Как не попасть на возврат субсидии!

«Помните пожалуйста, что человеческая жизнь – бесценна. Никакие деньги, никакой возврат не могут быть поводами для самоликвидации. Вы ещё многое можете сделать полезного, хорошего. Будете счастливы, подарите радость окружающим».
С уважением, адвокат Лейнсоо Т.Н.

Практика выделения государством субсидий для российских СМИ вызывает массу сомнений, вопросов и споров. Пожалуй, единственным утверждением, с которым вынуждены согласиться абсолютное большинство интересантов – это то, что субсидии необходимы. Их получение или неполучение, зачастую становятся вопросом жизни и смерти для региональных средств массовой информации. Между тем, факт выигрыша конкурсного права на их получение так же не всегда положительным образом сказывается на жизни и здоровье редакций, вообще, и их руководителей, в частности. Выдача оговоренной суммы частями и неоправданно большой пакет сопроводительной документации зачастую забирают на себя больше внимания редакционного коллектива, нежели сама журналистская деятельность. Итогом становятся разного рода юридические ухищрения, на которые вынуждены идти получатели субсидий, дабы доказать, что они публикуют именно те материалы, которые заявляли на конкурсе субсидирования, выпускают именно те издания и именно с той задачей. Нередко такие споры заканчиваются трагедиями, некоторые из которых описывались, в том числе, на нашем сайте. Кроме прочего, такая ситуация позволяет критикам говорить об ограничениях свободы слова и давлении на СМИ РФ со стороны государственных органов посредством субсидирования. В таких дискуссиях очень часто проводятся параллели с пресловутым «совком» в том плане, что из-за боязни потерять финансирование из государственной казны, содержание нынешних региональных газет – особенно их печатных версий – мало чем отличается от их советских предшественников в плане вынужденного воспевания деятельности администрации.

На самом деле, стоит заметить, что системы субсидирования очень распространены и в Европе. Очень многие местные и региональные газеты там тоже подают заявления и получают субсидии от своих государств, которые так же важны для их продолжительного существования. Целью систем государственного субсидирования является предотвращение закрытия газет, поощрение конкуренции и плюрализма, а также предупреждение монополизации на отдельных рынка СМИ. Системы государственного субсидирования благополучно существует в таких государствах, как: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Швеция. Кроме того, например, французское правительство ежегодно заключает договор на оказание услуг с Агентством Франц-пресс (Agence France-Presse) (AFP), сумма которого с 2003 года превышает 100 миллионов евро в год.

В России государственные субсидии ежегодно получают более 550 издательств. Несовершенству системы получения и контроля субсидий региональных СМИ было посвящено немалое количества времени на медиафоруме ОНФ, прошедшем в начале апреля этого года. Президент России, который присутствовал на мероприятии, отнесся к недочетам с большим вниманием. По итогам пленарного заседания медиафорума, он подписал 18 поручений, часть из которых напрямую касалась вопросов финансовой поддержки средств массовой информации. Изменения не заставили себя долго ждать, и уже в начале мая получающие субсидии издательства были освобождении от казначейского сопровождения договоров о субсидиях. Кроме этого, было принято решение о выдачи оговоренных субсидий единым траншем, а не частями по мере реализации проекта. «Думаю, что это облегчит финансовое положение многих региональных и муниципальных газет и журналов, позволит сконцентрироваться исключительно на журналистской деятельности, а не тонуть в согласованиях и заниматься не свойственным себе делом», - отметил тогда заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Владимир Григорьев.

«Фонд имени журналиста Михаила Бекетова», который в течение долгого времени оказывал юридическую помощь издательствам, неоднократно сталкивался с проблемами, связанными с получением государственных субсидий. В связи с поступившими сообщениями о трагедиях, инициированных требованием о возврате денежных средств, изначально выделенными СМИ в качестве субсидий, адвокат ЛЕЙНСОО Татьяна Николаевна сформулировала ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при заключении договоров о предоставлении субсидий и, которые помогут руководителям издательств, не получить требование об их возврате при предоставлении отчетности. В рекомендациях учитывается, в том числе возможность получения субсидии частями, не смотря на то, что согласно новым поправкам, издательства могут получить субсидию полностью.


РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению субсидий

1. В связи с принципом свободы договора, в договор разрешается вносить любые условия, не противоречащие действующему законодательству. На этом основании следует попытаться внести в договор фразу о том, что субсидия является безотзывной. Например: «При обнаружении недостатков, упущений, недочётов в работе получателя субсидии по настоящему договору, заказчик имеет право требовать исправления нарушений и не вправе требовать возврата полученных издателем денежных средств».

2. В случае получения субсидии частями, попытаться внести в договор лицо (ФИО с указанием должности), которое со стороны заказчика будет осуществлять контроль расходования выделенных по субсидии денежных средств, и без подписи этого лица не тратить ни единого рубля. Если такое лицо не определено, заручаться по каждому расходованию подписью чиновника того ведомства, которое выделяло субсидию: «оплата проводится в соответствии с договором №__ от __.__.20__ г. о выделении субсидии на ______________ (цель)» и т.п.

3. В случае получения субсидии частями, разбить работу, на которую выделена субсидия на части по стоимости и времени, этот план согласовать с ФИО (см. п.2), затем подписывать у него каждый этап (в соответствии с утверждённым планом от ___ числа). При возникновении претензий можно будет сослаться, что всё проходило «с ведома» и одобрено.

4. Помнить о сроках, поскольку причиной предъявления требований о возврате субсидии может быть либо якобы нецелевое её использование, либо нарушение сроков использования выделенных средств.

5. Вывести полученную субсидию из-под контроля местных судов. Для этого выбрать по согласованию с заказчиком авторитетный третейский суд в другом регионе и в договоре о предоставлении субсидии указать: все спорные вопросы по настоящему договору будут рассматриваться _____________ (название) третейским судом.

6. Не получать субсидию на ИП. Организуйте юридическое лицо, это несложно. Дело в том, что по обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом, в то время как учредители и участники юридического лица не отвечают по обязательствам фирмы, а только рискуют средствами, внесенными в уставной капитал.

7. При заключении договора пригласите юриста. Поищите специалиста по бюджетному законодательству. Это не гражданское, а публичное законодательство, и такой специалист может подсказать некоторые особые нюансы.

8. Проработать вопрос о целесообразности вместо договора субсидирования заключить договор государственного (муниципального) контракта (путем размещения заказов на оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Там условия гораздо более приемлемые.