Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект «замкнутого торгового государства» и.г. фихте и противоречия «современной эпохи. Замкнутое торговое государство – свободное государство

Замкнутое торговое государство – свободное государство?

Замкнутое торговое государство - свободное государство?

В данной статье рассматривается проблема свободы в философии Иоганна Готлиба Фихте, на основе его произведения «Замкнутое торговое государство», где он раскрывает её правовые, экономические и социальные измерения. Анализ политической теории Фихте позволяет утверждать об её противоречивости. Мыслитель пренебрегает общепризнанным пониманием человеческой свободы, загоняя граждан замкнутого торгового государства в рамки несвободы, жесткой регламентации и контроля. Возникает вопрос: «Насколько правомерно считать «идеальное государство» Фихте государством свободы? ».

Выдающийся немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте излагает свою концепцию государства в книге, которая носит название «Замкнутое торговое государство». В своей работе он старается описать государственное устройство со всех сторон, затрагивая ведение сельского хозяйства, промышленность и торговлю, экономические вопросы, международные отношения и правовые основы. В своем проект он пытается построить план грядущей, реальной политики, отмечает особую важность государственного регулирования, определяет причины, побуждающие к началу войн. Эту утопическую картину Фихте мечтал осуществить в Пруссии, единственном подходящем государстве, которое, по мнению философа, имеет гораздо больше перспектив по сравнению с Англией или Францией. Такие надежды на выбранного кандидата автор возложил, опираясь на историю страны (опыт в проведении мощных преобразовательных реформ, способных вывести страну из кризиса) и новое сильное правительство. Именно с этой доктриной Иоганн Готлиб Фихте обратился к правительству Пруссии, что, впрочем, было не редкостью среди утопистов.

Актуальность.

В настоящее время мы наблюдаем сложные и нестабильные отношения на мировой арене. Возвращение к исследованию концепции «Замкнутого торгового государства» даст возможность к более тщательному анализу реформ, выявлению ошибок и предостережет от неправильных политических действий. Несостоятельность концепции Фихте говорит о дефектности его идей и оснований, руководствовать которыми не стоит. В своей статье я хочу обратить внимание на то, что в погоне за сохранением национальной идентичности, своеобразия очень легко дойти до крайности, ухудшить положение нации, о благополучии которой изначально была забота. За лозунгами о свободе и всеобщем равенстве кроются жесткий государственный режим, ограничения, контроль, персональное обогащение и личный успех. Современные политические деятели - утописты нашего времени, которые не осознают, что современный мир давно пережил социализм, коммунизм и прочие «измы». Необходимо, что-то качественное новое, проходящее под эгидой прогрессивности. Поэтому в настоящий момент актуально обернуться назад, сделать выводы и сбросить маски.

Цель.

Всестороннее рассмотрение работы «Замкнутого торгового государства» Иоганна Готлиба Фихте, её анализ и выявление противоречивых положений.

Задачи.

  • 1) Выявить факторы и историю написания «Замкнутого торгового государства».
  • 2) Анализ работы «Замкнутого торгового государства» с позиций современности.
  • 3) Формулировка идеи свободы в работе И.Г. Фихте и выявление противоречий.
  • 4) Выявление противоречивых сторон в концепции идеального государства И.Г.Фихте.

Научная новизна.

В современных политических условиях идея космополитизма больше не играет решающей роли, она уступает дорогу националистическим идеям. Важно понимать, что здесь нет места шовинистским мотивам, скорее речь идет о том, что народы многих стран желают видеть себя на международной арене самостоятельными и независимыми. Так, например, ситуация с басками на севере Испании, которые точно формулируют свою позицию и требования, имея на это полное право. Утопичность идей Фихте очевидна, также очевидна и невозможность построения такого общества. В своей статье я хочу подчеркнуть, что в попытках построить идеальное национальное государство многие утописты, а в данном случае, Фихте, ходят по лезвию ножа. В его случае, идеальное государство является ещё и закрытым. Говоря о государстве Фихте, мы имеем дело с тем, когда абсолютная свобода становится абсолютной несвободой.

