должны соблюдаться требования габарита.

Ручные сигналы флажком, фонарем, диском или рукой служат для подачи команд машинистам локомотивов и обмена информацией. На железнодорожном транспорте широкое распространение у работников ряда профессий получили сигнальные жилеты из легкой ткани оранжевого цвета. Для ночного времени используют аналогичные жилеты с полосами из специальной ткани, отражающей лучи прожектора локомотива. Сигнальные жилеты существенно увеличивают дальность видимости локомотивными бригадами работников, находящихся на путях, и обеспечивают повышение безопасности труда работников этих категорий (монтеры пути, монтеры контактной сети и др.).

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности; значение их днем и ночью одно и то же.

Для подачи звуковых сигналов служат сигнальные устройства, устанавливаемые на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, дрезинах, самоходных путевых машинах, а также ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки, петарды и звонки.

Все локомотивы оборудуются звуковыми сигнальными устройствами двух типов - большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки). Сигнал тифона имеет частоту осн. тона 360-380 Гц и уровень звука 120 ±5 дБ на расстоянии 5 м, что обеспечивает его надежную слышимость в пределах длины тормозного пути. Сигнал свистка имеет частоту основного тона 1200 Гц и уровень звука 105 дБ на расстоянии 5 м. Сигнал большой громкости используется машинистом локомотива на перегонах и лишь в случае крайней необходимости в черте городов. Обычно в черте городов и населенных пунктов, в курортной местности, а также при маневровой работе применяется звуковой сигнал малой громкости.

На фоне помех звуковой сигнал ручного свистка слышен на расстоянии до 60 м, а духового рожка - до 400 м. Взрыв петард четко слышен в кабине машиниста и служит сигналом немедленной остановки. Звуковые сигналы различают по числу звуков и их сочетанию различной продолжительности. Например, три коротких звуковых сигнала означают команду «Стой», оповестительный сигнал о приближении поезда подается одним длинным гудком локомотива.

Из устройств, подающих видимые сигналы, наиболее распространены светофоры, являющиеся основным средством сигнализации для подвижного состава на железной дороге. Состоит светофор из одного или нескольких фонарей (светофорных головок) с источником света (обычно лампой накаливания) и оптической линзовой системой, которая концентрирует световой поток и направляет его в сторону приближающегося поезда. Светофорные головки устанавливают на мачтах, консолях, сигнальных мостиках, опорах контактной сети и низких тумбах (так называемые карликовые светофоры). Для получения необходимого числа сигнальных показаний в светофорах используются цвет и число одновременно горящих огней, их взаимное расположение и режим горения (свет постоянный или мигающий).

В светофорах используют следующие основные сигнальные цвета:

o зеленый - разрешается движение с установленной для данного участка пути скоростью;

o желтый - разрешается движение, требуется уменьшение скорости;

o красный - движение запрещается, требуется остановка.

Иногда используют дополнительные цвета - синий и лунно-белый, а также комбинации огней основных цветов, например желтый с красным. Для улучшения видимости огней светофора его линзы защищают козырьком от прямых солнечных лучей, а к светофорной головке прикрепляют черный щит, создающий контрастный фон сигнальным огням. Видимость огней светофора обеспечивается на расстоянии не менее 1000 м. По конструкции светофорной головки различают линзовые и прожекторные светофоры. В линзовых светофорах для каждого сигнального огня имеется свой фонарь, прожекторный светофор подает световые сигналы разного цвета одним фонарем. На вновь строящихся и модернизируемых железных дорогах устанавливают только линзовые светофоры.

В линзовых светофорах применяются лампы на напряжение 12 В, мощностью 15-25 Вт. Существуют два способа питания ламп светофоров: местное и центральное. Местное питание осуществляется переменным током низкого напряжения до 14 В, а при его выключении - постоянным током от источников, установленных в непосредственной близости от светофоров. При центральном питании ламп светофоров используют переменный ток более высокого напряжения (до 250 В) с целью повышения дальности управления.

По месту применения различают светофоры станционные, проходные, локомотивные, горочные, заградительные и светофоры прикрытия. В свою очередь станционные светофоры по назначению подразделяются на следующие:

· входные, разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

· выходные, разрешающие или запрещающие поезду отправляться со станции на перегон;

· маршрутные, разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

· маневровые, разрешающие или запрещающие выполнение маневров;

· повторительные - для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

· проходные светофоры - используются на участках, оборудованных автоблокировкой, разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

· локомотивные светофоры - используются на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, устанавливаются непосредственно в кабине машиниста, не имеют линзовых комплектов, служат для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также для предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

· горочные светофоры - разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной, выходной и маневровый);

· заградительные - требуют остановки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станциях;

· светофоры прикрытия - для ограждения мест пересечения железных дорог в одном уровне другими железными дорогами, трамвайными путями, троллейбусными линиями; для ограждения разводных мостов и участков, проходимых с проводником.

