Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок? Обязательный аудит 44 фз аудит

Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок,согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения. Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляетсяанализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона). Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений. По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

Не знаете свои права?

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст. 3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1-3 ст. 3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

Мероприятия по проведению аудиторской проверки операций в сфере закупок регламентированы Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ст. 98 и Законом от 05.04.2013 г. под № 41-ФЗ. Аудиторы дают экспертную оценку эффективности работы закупочной системы и ценообразования, уровню профессионализма участников сделок.

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Объекты проверки

Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чемЗаконом о госзакупках. Помимо контроля в сфере закупок, Закон содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе в целях оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а аудит будет проводиться для оценки результатов закупок и достижения целей закупок (подробнее см. Обоснование закупок). Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе , существенно отличаются от правил, установленных Законом о госзакупках.

а) Мониторинг закупок

В соответствии с Законом мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона).

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также обоснованность закупок.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона).

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также размещаться в единой информационной системе.

Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

б) Аудит в сфере закупок

Аудит, согласно Закону , будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона).

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона).

Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона).

в) Государственный контроль в сфере закупок

Законом будут существенно изменены правила осуществления государственного контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона о госзакупках):

Полномочия по осуществлению контроля будут разделены между тремя разновидностями органов госвласти и местного самоуправления;

Будет подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о госзакупках). Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона о госзакупках.

Закон существенно расширит систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе . Первая группа перечисленных выше органов будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона. Отметим, что порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона и в целом совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона о госзакупках.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона, будут проверять, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех стадиях осуществления закупок, начиная с плана закупок (см. Планирование) и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Счетная палата России и иные органы, перечисленные в ч. 8 ст. 99 Закона, будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, а также установления достоверности учета расходов на осуществление таких закупок. Контроль они будут осуществлять в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установит Правительство РФ в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов

В Законе определено, как решаются вопросы в случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: при проведении внеплановой проверки закупки должно применяться решение органа более высокого уровня (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона). В случае выявления противоречий между решениями, вынесенными в отношении одной и той же закупки органами различных уровней, применяется решение органа более высокого уровня, вынесенное по результатам внеплановой проверки (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона).

г) Обжалование действий, нарушающих права и интересы участников закупок

Почти не изменились правила обжалования в контрольных органах действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С семи до десяти дней увеличивается срок, в течение которого может быть подана соответствующая жалоба (п. 3 ст. 105 Закона).

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, - достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации », а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита - это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями Закона № . В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика. Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году