Обращаясь к современным политическим условиям, мы можем наблюдать аналогичные попытки добиться государственного устройства, отдаленно напоминающее «фихтевское». Например, политика России, направленная на сохранение национальной идентичности, когда многие ощущают дежавю железного занавеса, трудности или невозможность выезда в соседнее государство. По моему мнению, современные утописты должны были давно убедиться в том, что общество, где провозглашены всеобщее равенство и свобода невозможно, поскольку оно, так или иначе, придет к классовому порядку.

Написание «Замкнутого торгового государства» - 1800 год, приходится на переходное время, когда все осознали несостоятельность идеи всеобщей европейской революции, когда французское послереволюционное общество, борющееся против буржуазной эксплуатации, не стало просветительским идеалом. Неудивительно, что именно в это время Фихте пишет свою утопическую работу, поскольку в нем бушевали непонимание царившей классовости и разочарование в способностях революции, поэтому «Замкнутое торговое государство» - манифест против подобного развития общественных отношений. «Замкнутое торговое государство» - это программа радикальной, на мой взгляд, государственной реформы, осуществимой, однако, лишь в отдельно взятой стране. Здесь Фихте в своей философии слишком далек от жизни, его воззрения искусственны и практически сомнительны, политическая теория Фихте излишне научна и теоретезированна.

Красной нитью через всю его работу проходит идея свободы. Он рассматривает ее правовые основания, политические и экономические условия её реализации. И его замкнутое торговое государство выступает неким инструментом достижения этой всеобщей свободы. Но можно ли говорить о свободе в контексте проекта замкнутого торгового государства?

Большое значение Фихте придал государственному контролю, которое распространялось на все стороны жизни общества. В этом ключе я бы хотела привести высказывание И.Г.Фихте: «…назначение государства состоит, прежде всего, в том, чтобы дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а потом уже начать ее охранять» . Так, в социальной структуре на основе вида деятельности были выделены определенные сословия: производители, мастера, торговцы, чиновники, армия, полиция. Численность этих сословий подвергалась строгому рациональному контролю, с целью поддержания баланса. Например, сословие производителей должно производить столько продуктов питания, сколько необходимо для удовлетворения потребностей других сословий, в случае нехватки продуктов, к сословию производителей добавляют дополнительных лиц. Такая же ситуация обстоит и в сословии мастеров, а именно, их число соответствует объему сырья для обработки. Принцип, предлагаемый Фихте, полностью исключает переход человека от одного сословия к другому по собственному желанию, если набран полный численный комплект. Таким образом, сфера свободной деятельности в своей основе исключает свободный выбор этой деятельности. Данная социальная структура, по мнению мыслителя, способствует восстановлению и полноценному функционированию национальной экономики, независимой от других стран и ситуации на международной арене.

Второе название «идеального» государства Фихте - «Государства законов и индивидов», оно было дано не безосновательно. Такой форме государственного устройства крайне важно сохранять внутреннюю стабильность и заранее предупреждать ситуации, способные в той или иной мере подорвать сложившийся уклад. Для чего создан жесткий аппарат принуждения и исполнения, следящий за исполнением законов, как граждан, так и органов власти. В случае неповиновения предусмотрены определенные меры и система наказаний за преступления. Очевидно, что этот механизм работает в любом государстве, заботящемся о своем благополучии, но у Фихте в условиях замкнутости он напоминал полицейскую казарму.

Я солидарна с Борисом Петровичем Вышеславцем, русским религиозным мыслителем, в том, что «Замкнутое торговое государство Фихте, с его цеховыми иллюзиями, имеет в себе очень много от того казарменного коммунизма, относительно которого Маркс предостерегал некоторых теоретиков уравнительства» . На этот счет высказалась Пиама Павловна Гайденко, поддерживая точку зрения Вышеславцева: «И в самом деле, идея равенства, составляющая альфу и омегу уравнительного коммунизма, играет большую роль в миросозерцании Фихте. А именно она-то в первую очередь и требует "замыкания" идеального государства, так же как и постоянного вмешательства политической власти в экономическую жизнь общества» .

Атмосфера, царящая в замкнутом торговом государстве, далека от демократии, здесь нет места плюрализму, паритету и мнениям снизу, государство жестко контролирует своих граждан, сосредотачивая в своих руках все рычаги управления, начиная с экономической сферы и заканчивая личной жизнью гражданина.

Политическая теория Фихте парадоксальна, изначально движимый идеей всеобщей свободы, философ приходит к полному отрицанию свободы индивида и общества в целом. Очень точную аналогию провела П.П. Гайденко, сравнив его теорию с французскими революционерами, которые во имя равенства и свободы совершали насильственные действия и террор.