Нормальным показанием станционных светофоров является запрещающее, а проходных светофоров автоблокировки в установленном направлении движения - разрешающее. При переводе станционных светофоров в автоматический режим их нормальным показанием является разрешающее. В случаях, когда необходимо дополнительно к основным показаниям светофора указать путь приема или направление следования поезда, род тяги по маршруту, ширину колеи и другие сведения, показания светофора дополняются показаниями маршрутных указателей. Маршрутные указатели применяются цифровые, буквенные и положения и устанавливаются, как правило, на мачтах светофора.

Светофоры, как правило, устанавливаются с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути. Заградительные светофоры и предупредительные к ним, размещаемые на перегонах перед переездом для поездов, следующих по неправильному пути, могут располагаться с левой стороны по направлению движения. С разрешения начальника дороги допускается устанавливать с левой стороны входные и предупредительные к ним светофоры для приема на станцию поездов, следующих по неправильному пути, а также горочные светофоры, где это требуется по условиям маневровой работы. Входные, маршрутные и выходные светофоры на главных путях станций, а также на боковых путях, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, должны быть мачтовыми. На станциях с рельсовыми цепями входные, маршрутные и выходные светофоры, в том числе групповые светофоры и маршрутные указатели автоматически закрываются при вступлении поезда на первый изолированный участок за светофором (маршрутным указателем). Маневровые светофоры закрываются после проследования за светофор всего маневрового состава или после освобождения первого за светофором изолированного участка.

Светофоры обозначают буквами или цифрами. На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечетного направления присваиваются нечетные, а светофорам четного направления - четные номера. Станционным светофорам присваиваются литеры Н или Ч в зависимости от направления движения, причем на выходных светофорах дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Маршрутным светофорам к литере Н (Ч) добавляется литера М. Маневровым светофорам присваивается литера М с порядковым номером в четной горловине станции - четным, в нечетной - нечетным. Светофорам прикрытия присваиваются литеры НП или ЧП.

Литература

1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. - Утверждено министром МПС, 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обеспечение безопасности движения, четкой организации движения поездов и маневровой работы. Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта. Сигнальные и путевые знаки. Подача звуковых сигналов.

    курс лекций , добавлен 06.03.2016

    История создания дорожного светофора как устройства для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, подвижного состава на железной дороге. Описание строения современного светофора и изучение значений его сигналов.

    реферат , добавлен 22.09.2011

    Цели и принципы системы сертификации. Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации на железнодорожном транспорте. Организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

    реферат , добавлен 13.10.2006

    Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности на железнодорожном транспорте. Расчет себестоимости грузовых перевозок при помощи метода расходных ставок. Определение влияния качества использования подвижного состава на себестоимость перевозок.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Утверждение Системы технического регулирования на железнодорожном транспорте 14 июня 2006 года. Образование в 2004 году Центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на базе Управления инфраструктуры и перевозок.

    презентация , добавлен 30.05.2014

    Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров. Организация перевозок грузов. Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных машин и устройств периодического действия, используемых на железнодорожном транспорте: мостовые, опорные и подвесные краны. Описание грузозахватных приспособлений: тележки, лебедки, траверсы и стропы.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Анализ объема перевозок по дороге. Наличие и объем работы тягового подвижного состава. Анализ влияния факторов на изменения среднесуточной производительности локомотивов. Рабочий парк грузового вагона, показатели объема работы и качества использования.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Причинно-следственный анализ проблемы убыточности пассажирских перевозок. Возможные направления повышения их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Значение устройств автоматики на железнодорожном транспорте. Характеристика станции и обоснование выбора централизации. Расстановка светофоров с их полной сигнализацией и определением ординат стрелок и сигналов. Тип блоков, их устройство и назначение.

