Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок по обществознанию на тему «Предпосылки правомерного поведения. Предпосылки правомерного поведения Охарактеризуйте основные элементы правосознания

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
  • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.


Правомерное поведение Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Правомерным называют такое поведение, которое соответствует правовым нормам. Признаки правомерного поведения: 1.Ограничено установленными правовыми нормами 2.Полезность для общества 3.Осуществляется на добровольном основании 4.Распространено среди большинства населения






Условия формирования правомерного поведения Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание- это отношение людей к праву. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческих установок. Правовая культура- часть общей культуры, уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву.


Составные части правосознания Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Знание права (Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, правовые учения и доктрины) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловеческих ценностей) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая психология (чувства и эмоции по отношению к праву) Правовая установка (психологическое состояние человека) Правовая установка (психологическое состояние человека)






Соотношение права и правосознания Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание оказывает влияние на процесс принятия законов Правосознание учитывается в ходе правоприменения Правосознание учитывается в ходе правоприменения Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права Уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права


Функции правовой культуры Познавательная Познавательная Регулятивная Регулятивная Нормативно- ценностная Нормативно- ценностная Коммуникативная Коммуникативная Прогностическая Прогностическая Нигилизм- антипод правовой культуры, для него характерны недооценка роли права, отрицательное отношение к праву, неуважение к праву.





1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. План Правосознание: знание права; правовая идеология; правовая психология; правовые установки. Правосознание (по уровню знаний). Правосознание (по числу). Право и правосознание. Правовая культура. Функции правовой культуры. Черты современной правовой культуры. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Правомерное поведение. Виды правомерного поведения. Предпосылки формирования правомерного поведения. Выводы. Список использованной литературы.

Правосознание Совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей действующему или желаемому праву. Знание права Правовая идеология Правовая психология Правовые установки

Знание права ü знание норм Конституции РФ; ü знание содержания наиболее важных федеральных законов; ü понимание сущности правовых учений и доктрин; ü ориентирование в иерархии нормативно-правовых актов; ü наблюдение посредствам СМИ за деятельностью законодательных органов и др. Жизненный опыт Место работы Наличие Уровень юридической Интересы образования подготовки

Правовая идеология Отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Общечеловеческие личностные ценности Ценности публичного характера жизнь; демократия; честь; законность; достоинство; правопорядок; свобода личности; политический плюрализм; правовая безопасность; идеологический плюрализм социальная защищенность. и др. Формирование основополагающих идей, принципов правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правовая психология Чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Оценки права Правовые идеи

Правовые установки Определенное психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Психологическая готовность личности к соблюдения норм права.

Правосознание (по уровню знаний) Обыденное Уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве. Профессиональное Правосознание юристов, которые обладают глубокими знаниями в юриспруденции. Научное Характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Правосознание (по числу) Индивидуальное Групповое Формируется у конкретного индивида. Формируется в отдельных социальных группах. Общественное Формируется в обществе.

Правосознание правосознание влияет на правотворчество, а правотворчество влияет на содержание норм; правосознание учитывается в ходе правоприменения; уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права; право формирует правосознание каждого, способствуя внедрению в сознание правовых идей.

Правовая культура Особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом. Правовая культура личности Отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Правовая активность, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения целей Привычка к правомерному, законопослушному поведению Правосознание человека Правовая культура общества Отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Правовая культура граждан

Функции правовой культуры Познавательная Теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения. Нормативноценностная Оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения. Регулятивная Обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Коммуникативная Прогностическая Регулирование общения граждан в правовой сфере. Анализ тенденций, характерных для правовой системы общества.

Черты современной правовой культуры определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку; правовая активность граждан в осуществлении своих прав; активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil – ничто, ничего) – полное отрицание всего общепризнанного: идеалов, авторитетов, ценностей. недооценка или отрицательная оценка роли права; неуважение к праву; пренебрежение к праву. Личностный Государственный Правонарушения

Правовое воспитание Правовое просвещение Распространение идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, создание компьютерных баз данных. Юридическая практика Передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности. Самовоспитание Личный опыт, самообразование, собственный анализ правовых явлений. Предотвращение правового нигилизма

Правомерное поведение Поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Ограничено Полезно для Осуществляется установленными общества, не на добровольном правовыми противоречит его и осознанном нормами. интересам и целям. основании. Необходимое (желательное) поведение Социально допустимое правомерное поведение Дееспособные лица Полная дееспособность (18 лет) Распространено среди большинства населения. Недееспособные и невменяемые Частичная дееспособность (с 14 до 18 лет)

Виды правомерного поведения Социально активное Высшая форма правомерного поведения. Соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Конформистское поведение Маргинальное правомерное поведение Подчинение правовым Соответствует правовым предписаниям без их предписаниям, но глубокого и находится под всестороннего осознания, воздействием без высокой правовой государственного активности. принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Предпосылки формирования правомерного поведения Юридические Должны существовать определенные правовые отношения. Правовые связи Правовые зависимости Психологические Осознание юридических прав и обязанностей, усвоение юридических норм личностью. Социальные Социальная среда оказывает влияние на людей, действующих в ней.

Выводы существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей; требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, не станут правилом поведения, пока не пройдут через волю и сознание человека, им следуемого; воздействие права на общеобязательные отношения осуществляется через волю и сознание человека; предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность; правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого; высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Список использованной литературы 1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. - М. 2011. 2. Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М. : 2006. 3. Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году