Готлиб Фихте ослеплен своей идеей свободы настолько, что не замечает, как переступает все мыслимые и немыслимые барьеры, идя наперекор всем принципам и правилам человеческой природы. Он пишет: «Пусть даже погибнет человечество, но восторжествует справедливость». Фихте руководствуется принципом - идея ради самой идеи, а не ради всеобщего благополучия.

Фигура Фихте весьма противоречива, отсюда и противоречивость его взглядов. Изначально, до написания своего проекта идеального государства, он был близок в своих идеях к теории договорного построения государства, сторонниками которой выступали Джон Локк и Дэвид Юм. Фихте, наравне с ними, признавал право на свободу, на собственность, как естественные и неотъемлемые. Ратовал за то, что каждый земледелец и житель государство должен иметь это исключительное право. Однако, в 1800 году его позиции в этом вопросе меняются и он публикует своё «Замкнутое торговое государство». Книга Фихте не была воспринята положительно, многие ее не поняли и не оценили по достоинству. А ведь в перспективе эта небольшая работа стала настольной книгой и путеводителем в вопросах государственного изоляционизма для правителей некоторых держав. Впоследствии публикуемые новые работы Фихте выступили некой антитезой того, что высказывалось им в «Замкнутом торговом государстве» («Основные черты современной эпохи» 1806г., «Наставление к блаженной жизни» 1806г.) Например, его отношение к военным действиям трансформировалось от «всеобщего мира» к «войне быть». Многие связывают такой переход с международной политикой Пруссии, к которой Фихте прикипел всей душой. Оно показало себя, как активное военное государство. В конечном счете, историософия Фихте стала далека от реальности, он просто использовал историю, как некий инструмент, в своих интересах.

Библиографический список

философский государство мировоззрение фихте

  • 1. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. [Замкнутое торговое государство Фихте, с его цеховыми иллюзиями, имеет в себе очень много от того казарменного коммунизма, относительно которого Маркс предостерегал некоторых теоретиков уравнительства]. Москва: Изд-во Москва. 1914. С.455
  • 2. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. Москва: Изд-во Наука. 1990. С.128
  • 3. Фихте И.Г. Собрание сочинений [назначение государства состоит, прежде всего, в том, чтобы дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а потом уже начать ее охранять]: в 2 т. / И.Г. Фихте; сост. и общ. ред. В.А.Волжский. Санкт-Петербург: Изд-во Мифрил. 1993. С.787

Социально-политическая доктрина И. Г. Фихте. “Замкнутое торговое государство”.

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель»88. Реальное воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности». Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т.д.

Тенденция к взаимному воздействию или «общественное побуждение» (побуждение к идентичности по отношению к другим) «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации» 8Э (т. е. к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где концепцию общества он разрабатывает более определенно,- в «Закрытом торговом государстве» («Der geschlossene Наndеlsstааt), написанном в 1800 г., - Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Основой общества является разделение труда, реализованное без частной собственности на средства производства. Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли91. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...» . Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Теперь возвратимся к вопросу о том, как мог Фихте иметь такое большое влияние, несмотря на спекулятивность его философии. Во-первых, Фихте преодолел Кантов дуализм «вещи в себе» и явления, который был доведен Кантом в «Критике способности суждения» до предела. Фихте своим спекулятивным решением, согласно которому и природа является отчужденным продуктом Я, соединяет познание и природу, человека и мир. Как видно, он предлагает субъективно-идеалистическое решение, в действительности, однако, - в теории «чистого» Я - оно перерастает в объективный идеализм.

Во-вторых, Фихте понимает сознание как динамическое образование, в котором чувства, восприятие и образотворчество понимаются как низшая ступень реализации основной тенденции к рефлексии самого себя или самосознания. С этой точки зрения не имеет значения, понимаются ли чувства и восприятие как зависимые от внешней реальности, но имеет значение то, что Я в своем развитии к саморефлексии не может на них остановиться, что оно должно их преодолеть в самосознании. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Фихте понимает развитие сознания в неустанном взаимодействии с не-Я, т. е. со сферой внешнего опыта. Наконец Фихте оказал влияние на развитие философии «активной стороны», т. е. на развитие рефлексии практических отношений Я с внешней реальностью. Преодоление границ чисто теоретического познания, которое у Канта ограничено рефлексией нравственного поведения, у Фихте распространено на рефлексию инстинкта и труда, что важно для признания ноэтического значения человеческой практики.