Назначение

Цвет, исполь-зуемый для усиления значения основ-ного цветового сигнала

Области применения

Основной

Запрещение, сигнализация о непосредственной опасности (о возможности аварии) и окраска устройств для прерывания процесса или движения

Отражаемые участки машин и знаки, запрещающие различные действия. Символ «молния»; кноп-ки и рычаги включения и аварийные – «Стоп». Лампы, сигнализирующие о нарушении технологического процесса или условий безопасности; противопожарные устройства

Предупреждение, сигнализация о необходимости внимания, осторожности действий

Наружные элементы оборудова-ния, не полностью огражденные механизмы; сигнальные лампы, предупреждающие о предстоящем переключении автоматических станков и линий; элементы внутрицеховых транспортных средств; строительные конструкции (для сигнализации об опасности)

Разрешение, сигнализация о безопасности

Кнопки и рычаги «Пуск»; пункты первой помощи, знаки, разре-шающие различные действия; таблички, указывающие запасные и аварийные выходы; средства для другой информации, направленной на обеспечение безопасности

Вспомогательный

Оранжевый

Промежуточное значение между красным и желтым

Для повышения контрастности между машинами и фоном (для мобильных машин, работающих на открытом воздухе, сельскохо-зяйственных, строительных, дорожных и др.). Допускается нанесение цвета на внутренние поверхности ограждающих устройств и ограждаемые участки машин и механизмов

Производственно-техническая инфор-мация

Оформление производственной информации (технические таблицы, плакаты, инструкции), не связанной с опасностями или предосторожностями

Усиление контраста основных цветов безопасности, надписи на желтом, белом и оранжевом фоне

Для обозначения направления движения, для пояснительных надписей и символов, а также для приборов контроля, оксидированных инструментов.

Усиление контраста основных цветов безопасности; надписи на красном, зеленом, синем и черном фоне

Для обозначения границ проходов, проездов и рабочих мест, направления движения и для пояснительных надписей на знаках

Цветовой тон (λ) насыщенности (Р) и коэффициент отражения (ρ) являются основными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры и масштаб изделий, динамические и ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.

При рассмотрении объема с близких расстояний насыщенность цвета может быть незначительной, а с больших расстояний цвет должен быть более четким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах, в частности в средствах транспорта, цвет и форма должны выражать идею движения с преобладанием горизонтальных и наклонных линий по направлению движения.

Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с повышенной контрастностью между ними создает впечатление более мелкого масштаба.

Темные цвета – пурпурные, фиолетовые, коричневые, темно-серые, черные - кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых, желтых. Поскольку впечатление излишней тяжести и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изделия лучше всего окрашивать в «легкие» цвета. Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом – удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и выступающие или приближающиеся (теплые). По сравнению с холодными цветами теплые насыщенные (ярко-оранжевый) кажутся более «напряженными» и вызывают ассоциации силы, энергичности. «Напряженность» цвета резко падает с потерей насыщенности (например, бледно-розовый цвет кажется чрезвычайно анемичным).

Для эстетической выразительности облика изделия немаловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми (зеркальное отражение), матовыми или шероховатыми (диффузное отражение), полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура в интерьерах скрадывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура при окраске автомобилей – блики, получающиеся на гранях формы, выгодно подчеркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать слепимость и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.

Связь цветового решения изделия с условиями среды – один из важнейших факторов деятельности человека. Чтобы создать благоприятные условия (среду), необходимо учитывать множество различных требований: цветовой климат окружения и микроклимат производства, взаимосвязь естественного и искусственного освещения, шумность, пыльность и др. Во всех случаях при выборе цветов для окраски помещений, оборудования и отдельных изделий ставится задача компенсировать недостатки среды, максимально используя различные свойства цветов. Так, известно, что при слабых освещениях холодные цвета кажутся более светлыми, чем теплые.; слишком темная окраска изделий сложной формы скрывает тени и затрудняет восприятие; изделия, воспринимаемые против света при темной окраске, имеют вид силуэтов; изделия, окрашенные в красный цвет и освещенные зеленым цветом, кажутся черными; изделия, окруженные плоскостями других цветов, изменяют свою насыщенность и цветопередачу; окраска тепловых цехов в холодные цвета создает более благоприятный цветоклимат в процессе труда.

Выводы

1. Цвет – это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженного или испускаемого излучения. Возникновение ощущения того или иного цвета зависит от длины видимого диапазона электромагнитных волн, которые отражают поверхность изделия под воздействием источника света, например солнца или лампы накаливания.

2. Цвет можно характеризовать видимым спектром света: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Механизм отражения света зависит от цветового типа поверхности, которые подразделяются на две группы: ахроматические и хроматические.

3. Цвет характеризуется его яркостью (светлотой), цветовым тоном и насыщенностью.

4. Цвет изделия в значительной мере определяется условиями освещения, источником света. Источники «белого света» подразделяются на естественные (светильники), которые могут обеспечивать световой поток прямого, рассеянного или отраженного света.

5. Наиболее правильное представление о цвете поверхности можно получить при солнечном свете.