Фихте. Если речь идет об отношении к обществу решение Фихте имеет форму философии истории которая исходит из идеи что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство которое принадлежит людям относительно того что каждый человек сам в себе цель88. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. Фихте требует чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов но и их право на определенную свободную деятельность в некоторых...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Социально-политическая доктрина И. Г. Фихте. “Замкнутое торговое государство”.

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель»88. Реальное воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности». Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т.д.

Тенденция к взаимному воздействию или «общественное побуждение» (побуждение к идентичности по отношению к другим) «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации» 8Э (т. е. к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией — он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где концепцию общества он разрабатывает более определенно,— в «Закрытом торговом государстве» («Der geschlossene Наndеlsstааt), написанном в 1800 г., — Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Основой общества является разделение труда, реализованное без частной собственности на средства производства. Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли91. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...» . Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Теперь возвратимся к вопросу о том, как мог Фихте иметь такое большое влияние, несмотря на спекулятивность его философии. Во-первых, Фихте преодолел Кантов дуализм «вещи в себе» и явления, который был доведен Кантом в «Критике способности суждения» до предела. Фихте своим спекулятивным решением, согласно которому и природа является отчужденным продуктом Я, соединяет познание и природу, человека и мир. Как видно, он предлагает субъективно-идеалистическое решение, в действительности, однако, — в теории «чистого» Я — оно перерастает в объективный идеализм.

Во-вторых, Фихте понимает сознание как динамическое образование, в котором чувства, восприятие и образотворчество понимаются как низшая ступень реализации основной тенденции к рефлексии самого себя или самосознания. С этой точки зрения не имеет значения, понимаются ли чувства и восприятие как зависимые от внешней реальности, но имеет значение то, что Я в своем развитии к саморефлексии не может на них остановиться, что оно должно их преодолеть в самосознании. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Фихте понимает развитие сознания в неустанном взаимодействии с не-Я, т. е. со сферой внешнего опыта. Наконец Фихте оказал влияние на развитие философии «активной стороны», т. е. на развитие рефлексии практических отношений Я с внешней реальностью. Преодоление границ чисто теоретического познания, которое у Канта ограничено рефлексией нравственного поведения, у Фихте распространено на рефлексию инстинкта и труда, что важно для признания ноэтического значения человеческой практики.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19143. Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих 34.28 KB
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности.
2295. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 202.87 KB
Понятие политическая система показывает каким образом происходит регулирование политических процессов формирование и функционирование политической власти. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами партиями и движениями. Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты обеспечивающие каналы для эффективного...
18252. Политическая власть и политическая система общества: современное состояние 80.13 KB
Общая характеристика государства как объекта конституционно-правового регулирования. Понятие правового статуса государства. Принцип разделения властей как основа организации современного государства. Общая характеристика функций современного государства.
13055. Политика, политическая власть и политическая система 29.33 KB
Мир политики рассматривался как область государственного управления подданными с целью объединения людей для достижения высшего блага государства и человека. Поэтому жизнь в разумном государстве полисе должна основываться на таких принципах как прекрасное и справедливое. С одной стороны политика трактовалась как социальная этика задающая общезначимые нормы государственного поведения и устанавливающая идеальные правила взаимоотношения между правителями и...
2030. Уникальное торговое предложение (УТП) 16.21 KB
Уникальное торговое предложение УТП Термин уникальное торговое предложение ввел известный идеолог рационалистической рекламы Россер Ривс. Ривс сделал важное наблюдение: по силе воздействия УТП как истинные так и ложные превосходят другие рекламные утверждения поскольку лучше запоминаются и обладают большей агитационной силой. Ривс УТП обеспечивает рост внедрения марки в сознание людей и падение соответствующих показателей марок конкурентов. Ривс указывал что эффективная стратегия рекламирования которую он назвал уникальным...
21863. Российское государство как демократическое государство 20.97 KB
Понятие демократического государства. Признаки демократического государства. Основные направления становления и развития демократического государства в России. Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.
12139. Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов 17.55 KB
По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС...
19387. Политическая реклама и СМИ 16.1 KB
Основной вид политических коммуникаций в период избирательной кампании – политическая реклама. Задачи: рассмотреть выбор стратегии рекламной кампании; изучить роль СМИ для политической рекламы. Выбор стратегии рекламной кампании При составлении генерального плана политической рекламной кампании прежде всего необходимо избрать наиболее подходящую стратегию ее проведения.
14650. Политическая социология 42.95 KB
Понятие власти в политической социологии занимает центральное место. Государство совокупность институтов власти и гражданское общество совокупность институтов Участия составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания использования и изменения таких механизмов составляющий содержание социального действия в сфере власти можно назвать политической жизнью. в политической социологии господствовали теории разделения властей классовой борьбы и политической...
19146. Политическая география 14.98 KB
Политология как научная дисциплина не имеет строго определенного предмета исследования она аморфна и гетерогенна. Спустя двадцать лет ситуация изменилась: для политической науки стали характерны такие явления как специализация фрагментация и гибридизация. Отношения между политической наукой и другими социальными науками по сути дела представляют собой отношения между отдельными предметными областями...