6. Цвет в изделиях промышленного назначения выбирают с учетом их функционального назначения, особенности композиции формы изделия, условий его эксплуатации и психофизиологического влияния цвета на человека.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
СИГНАЛОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
Дисциплина: ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Группа:А-22

Цели урока:
Учебная (образоватнельная):
-студент после изучения темы должен знать обозначение
сигнальных показаний железных дорог РФ их назначение и
классификацию;
-знать общие сведения о железнодорожном транспорте;
- знать принципы организации железнодорожных перевозок и
управления движением поездов;
- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

Развивающая: студент должен уметь:
- классифицировать организационную структуру управления
на железнодорожном транспорте;
-классифицировать технические
железнодорожного транспорта.
средства
и
устройства
Воспитательная:
-совершенствовать стремление студентов пополнять знания и
умения, развивать механизмы психики учащихся (восприятие,
память, мышление);
-стимулировать потребность к самостоятельности в
различных видах деятельности.

Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Сигнализация на железнодорожном транспорте служит для
обеспечения безопасности движения, а так же для четкой
организации движения поездов и маневровой работы.

Светофоры Входные

СВЕТОФОРЫ ВХОДНЫЕ
Входные светофоры
ограждают раздельные
пункты со стороны
перегонов, т.е.
разрешают или
запрещают поезду
следовать на
раздельный пункт.

Светофоры выходные

СВЕТОФОРЫ ВЫХОДНЫЕ
Выходные
светофоры
разрешают или
запрещают
поезду
отправиться с
раздельного
пункта на перегон.

Светофоры проходные

СВЕТОФОРЫ ПРОХОДНЫЕ
Проходные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать с
одного блокучастка
(межпостового
перегона) на
другой.

Светофоры Маршрутные

СВЕТОФОРЫ МАРШРУТНЫЕ
Маршрутные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать из
одного района
станции в другой.

10. Светофоры прикрытия

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ
Светофоры
прикрытия
ограждают
пересечения
дорог в одном
уровне,
разводные мосты
и участки,
проходимые с
проводником.

11. Светофоры предупредительные

СВЕТОФОРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ
Предупредительн
ые светофоры
заблаговременно
предупреждают о
показании
светофоров:
входного,
проходного,
прикрытия,
заградительного.

12. Светофоры Маневровые

СВЕТОФОРЫ МАНЕВРОВЫЕ
Маневровые
светофоры
разрешают или
запрещают
проведение
маневровых
работ.

13. Светофоры заградительные

СВЕТОФОРЫ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
Заградительные
светофоры требуют
остановки поезда
при опасности для
движения,
возникшей на
переездах, крупных
искусственных
сооружениях и
обвальных местах.

14. Светофоры повторительные

СВЕТОФОРЫ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ
Повторительный
светофор одним
зеленым огнем
указывает, что
выходной или
маршрутный светофор
открыт.
Нормально сигнальные
огни повторительных
светофоров не горят, и в
этом положении
светофоры сигнального
значения не имеют

15. Светофор Локомотивный

СВЕТОФОР ЛОКОМОТИВНЫЙ
На участках,
оборудованных
автоблокировкой и
автоматической
локомотивной
сигнализацией,
локомотивными
светофорами подаются
сигналы указывающие
сигнал впередистоящей
сигнальной точки в
соответствии с кодом
АЛС

16. Переездной светофор

ПЕРЕЕЗДНОЙ СВЕТОФОР
Предназначен для запрета
выезда автомобильных
транспортных средств, в
местах пересечения
автомобильной и железной
дороги, в случае движения
железнодорожной поездной
единицы.

17. Светофоры, их устройство

СВЕТОФОРЫ, ИХ УСТРОЙСТВО
Мачтовые светофоры

18. Консольный светофор

КОНСОЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

19. Карликовый светофор

КАРЛИКОВЫЙ СВЕТОФОР

20. Основные сигнальные цвета и их значения.

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
В светофорной сигнализации используются 5 цветов,
которые имеют следующие названия: красный, желтый,
зеленый, лунно-белый, синий. В локомотивных светофорах,
находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся
ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из
красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров
используются красный, жёлтый и зелёный цвета., значение
показаний строго регламентируется ИСИ (Инструкция по
сигнализации).