Книга: История политических и правовых учений / Шульженко Ф. П., Андрусяк Т. Г.

3. Теоретическая концепция права и "замкнутого торгового государства" И.-Г. Фихте

Своеобразный подход к выяснению проблем сущности государства и права имел место в учении Иоганна-Готлиба Фихте (1762-1814).

В основе его учения - субъективный идеализм. Мыслитель считал, что объективная реальность не существует вне сознания человека. Необходимость в правовых установках диктуется самосознанием, а право выводится из "чистых форм разума". Базой права является взаимное признания индивидами личной свободы каждого из них.

В рамках общей свободы каждый индивид стремится реализовать личную свободу; чтобы его устремления не выходили за пределы общей свободы, согласовывались с ней, необходима правовая общность людей, основой которой должен быть правовой закон.

Последний должен регулировать действия и поступки людей во внешнем мире, в отношениях с другими людьми для реализации личной свободы.

Фихте признавал существование и других социальных норм общества, в частности моральных, но сферой их действия, в отличие от правовых норм, есть внутренний, духовный мир человека.

Далее он отмечал, что в реальной жизни индивидуальная свобода человека нарушается; чтобы этого не было, необходимо установить господство закона, чего можно достичь только благодаря принудительные. Это обстоятельство и вызывает к жизни аппарат принуждения - государство.

В принуждении государства концентрируется единая коллективная воля, которая образуется в результате государственного договора. Общая воля людей является основой законодательства. А поскольку это так, то в процессе принятия конкретных законов нет необходимости учитывать волю отдельных людей.

Единичная воля (воля одного человека) может нарушить закон (требования общей воли), и это является правонарушением. Но отдельное (отдельные) правонарушение не может отменить закон, и он остается действующим.

По мнению Фихте, правонарушений будет значительно меньше, если законы, принимаемые, будут иметь такие гарантии свободы, что их каждый человек сможет воспринимать как свои личные.

Рассуждая о формах государства, философ отмечал, что демократия и деспотия являются противоправными.

Он отвергал идею своих предшественников о необходимости построения власти по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Злоупотреблением властью в государстве он предлагал положить конец с помощью высшей контрольной инстанции - ефорату, что назначается народом, стоит над властью и обладает правом запрета незаконных действий власти.

Для достижения стабильности в государстве необходимы, как пишет Фихте, три типа общественных отношений: договор о собственности; договор о защите; договор об объединении.

Излагая сущность договора о собственности, он отмечал, что без собственности нет и гражданина. Чтобы им быть, необходимо обладать минимумом жизненных благ, необходимых для содержания себя и семьи. С другой стороны, государство должно создавать условия для труда, чтобы люди могли приобретать собственность. В целом экономическая жизнь и имущественные отношения должны регулироваться государством. Договор о защите возлагает на человека обязанности не посягать на имущество или собственность других, даже более - защищать свою собственность и собственность других людей от преступных посягательств. Договор об объединении объединяет указанные выше договоры в одно целое, гарантируя их выполнение.

В 1800 г. Фихте написал труд "Замкнутое торговое государство", в которой предложил проект государства с избыточным етатизацією (огосударствлением) всех сфер общественной жизни.

Он определил три состояния общества: крестьян, которые производят сельскохозяйственную продукцию; городское население, состоящее из ремесленников и купцов.

Государство контролирует все сферы жизнедеятельности: производство; цены, которые она же и устанавливает; торговлю; имущественное состояние и отношения; личная жизнь людей.

В "идеальном государстве" Фихте существует замкнутая торговая система, денежные единицы имеют право обращения только на внутреннем рынке.

Автор "Замкнутого торгового государства" был категорическим противником частной собственности на землю. По этому поводу он отмечал, что земля принадлежит Богу, а человеку предоставлена возможность только ее обрабатывать и использовать.

Значительная роль в системе органов жесткого государственного контроля отводилась полиции. Она должна была контролировать каждого гражданина, его проживания и передвижения. В то же время Фихте не одобрял негласных методов работы полиции.


1. История политических и правовых учений / Шульженко Ф. П., Андрусяк Т. Г.
2. Вступительное слово
3. Раздел И. Возникновение и развитие взглядов на государство и право в странах древнего мира 1. Становление государственно-правовых взглядов в давние времена
4. 2. Государство и право в теориях мыслителей Древней Греции
5. 3. Развитие государственно-правовых концепций в Древнем Риме
6. ЛИТЕРАТУРА
7. Раздел ІІ. Особенности развития учений о государстве и праве средневекового общества 1. Возникновение христианских государственно-правовых идей
8. 2. Учение о государстве, право и закон Фомы Аквинского
9. 3. Становление взглядов на государство и право в ранньофеодальній Киевской Руси
10. 4. Государственно-правовые концепции итальянских мыслителей и юристов средневековья
11. ЛИТЕРАТУРА
12. Раздел ІІІ. Политические и правовые учения в западной Европе в XV-XVII вв. 1. Государственно-правовые концепции обоснования абсолютизма в XV-XVI вв.
13. 2. Государство и право в учениях мыслителей нового времени
14. ЛИТЕРАТУРА
15. Раздел IV. Учение о государстве и праве западноевропейского просвещения XVIII в. И периода борьбы за независимость США 1. Государственно-правовые концепции представителей французского Просвещения
16. 2. Учение о государстве и праве представителей итальянского Просвещения
17. 3. Политические и правовые учения США периода борьбы за независимость
18. ЛИТЕРАТУРА
19. Раздел V. Учение о государстве и праве в западной Европе конца XVIII - начала XIX вв. 1. Особенности становления политической и правовой мысли в Германии
20. 2. Политическое и правовое учение И. Канта
21. 3. Теоретическая концепция права и "замкнутого торгового государства" И.-Г. Фихте
22. 4. Право, государство и гражданское общество в учении Г.-В.-Ф. Гегеля
23. 5. Историческая школа права
24. 6. Политико-правовые учения представителей либерализма во Франции и Англии
25. ЛИТЕРАТУРА
26. Раздел VI. Основные этапы развития политических и правовых учений в России 1. Государственно-правовые учения периода образования феодального централизованного государства и укрепления абсолютизма в России
27. 2. Политико-правовая идеология в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.
28.

Иоганн Готлиб Фихте «Замкнутое торговое государство» u 19 мая 1762, Рамменау u 1790 – встреча с Кантом u 1794 – 1799 – Йенский университет u 1800 – переезд в Берлин «Замкнутое торговое государство» u 1814 – Берлинский университет вплоть до самой смерти от тифа

«Закрытое торговое государство» Реализация основных положений своего социального идеала - путем проводимой сверху радикальной реформы, а не путем народной революции Строго контролируемые сословия: производители, мастера, торговцы, чиновники, армия, полиция. Изъятие «мировых денег» , обмен на новые туземные деньги Прекращение торговли и обрыв всех внешних связей с окружающим миром может.

«Закрытое торговое государство» Замкнутое торговое государство Фихте, с его цеховыми иллюзиями, имеет в себе очень много от того казарменного коммунизма Практическая философия Фихте – это прежде всего учение о нравственности, праве и государстве. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир – это мир буржуазной частной собственности. Государство – это организация собственников. Это положение Фихте содержит глубокую догадку об экономической и социальной природе государства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Обязательный аудит: критерии проведения Обязательный аудит критерии малое предприятие
Составление смет на проектные и изыскательские работы
Транспортный налог в московской области Ставка по транспортному налогу в году