21.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Один красный огонь»
Стой! Запрещается проезжать сигнал!
«Один жёлтый огонь»
Разрешает проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч,
следующий светофор закрыт.
«Один зелёный огонь»
Разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, следующий
светофор открыт.
«Один жёлтый и один зелёный огни»
Применяется только на участках с
четырёхзначной автоблокировкой, и
разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, и
предупреждает о том, что следующий
сигнал имеет показание «оди
Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам

22.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии

более 60км/ч (аналогично сигналу «один
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса»
жёлтый») с отклонением по стрелочным

предупреждает, что следующий сигнал закрыт.
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и
предупреждает, что следующий сигнал открыт и

требует проследования с уменьшенной скоростью
(обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется
перед сигналом один жёлтый огонь).
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80 км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и информирует, что следующий сигнал открыт и
одна зелёная светящаяся полоса»
разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но
возможно, и с установленной. (Здесь также не
различаются сигналы, разрешающие скорость
только до 80 км/ч и установленную).
«Один зелёный мигающий огонь»
Сигнал «один зелёный мигающий огонь»
разрешает проследовать сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает, что следующий
сигнал открыт и требует проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются
стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо́льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран
РФ из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью
до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная
светящаяся полоса - обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.

23.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Два жёлтых огня»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной

отклонение по стрелочному
переводу, и предупреждает, что
следующий сигнал закрыт.
«Два жёлтых огня, из них
верхний мигающий»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной
скоростью 40 км/ч, указывает на
отклонение по стрелочному
переводу, и информирует, что
следующий сигнал открыт.
«Один жёлтый мигающий
огонь»
Разрешает проследовать
сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает,
что следующий сигнал открыт и
требует проследовать сигнал с
уменьшенной скоростью 40
км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным
переводам.

24.

«Один жёлтый и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (практически - со
скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться
на перегон и следовать далее по показаниям

сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен
один блок-участок.
«Один зелёный и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (с установленной
скоростью), отправиться на перегон и следовать далее
по показаниям локомотивного светофора
автоматической локомотивной сигнализации, и
информирует, что впереди свободны два (или более)
блок-участков.
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более
40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по
неправильному пути, и следовать далее по показаниям
локомотивного светофора автоматической локомотивной
сигнализации. Количество свободных блок-участков,
вообще говоря, не определяется, согласно инструкции.
Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по
которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации
(без напольных проходных светофоров).

25.

Название
Описание и комментарии
«Один лунно-белый огонь»
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал,
информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается
до следующего поездного или маневрового светофора, до
границы станции, или до каких-либо точек, определяемых
ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости
движения по маршруту, и о свободности или занятости
участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях,
оборудованных электрической централизацией, но не на всех
таких станциях.
«Один лунно-белый огонь»
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или
ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том
числе такие, где применяется электрожезловая система,
движение по поездным телефонограммам, или иные способы
организации движения, кроме полуавтоматической
блокировки, автоблокировки или автоматической
локомотивной сигнализации как самостоятельного средства
сигнализации) только в пределах станции, но не является
разрешением для отправления на перегон.
Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не
оборудованный путевой блокировкой.

26.

Существует отдельный тип двухцветных
железнодорожных светофоров -
маневровые, которые подают следующие
сигналы:
один лунно-белый огонь «Разрешается
производить маневры»;
один синий огонь «Запрещается производить
маневры».

27. Сигнализация локомотивного светофора

СИГНАЛИЗАЦИЯ ЛОКОМОТИВНОГО
СВЕТОФОРАЭТО ИНТЕРЕСНО

29.

30. СЕмафор

СЕМАФОР
на железных дорогах – сигнальное устройство в
виде мачты с установленными на ней подвижными
крыльями и сигнальными фонарями, посредством
которых машинисту поезда подаются сигналы,
разрешающие или запрещающие движение поезда.
В России первые семафоры были изготовлены по
проектам профессора Я. Н. Гордиенко на
Путиловском заводе. Сигналы семафор подаёт
либо крылом (днём), либо цветными фонарями
(ночью): занятому пути соответствует
горизонтально расположенное крыло и красный
огонь; свободному – поднятое под углом крыло и
зелёный огонь фонаря.
С 1950-х гг. семафоры практически всюду
вытеснены более совершенным сигнальным
устройством – свветофором; сохранились только
на отдельных ветках малонапряжённых линий в
некоторых странах.

31. Почему красный запрещающий

ПОЧЕМУ КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
В наихудших условиях
красный сигнал при
одинаковой силе света
виден лучше других
сигналов.

32. ЖЕЛТЫЙ ОГОНЬ

В тумане желтый огонь принимает
оттенок красного и благодаря этому
сигнал нельзя проехать в экстренной
ситуации, его нельзя перепутать с
зеленым сигналом.

33. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сигнальное показание
Значение сигнального
показания
Входной светофор
Красный
Сигнал остановки
Желтый огонь
Снижение скорости,
повышение внимания
Зеленый огонь
Разрешает движение с
установленной скоростью
Разрешающий движение
Лунно- белый огонь
Примечание
На входных светофорах
разрешает
« Приглашает»
проследовать светофор с
готовностью остановиться.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году